Рабочая программа спецкурса для 10 класса Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

МОУ СОШ им.Н.Г.Зырина р.п. Измайлово

МО «Барышский район» Ульяновская область


Согласовано:
Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29.08.2015 года протокол № 1
___________________О.В.Лазарева Приказ ОУ № 246 от 29.08.2015 г
«31» августа 2015 г Председатель________________В.Т. Жидкова
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
на 2015-2016 учебный год

Уровень образования (класс): среднее общее образование-10 класс.

Количество часов: всего 70 часов, в неделю 2 часа

Учитель: Журавлева С.В.

Программа разработана на основе программы спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 10-11 классов» (кафедра филологического образования УИПК ПРО). Авторы В.А. Исакова, Л.Н. Курошина.












Согласовано
на заседании МО учителей русского языка и литературы
МО «Барышский район»
Протокол №1 от 27.08.2015 г.
Руководитель МО_______________ /Борзова Н.И.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
для 10 класса составлена на основе программы спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 10-11 классов» (кафедра филологического образования УИПК ПРО). Авторы В.А. Исакова, Л.Н. Курошина , ИПК ПРО г.Ульяновск, 2008 г. и с учетом следующих нормативных документов:
*Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
*Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;
*СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 г.№19993 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10)
*Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 № 241, приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994, приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 № 69, приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74.;
*Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 15 .03.2012 № 929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;
* Письма Министерства образования и науки Ульяновской области №73-иогв-01-02/5194исх «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2015/2016 учебном году»
*Приказа Управления образования муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области от 16.07.2015г. № 224 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях муниципального образования «Барышский район» в 2015-2016 учебном году» ;
*Устава муниципального общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Н.Г.Зырина р.п.Измайлово» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области;
* Годового календарного учебного графика муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени Героя Социалистического Труда Н.Г.Зырина р.п.Измайлово муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на 2015-2016 учебный год;
*Учебного плана на 2015-2016 учебный год; * Положения о рабочей программе педагога( реализующего ФкГОС (2004г)
(принят на педагогическом совете 28.11.2013 г., протокол №31, утвержден директором школы, приказ № 350 от 30.11.2013 года).


Программа спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» составлена для учащихся 10 классов, ориентирована на подготовку к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Цели курса:
обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;
повышать уровень грамотности учащихся.



Задача курса:
формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

Общая характеристика предмета.

В основу спецкурса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной. И.П.Цыбулько.
Программа отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка и предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий 1-24. Включает задания с выбором ответа из 4-х предложенных, задания, требующие краткого ответа, и задание творческого характера. Задание 25 - это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий ЕГЭ. Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе предложенного текста.
Рабочая программа построена с учётом изменения в КИМах.
Изменения в КИМах по русскому языку 2014 года
Все основные характеристики работы в целом сохраняются. Из экзаменационной работы по русскому языку исключены задания, проверяющие умение проводить фонетический (А-1) и морфемный (А-13) анализ слова. В экзаменационную работу включено задание базового уровня, проверяющее умение выпускников адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приёмы сжатия текста (задание 27).В 2014 году исключаются задания: А6-А12, А20, А24, В1-В6. Меняется нумерация заданий.
В КИМах 2015 года нет деления на части А,В,С. Каждый вариант содержит 25 заданий. Задание 25 творческого характера (сочинение-рассуждение).
Ряд заданий требует иной формулировки ответа (вместо выбора варианта ответа учащиеся должны выписать слово (слова), вставив пропущенные орфограммы или исправив ошибку: задания 2,4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 13). Изменён критерий оценивания задания 7: установить соответствие между предложением и видом допущенной в нём грамматической ошибки. За правильные ответы задания учащиеся могут набрать 5 баллов. За задание 24 учащиеся могут набрать 4 балла.
Изменён критерий (К4) оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом (задание 25) :
3 балла – один из 2-х аргументов взят из художественной, публицистической или научной литературы;
2 балла – 2 аргумента из жизненного опыта или только 1 аргумент из литературы;
1 балл – 1 аргумент из жизненного опыта;
0 баллов – нет аргументов.

