Методическая разработка Формирование социальной компетентности младших школьников через организацию проектной деятельности


Теоретическое обоснование проблемы формирования социальной компетентности младших школьников. Понятие социальной компетентности.Как же помочь младшему школьнику стать социально компетентным?В выборе путей реализации данного направления, мы исходим из анализа составляющих социальной компетентности. Социальная компетентность – понятие сложное. Оно только входит в педагогическую науку (термин социальной педагогики).Анализ существующих подходов позволяет нам определить его основное содержание. Компетенция - (лат. сompetentia – принадлежность по праву)- возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру (знание+действие), необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации. Другими словами – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.[8]Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Значение данного результата образования состоит в том, что:
овладевая каким – либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности (говоря о «способе деятельности», а не о «способности совершать действия», мы имеем в виду, что должны происходить: 1) присвоение цели учащимися, а значит ситуация, позволяющая осознать процесс управления своей деятельности, и 2) интеграция различных результатов образования (знаний, умений, навыков, установок, ценностей и т. п.), - поскольку освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно);
формируется персональный «ресурсный пакет», который составляет второй после самоуправления «слой», необходимый для формирования компетенции;
компетентности ценны как результат образования сами по себе – набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям;
именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметом запроса работодателей, который может быть актуален на протяжении определенного времени, а затем должен корректироваться в связи с изменением социально – экономической ситуации.Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий. Понятие «социальная» определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем. Социальная компетенция – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем. Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и о другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Поэтому, одним из важных путей развития социальной компетенции считаем формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений. Эту работу нельзя ограничить разовыми мероприятиями. Она должна носить систематический характер, поэтому в своей работе мы представим варианты тематического планирования по организации проектной деятельности в школе. Учитель должен вести целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, привлекать детей к выработке правил взаимодействия, обсуждать с детьми различные ситуации взаимодействия и стратегии, поведения в них. Ознакомление со способами и правилами поведения и взаимодействия осуществляется в процессе специально организованного наблюдения, обсуждения литературных произведений, информирования, разбора конкретных ситуаций и т. дОтдавая должное набору социальных знаний, умений и навыков в структуре социальной компетентности, необходимо подчеркнуть, что этот набор сам по себе не обеспечивает социально компетентного поведения. Компетентность надо рассматривать шире набора знаний и умений как возможность устанавливать связи между знаниями и ситуацией, как способность обнаруживать процедуру, подходящую для проблемы. Социальная умелость не может состояться без сформированности у ребенка личностных образований, способствующих социальной адаптации.Выделить эти образования можно на основе анализа задач и особенностей возраста.Младший школьный возраст – это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации.Во-первых, развивается и кристаллизуется мотивация социально – значимой деятельности. Причем, она располагается на одном из двух полюсов: стремление к успеху (достижение) и боязнь неудачи (избегание). Изначально младший школьник ориентирован на достижение успеха. Однако если он часто в процессе деятельности сталкивается с неудачами, то в его мотивационной сфере начинает преобладать мотив избегания. В психологических исследованиях доказано, что мотивация на успех является позитивной основой для социальной адаптации. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Эта мотивация определяет личностную активность. Мотивация боязни неудачи относиться к негативной в плане достижения социальной компетентности. При этом типе мотивации человек стремиться избежать ошибки, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становиться определяющим в его поведении в социуме. Еще ничего не сделав, человек боится провала и отказывается от деятельности. Следовательно, с позиций развития социальной компетентности значима мотивация успеха.