Рабочая программа спецкурса по русскому языку (11 класс) «Трудные вопросы орфографии»


Пояснительная записка.
Программа спецкурса «Трудные вопросы орфографии»составлена на основе
1.Требований Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089
2.Авторской работы учителя высшей категории Самсоновой Л.А. «Трудные вопросы орфографии»,апробированной ИПК ПРО в 2004 г. Использование авторской программы спецкурса мотивировано тем, что она
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на профильном уровне. В соответствии с учебным планом школы на дополнительное изучение русского языка выделен 1час в неделю.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по разделу языкознания «Орфография», повышение орфографической зоркости, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических , включающих задания части А,В в 11 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по орфографии,закрепление навыков правописания.
Задачи:1)повторить и обобщить правила правописания,
2)формировать орфографическую зоркость,
3) формировать умение применять правила на практике.
Таким образом, программа спецкурса даёт возможность не только повысить орфографическую, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.
Формы работы: коллективная , самостоятельная, парная.
Факультативный курс «Трудные вопросы орфографии» адресован учащимся как 10, так и 11 классов, рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю).
Содержание учебного материала
Орфография -35 ч.
Учебно-тематическое планирование.
№пп Тема Количество часов
1 Правописание гласных в корне слов. 2
2 Гласные О-Е после шипящих и Ц в корнях, окончаниях, суффиксах различных частей речи. 2
3 Правописание согласных в корне слов. 2
4 Буквы Ь,Ъ 2
5 Правописание приставок 2
6 Н,НН в разных частях речи 2
7 Правописание сложных слов 2
8 НЕ с разными частями речи 2
9 Суффиксы и окончания имен существительных 2
10 Суффиксы и окончания прилагательных 2
11 Суффиксы и окончания глаголов 2
12 Суффиксы и окончания причастий 2
13 Правописание наречий 2
14 Правописание предлогов 2
15 Правописание союзов 2
16 Правописание частиц 2
17 Итоговое занятие(тест) 2
18 Резерв 1
19 Итого 35
Календарно –тематический план спецкурса.
№пп Кол.
часов Тема Элементы содержания Дата
план Дата факт
1-2 2 Правописание гласных в корне слов. Повторение правила и составление обобщающей таблицы 3-4 2 Гласные О-Е после шипящих и Ц в корнях, окончаниях, суффиксах различных частей речи. Орфографическое чтение(про себя и вслух словарного диктанта(25-30слов)) 5-6 2 Правописание согласных в корне слов. Словарная диктовка(листок со словами перевернут) 7-8 2 Буквы Ь,Ъ Словарная диктовка Проверка словарного диктанта( по листку) 9-10 2 Правописание приставок Словарная диктовка
Работа над ошибками 11-12 2 Н,НН в разных частях речи Словарная диктовка
Объяснительный диктант 13-14 2 Правописание сложных слов Объяснительный диктант
Словарная диктовка
тест 15-16 2 НЕ с разными частями речи Словарная диктовка
Объяснительный диктант 17-18 2 Суффиксы и окончания имен существительных Объяснительный диктант
тест 19-20 2 Суффиксы и окончания прилагательных Объяснительный диктант
Словарная диктовка 21-22 2 Суффиксы и окончания глаголов Объяснительный диктант
тест 23-24 2 Суффиксы и окончания причастий Объяснительный диктант
Прверка диктанта по цепочке 25-26 2 Правописание наречий Работа над ошибками
Объяснительный диктант 27-28 2 Правописание предлогов Тест 29-30 2 Правописание союзов Взаимопроверка теста 31-32 2 Правописание частиц Объяснительный диктант 33-34 2 Итоговое занятие Тест Литература и учебно-методическое обеспечение.
1.Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.и.Фомина.Сборник упражнений по русскому языку для корректоров(орфография и пунктуация).М., 1986
2. К.А.Войлова, В.В.Паршина, В.В.Тихонова. Сборник диктантов по русскому языку для поступающих в ВУЗы.М.,1997
3.А.И.Кайдалова, И.К. Калинина. Современная русская орфография. Учеб. пособие для ВУЗов.М.,1996
4.Д.Э.Розенталь.Справочник по правописанию и литературной правке.М.,2003
5.Д.Э.Розенталь.Русский язык. Пособие для поступающих в ВУЗы,Ульяновск,1997
6.Н.Ю.Русова.Как стать грамотным: руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи.-Н.новгород,1994
7.Тесты в формате ЕГЭ. Варианты и ответы централизованного тестирования, М.
8.В.Ф.Греков, С.Е.Крюков, Л.А.Чешко.Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.,М.,2008
9.Л.М.Рыбчекова, А.И.Власенков.Русский язык.Грамматика.Текст.Стили речи.Учебник для 10-11 классов оющеобразлвательных учреждений.,М.,2010
10.Интернет ресурсы.