Место спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» в учебном плане.

В 10 классе-6-дневная учебная неделя. Согласно годовому календарному учебному графику 10 класс учится 35 учебных недель.
Данная рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 70 часов в год.

Требования к уровню подготовки учащихся.
Орфоэпия
Должны знать:
что изучает орфоэпия;
основные орфоэпические нормы произношения слов;
уметь:
проводить орфоэпический разбор;
находить в тексте основные выразительные фонетические средства.
Словообразование
должны знать:
что изучает словообразование;
систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;
что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении;
что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;
как связано строение слова и его написание;

уметь:
опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;
определять способы образования слов;
находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.
Лексикология и фразеология
знать:
что изучает лексикология и фразеология;
основные понятия лексикологии и фразеологии;
основные способы объяснения лексического значения слова;
различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;
уметь:
соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;
соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;
определять прямое и переносное значение слова;
находить в тексте основные выразительные лексические средства.
Морфология
знать:
что изучает морфология;
что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);
принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;
основные морфологические нормы;
уметь:
определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;
различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;
проводить морфологический разбор слова;
находить в тексте основные выразительные средства морфологии.
Орфография
знать:
что изучает орфография;
основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;
уметь:
применять орфографические правила на письме;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;
проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;
соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.

Содержание учебной программы.
1. Изучение правил сдачи ЕГЭ.-2ч.
Типология заданий ЕГЭ.
2.Современные орфоэпические нормы-2ч.
Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.
3. Словообразование-2ч..
Основные способы словообразования частей речи.
4.Морфемика.-2ч.
Трудные случаи морфемного разбора.
5. Морфология-22ч..
Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица.
6.. Орфография-28ч..
Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.
7.Нормы литературного языка-1ч.
8.Морфологические нормы-1ч.
9.Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ- 8ч.


Учебно-тематический план


Тема, раздел
Количество часов по программе
Количество часов фактически

1
Изучение правил сдачи ЕГЭ.
Типология заданий ЕГЭ
1
2

2
Современные орфоэпические нормы
1
2

3
Словообразование
1
2

4
Морфемика
1
2

5
Морфология
11
22

6
Орфография.
14
28

7
Нормы литературного языка. Морфологические нормы
1
2

8
Лексические нормы
1
2

9
Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ
3
8


Итого
34
70


Календарно- тематическое планирование.

Тема урока
К. ч.
Тип урока
Требования к уровню подготовки
Дата






план
факт

1
2
Изучение правил сдачи ЕГЭ.
Типология заданий
ЕГЭ

2

Лекция

знать: правила сдачи ЕГЭ и структуру сдачи данного экзамена



3
4
Современные орфоэпические нормы
2
Практикум
знать: порядок орфоэпического разбора слов, орфоэпические нормы произношения слов
уметь: ставить ударение



5
6
Основные способы словообразования частей речи. Трудные случаи словообразовательного разбора
2
Практикум
знать: способы словообразования слов в русском языке
уметь: производить словообразовательный разбор




7
8
Трудные случаи морфемного разбора
2
Практикум
уметь: производить морфемный разбор с целью сопоставления омонимичных конструкций слов.