Во-вторых, в процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы ребенок овладевает своими психическими процессами, учиться управлять ими. Они приобретает опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Это создает фундамент к возникновению и развитию способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции. Произвольная регуляция поведения (руководство в поведении сознательными, социально – нормативными целями и правилами, способность к саморегуляции) выступает в качестве второго существенного новообразования, значимого для развития социальной компетентности младших школьников.В-третьих, ребенок овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и глазами других, у него развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к самому себе и к окружающим, он становиться способным к адекватной самооценке. Самооценка относиться к центральным образованиям личности и в значительной степени определяет характер социальной адаптации личности, является регулятором поведения деятельности. Следует отметить, что в силу значимости для младшего школьника потребности соответствовать ожиданиям взрослых и ориентации на позитивность, его адаптации более способствует высокая самооценка, чем низкая. Многочисленные исследования по влиянию самооценки младшего школьника на его социальную адаптацию подтверждают это положение. Следовательно, удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка являются важными составляющими социальной компетентности.В-четвертых, на протяжении младшего школьного возраста у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо-хорошо», утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников. В этом плане для социальной адаптации востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия. Диалогичность сознания позволяет младшему школьнику вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми. Научаясь отличать свое мнение то мнения других людей, младшие школьники познают возможность своего воздействия на собственное «Я» с целью его изменения. Ребенок начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а, значит. Он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуацияхСледовательно, социальная компетентность в младшем школьном возрасте базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, (умение определять эмоциональные состояния других людей), способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях, (умение конструктивного разрешения конфликтных ситуаций). Эти характеристики личности тоже входят в состав социальной компетентности и требуют внимания педагога. Их развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается учителем. Поэтому для развития социальной компетентности необходимо создание особой развивающей атмосферы. Метод проектов позволяет организовать занятие так, чтобы ребенок мог достичь успеха, то есть действенно реализовать индивидуальный подход.Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребенка, в специально организованной деятельности. Для развития социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому эффективным средством в формировании социальной компетентности считаем важным выделить метод проектов. Именно этот метод предполагает включение младших школьников в практическое социальное взаимодействие на основе целенаправленного обучения способам такого взаимодействия при оказании им педагогической помощи со стороны учителя.
План проведения проектной деятельности
Подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию, содержащие:
заголовок – название выбранной вами темы;
небольшой текст (от 10 до 20 предложений) – сообщение по выбранной вами теме;
иллюстрации к тексту и подписи к ним;
два-три вопроса к составленному вами тесту;
две-три пословицы или поговорки, или две-три загадки по выбранной вами теме;
один-два интересных факта по выбранной вами теме;
названия двух-трёх книг или статей, которые, вы советуете прочесть, чтобы больше узнать о выбранной вами теме.
В нижней части плаката или в конце презентации обязательно укажите состав вашей группы и список использованной литературы.
Для выполнения задания вы можете использовать:
компьютер и принтер, проектор;
магнитую доску с держателями;
книги и справочники, бумажные иллюстрации;
информационные и иллюстративные материалы, содержащиеся в папках на рабочем столе компьютера;
ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей, клейкую ленту, закладки для книг.
Советы по выполнению задания
Обсудите и выберите тему вашего сообщения и форму ее представления – плакат или компьютерная презентация.
Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению задания, подготовке плаката или презентации. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.
Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 20 – 25 минут.
Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
Выслушайте отчеты других групп.
Оцените выполненные вами работы – свою и других групп. Прикрепите свой стикер (клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.
Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.
Примеры оформления работ
Плакат вы можете оформить, например, так:
Пословицы, поговорки,
загадки
ЗАГОЛОВОК
рисунки

