Программа внеурочной деятельности Юный журналист


ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Юный журналист»
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальноеКласс: 5
Срок реализации программы: 2015 - 2016 гг.
Количество часов по учебному плану: всего – 66 ч; 2 ч/неделю
Программу составила: Зиядинова Фатиме Эдемовна
Пояснительная записка
Рабочая программа «Юный журналист» составлена на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования (стандарты второго поколения), Примерной программы организации внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.: Просвещение 2011 (стандарты второго поколения), Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
Класс – 5 класс
Количество занятий в неделю – 2 часа
Количество часов в год – 66 часов
Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области публицистики; выборе стиля оформления газеты.
Задачи:
• развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в данном виде деятельности;
• познакомить видами газет, работой редакционной коллегии, вёрсткой;
• научить грамотно оформлять материалы для публикации, проводить презентацию.
Программа рассчитана на учащихся пятого класса, увлекающихся литературной и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время 2 часа в неделю.
Задания направлены на освоение теоретической базы издательского дела, а также их практической реализации.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к выполнению творческих проектов;
- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, понимать схемы, символы; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в коллективном обсуждении проблем; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные результаты освоения программы проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение.
Из истории развития газетного дела.
Как делается газета.
Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для общешкольной газеты: открытый конкурс.
Пробы.
Знакомство с газетными жанрами. Интервью. Репортаж. Соцопрос. Информационный дайджест.
Выпуск газеты.
Создание Совета дела и распределение обязанностей. Выпуск и презентация перед школой первого номера газеты.
Подведение итогов.
Самоанализ деятельности группы по выпуску общешкольной газеты.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы учащиеся:
осваивают основы первичных представлений о «газетном деле»;
приобретают первичные навыки коллективной работы;
развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на социальные явления в обществе;
развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой деятельности;осваивают выразительные возможности языка;
приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;
учатся работать не только индивидуально, но и в коллективе; учатся активно использовать журналистские термины и понятия;
овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной творческой деятельности;
обретают первичные навыки создания статей разных жанров;
обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Учебно-тематический план
№ Тема Количество часов Дата Корр.
Теор. ПрактВсего 1 Введение 2 2 2 Как делается газета 2 2 3 Сбор материала 2 2 4 Пробы пера 4 4 5 Жанры в журналистике 2 2 6 Рассказ 2 2 7 Интервью 2 2 8 Очерк 2 2 9 Обзор 2 2 10 Репортаж 2 2 11 Фоторепортаж 2 2 12 Беседа 2 2 13 Редактирование текста 2 2 14 Анализ ошибок 2 2 15 Информация: такая разная на вкус 2 2 16 На охоту за новостями 2 2 17 Заметка 2 2 18 Выбор и значение правильной подачи материала 2 2 19 Значение заголовка и его виды 2 2 20 Этапы написания материала 2 2 21 Методы сбора информации 2 2 22 Знакомство с техникой, помогающей журналисту в творческой деятельности 2 2 23 Практикум работы с компьютером 2 2 24 Практикум работы с принтером 2 2 25 Практикум работы с ксероксом 2 2 26 Практикум работы с диктофоном 2 2 27 Структура редакции газеты 2 2 28 Специфика газеты, его тематика, проблематика 2 2 29 Творческий поиск тем для журналистских произведений 2 2 30 Работа с опубликованными и черновыми текстами 2 2 31 Определение темы газеты 2 2 32 Выпуск газеты 2 2 ЛИТЕРАТУРА
Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2005.
Акишина  А.А., Формановская Н.И.  Русский  речевой  этикет. – М.,  1978.
Богданов Н.Г.,  Вяземский Б.А. Справочник  журналиста. – Лениздат,1971.
Васильева Л.А.Делаем новости. - М., 2003.
Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011