9
10

Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных.
2
Практикум
знать: правила написания суффиксов имён существительных
уметь: писать суффиксы имён существительных



11
12
Образование форм различных степеней сравнения прилагательных
2
Практикум
знать: степени сравнения имён прилагательных
уметь: определять и образовывать степени сравнения имён прилагательных



13
14
Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных
2
Практикум
знать: признаки прилагательного.
уметь: склонять количественные и порядковые числительные



15
16
Правописание наречий


2
Практикум
знать: сложные случаи правописания наречий



17
18
Правописание предлогов


2

Практикум

знать : правописание производных предлогов, алгоритмы, помогающие отличить предлог от омонимичных самостоятельных частей речи



19
20
Правописание частиц.
2
Практикум
знать: правила правописания частиц
уметь: писать частицы



21
22
Частицы не и ни. Их значение и употребление
2
Практикум
знать: правила правописания частиц
уметь: писать частицы



23
24
Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи

2



Практикум
уметь: производить морфологический разбор самостоятельных частей речи



25
26
Образование форм повелительного наклонения глаголов
2
Практикум
знать: способы образования, правописания и употребления глаголов в повелительном наклонении



27
28
Образование форм
деепричастий


2
Практикум
уметь: употреблять в речи деепричастия
знать: способы их образования



2930
Образование форм
местоимений


2
Практикум
знать: разряды и правописание местоимений, их роль в предложении.



31
32
Принципы русской
орфографии


2
Лекция
знать: типы орфограмм
уметь: определять типы орфограмм




33
34

Типы орфограмм и принципы проверки

2
Практикум
уметь: делать работу над ошибками, допущенными при выполнении теста, диктанта



35
36

Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов
2
Практикум
знать: орфограммы в корне слова
уметь: находить орфограммы в корне слова




37
38

Чередующиеся гласные в корне слова

2
Практикум
знать: орфограммы в корне слова
уметь: находить орфограммы в корне слова




39
40
Правописание гласных в приставках

2
Практикум
знать: правописание приставок
уметь: писать гласные в приставках



41
42
Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий
2
Практикум
уметь: определять орфограммы в окончании слова



43
44
Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов
2
Практикум
уметь: отличать глаголы от глагольных форм, а также писать суффиксы и окончания глаголов



45
46
Правописание парных согласных в корне.
2
Практикум
знать: орфограммы в корне слова
уметь: находить орфограммы в корне слова




47
48
Правописание непроизносимых согласных в корне слов

2


Практикум консультация
знать: алгоритм определения орфограммы.
уметь: писать непроизносимые согласные



49
50

Согласные в корнях, приставках, суффиксах
2
Практикум
знать и уметь определять морфемы и орфограммы в корнях. приставках, суффиксах



51
52

Правописание н и нн в наречиях,прилага
тельных и причастиях.
2
Практикум консультация
знать: алгоритм определения орфограммы.
уметь : писать н и нн в наречиях, прилага
тельных и причастиях.



53
54
Употребление ь и ъ.
2
Практикум
знать: правила правописания ь и ъ, типичные ошибки в написании ъ и ь



55
56
Слитное, раздельное, дефисное написание слов
2
Практикум
знать: алгоритм определения орфограммы




57
58
Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию.
2
Практикум
знать :алгоритм отличия омонимичных конструкций слов
уметь: писать знаменательные и служебные слова, сходные по звучанию



59
60
Нормы литературного языка. Морфологические нормы
2
Лекция
знать: морфологические нормы употребления форм слов (глаголов, существительных, числительных)



61
62
Лексические нормы (употребление слов)

2
Комбинирован
ный
знать: нормы лексической сочетаемости слов,
уметь: употреблять паронимы, избегать неоправданного повтора слов (тавтологии)



63-70
Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ.

8
Практикум
уметь: решать варианты ЕГЭ





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-. С.И. Львова, И.П. Цыбулько. ЕГЭ 2008. Русский язык. Сборник заданий. М., “Просвещение. ЭКСМО”, 2008.;
- Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3(С). М., “Экзамен”, 2007.
-И.П. Цыбулько. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. «Национальное образование».2013, 2014, 2015 годы изданий.
-https://ege.yandex.ru/
-http://www.ege.edu.ru
-http://www.school-tests.ru
-http://www.gotovkege.ru
-http://www.alleng.ru
-http://www.ege.do.am
-http://www.edu.ru
-http://moeobrazovanie.ru/online_test/
-http://www.ucheba.pro
-http://e-ypok.ru