рисунки

ТЕКСТ

СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ
Интересные факты

рисунки
рисунки

Использованная литература

Интересные факты
Вопросы к тексту

Состав группы

А компьютерную презентацию вы можете оформить, например, так:
4
Вопросы
3
Заголовок
текст
Заголовок

1.
2.
3.
Название проекта
факт
Рис.
текст

2
1

Спасибо!
Советуем
почитать
Использованная
литература
6
Загадки
1.
2.
3.
5

Презентацию подготовили:
1.
2.
3.

Лист планирования и продвижения по заданию
Код класса ____________ Номер группы _________
Название группы ___________________________________________
Тема, выбранная группой __________________________________________
запишите выбранную вами тему
Форма представления проекта.
Отметьте выбранную вами форму:
А. Плакат
Б. Компьютерная презентация
Начало работы __ час ___минОкончание работы __ час ___ мин
Что делаем Кто делает Отметка о выполнении
(+ или –)
4. 5. Лист самооценки
Код класса ____________ Номер группы _________
Название группы ___________________________________________
Фамилия и имя _________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.

Почти все сделали без меня.


Рекомендации по организации работы групп и проведению проекта
Цель проведения проекта – получение данных для оценки сформированности метапредметных действий.
Примерное время выполнения проекта.
В принципе занятие рассчитано на 45 минут. В период введения стандарта на выполнение проекта рекомендуется отвести 2 урока. Ниже представлено примерное распределение времени на проведение проекта.
Этапы занятия На данном этапе В будущем, когда проектная деятельность станет привычной
Организационный этап 15 – 20 минут 5 минут
Выполнение проекта детьми 30 – 40 минут 20 – 30 минут
Презентации работ группами 10 – 20 минут 6 – 10 минут
Взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов 10 – 15 минут 5 минут
Итого 65 –95 45 –50
Организация рабочего пространства класса.
В классе одновременно работает три группы. В классе должны быть:
три рабочие зоны: «круглые столы» (четыре составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе)»; на рабочих столах каждой группы должны быть разложены:
листы с заданием (по числу участников группы),
лист планирования и продвижения по заданию (один на группу),
листы самооценки (по числу участников группы),
ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг, стикеры, песочные часы.
Примечание. Каждой группе выдаются стикеры своего цвета,
бейджики с номерами от 1 до 5 и согнутый пополам лист плотной бумаги с номером группы;
компьютерная зона (пять-шесть столов с компьютерами, расположенными, например, вдоль стены, и 10-12 посадочных мест);
стол(ы) и стеллаж с информационными материалами на бумажных носителях (см. Ресурсы для выполнения проекта, п. 1);
стол с ручными инструментами и материалами (см. Ресурсы для выполнения проекта, п.п. 2, 3);
зона для презентаций (экран, столы, стенды, магнитная доска с держателями).
Ресурсы для выполнения проекта
Подборка информационных ресурсов о Земле: о земле как планете солнечной системы, о форме и поверхности Земли, о частях света и отдельных странах, о населении и природе Земли, о полезных ископаемых и др.:
короткие адаптированные для младшего школьного возраста тексты, книги, статьи, энциклопедии, энциклопедические словари и т.п.;
иллюстрации;
пословицы, поговорки и загадки;
интересные факты «А знаете ли вы …».
Инструменты и средства: пять-шесть компьютеров, принтер, проектор, экран (или интерактивная доска), магнитная доска с держателями, или рейки для крепления плакатов, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, песочные часы.
Материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага форматом А4, клей, клейкая лента, закладки для книг, стикеры, бейджики с номерами от 1 до 5 (по числу детей в классе).
Организация наблюдения и помощи учащимся в работе.
Урок проводится учителем и школьным психологом. Для наблюдения за работой группы и заполнения карты наблюдений приглашаются старшеклассники – по одному-два человека на каждую группу.
Функции учителя:
поддержка организованного проведения урока;
оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе – по организации их деятельности;
Примечание. Помощь не должна носить характера прямой подсказки
общее наблюдение за процессом работы групп,
заполнение карты эксперта в ходе презентаций групп
Примечание. Необходимо заранее ознакомиться с картой экспертов и особенностями ее заполнения.
Функции школьного психолога:
проведение инструктажа наблюдателей по заполнению карты наблюдений, включая совместное пробное заполнение карты наблюдений по ситуациям описанным психологом,
Примечание. Инструктаж проводится за один-два дня до выполнения проекта
оказание необходимых консультаций и помощи наблюдателям, при необходимости – корректировка результатов наблюдений,
общее наблюдение за процессом работы групп.
Функции наблюдателей:
заполнение карты наблюдений за работой групп.
Примечание. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами наблюдений и пройти инструктаж школьного психолога
Организация деятельности учащихся
Учитель объявляет тему урока и делит детей на 6 групп по 4 – 5 человек в каждой группе. Группы составляются по списку детей в журнале: первые 5 человек в списке – первая группа, вторые 5 человек в списке – вторая группа и т.д. Внимание. При выполнении данного проекта недопустимо составлять группы по желанию детей.
Три группы остаются в данной классной комнате под наблюдением психолога, а еще три группы переходят с учителем в другое помещение (также заранее подготовленное для выполнения проектной работы).
Примечание 1. Работы должны проводиться в соседних помещениях. В ходе урока учитель и психолог неоднократно меняются местами, переходя из одной классной комнаты в другую.
Примечание 2. Если проект выполняется одновременно двумя параллельными классами, необходимо привлечь еще двух дополнительных учителей начальной школы или четырех воспитателей группы продленного дня с тем, чтобы дети постоянно были под наблюдением одного из взрослых, а ведущие учителя и психолог могли свободно перемещаться по разным помещениям.
Примечание 3. В случае одновременного выполнения проекта двумя классами в одном и том же помещении желательно размещать две группы одного класса и одну группу из параллельного класса.
Учитель или психолог предлагают каждой группе выбрать себе название и записать его на согнутом пополам листе плотной бумаги с номером группы. Листок с номером и названием группы ставится на рабочий стол данной группы. Затем дети разбирают и надевают бейджики с порядковыми номерами.
Учитель или психолог, находящийся с 3-мя группами в классе
А) сначала предлагает детям прочесть текст задания, обращает внимание на то, что они самостоятельно выбирают любую тему в рамках проекта и должны решить, что они будут делать – плакат или презентацию, показывает, где стоят компьютеры, столы с материалами и инструментами;
Б) затем предлагает детям прочесть вслух советы по выполнению задания, обращает на необходимые этапы выполнения задания, сопровождая чтение показом на доске каждого этапа:
1. обсуждение темы, формы представления результата;
2. составление плана работы (дети находят лист планирования и продвижения);
3. выполнение задания;
4. контроль за выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания);
5. представление результатов;
6. голосование за лучший проект;
7. самооценка (дети находят лист самооценки);
В) еще раз обращает внимание детей на доступные ресурсы, их расположение;
Г) даёт необходимые пояснения, отвечает на вопросы,
Д) дает команду приступить к работе (весь этап не должен занять более 15 мин).
Задания рассчитаны так, чтобы дети, имеющие опыт групповой работы могли выполнить их примерно за 15 – 20 минут. Однако не следует ограничивать время работы групп – надо дать детям закончить работу. Поэтому примерно через 20 минут после начала урока учитель должен оценить степень готовности каждой группы и, если необходимо, продлить время выполнения проекта.
По окончании работы над проектом группы поочередно представляют свои работы. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. Вопросы группам не предусмотрены регламентом проведения занятия. Этот этап затягивать не следует. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у них осталась только одна минута.
После заслушивания докладов всех групп учитель просит каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания «голосования» учитель или наблюдатели подводят итоги «голосования», а детям предлагается заполнить лист самооценки.
Примечание. В отчете о результатах голосования необходимо указать общее число проголосовавших за каждый проект и указать, сколько из общего количества голосов принадлежит членам этой группы. Такой подсчет легко осуществить, если выполнено условие, оговоренное выше, – каждой группе выдаются стикеры своего цвета.
В конце занятия все учащиеся собираются вместе и объявляются проекты-победители (темы, вызвавшие наибольший интерес) и группы, выполнившие эти проекты. Учитель, психолог и наблюдатели благодарят детей за хорошую и слаженную работу, интересные и содержательные проекты и просят каждую группу собрать и сдать:
лист планирования и продвижения по заданию,
листы самооценки.
Примечание. Необходимо проследить за тем, чтобы подготовленная группой компьютерная презентация была сохранена с указанием в названии файла названия подготовившей ее группы и класса.
Ввод данных по результатам проведения проекта.
Ввод данных осуществляется в электронные формы в соответствии с рекомендациями, которые получает образовательное учреждение от регионального координатора.
Отчетные материалы по каждому классу включают:
Файл с результатами проведения проекта в образовательном учреждении.
Замечания и предложения по совершенствованию материалов (в свободной форме включаются в Протокол проведения проекта)
Перечисленные выше материалы передаются региональному координатору или в Федеральный центр сбора данных в соответствии с полученными рекомендациями.