Конспект урока по литературе Рассказ М.Горького Макар Чудра

Тема: Особенности романтизма в рассказе М.Горького «Макар Чудра»
Цели урока:
- расширить понятие о романтизме, дать первоначальное представление о «неоромантическом герое», познакомить с новаторством М.Горького в развитии романтических традиций;
- совершенствовать навыки анализа художественного текста;
- воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.
Оборудование: мультимедийный проектор, портрет М.Горького, карточки с заданиями «Проверь себя», иллюстрации к рассказу , диск с презентацией к уроку.
Ход урока:
Организационный момент .Постановка целей и задач
урока.
Сегодня на уроке нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят, как о людях «с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами. Это Алексей Максимович Горький. (1слайд). Горький вошел в нашу литературу на рубеже 19-20 веков.
-Что мы знаем об этом периоде?
Тема нашего сегодняшнего урока: «Особенности романтизма в рассказе М.Горького «Макар Чудра». С эти направлением мы уже знакомы.(2 слайд)
2.Углубление понятия «романтизм».
-Дайте определение романтизма.
В толковом словаре С.Ожегова у слова «свобода» несколько значений (3 слайд). Зачитаем их.
- Как вы думаете, как это задание связано с темой сегодняшнего урока?
Действительно, слово «свобода» начертано на знамени романтизма, потому что для романтических героев она дороже всего.
-Какое из этих определений можно подобрать в качестве эпиграфа к нашему уроку?
( Вообще- отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь)
-Почему? (речь идёт о внутренней свободе)
Вспомните, когда в литературе появился романтизм? (18 век, В.А.Жуковский)
Проверка знаний. Вспомнить романтических героев, установить соответствия. (4 слайд). Работа с карточками.
Проверка карточек (5 слайд)
Знакомство с биографией.
Познакомимся с биографией писателя, рассказ которого вы читали дома.
Ученик рассказывает биографию М.Горького (слайды)
Анализ рассказа.
Посмотрим, как создаются образы романтических героев Горького на примере рассказа «Макар Чудра».
Вспомните, что такое композиция, и её роль в художественном произведении. (Композиция- это построение художественного произведения. Композиция подчинена одной цели- раскрыть наиболее полно образ главного героя)
В чём особенность композиции «Макара Чудры»? В каких произведениях встречалась подобная композиция?
(Композиция «Макара Чудры»-рассказ в рассказе. Этот приём часто встречается в литературе- «Братья-разбойники» А.С.Пушкин, «Мцыри» Лермонтов.)
Звучит шум моря. Учитель читает текст.
Образ морской стихии не только зримый, конкретный, но и символический. Каков традиционный символический образа морской стихии?
Мореотсутствие зримых границсвобода.
Какую роль в романтических произведениях играет пейзаж?
(Одушевленность пейзажа в рассказе, его широта символизирует безграничность свободы героя)
Одним из героев является рассказчик. Можно ли его считать романтическим героем? Докажите. (слайд).
Кто еще из действующих лиц является романтическим героем?
Как раскрываются в рассказе образы героев?(через портрет, поступки)
Как проявляются характеры героев в их поступках?(Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к магнату: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле пошла, кем бы она стала?». Красота и гордость в этой героине- равновелики.
Какую роль в композиции рассказа играет портрет? В чем особенность портретов героев? ( портретные характеристики создают образы романтических героев.)
Какова главная цель романтических героев Горького?
(Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни)
Назовите основные черты характера главных героев.
Лойко-свобода, Радда- гордость.
Познакомимся с этой героиней поближе. Ученица читает монолог Радды.
- Прочитаем по тексту монолог Лойко.
Итак, друг без друга герои не могут, но и покоряться друг другу не хотят. Какой же выход они нашли?
-Что же отличает героев Горького от других романтических героев?
6. Вывод: Герои Горького стремятся к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем и даже любовью. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они-свободу.
Такие герои ,активные, гордые, смелые, стремящиеся переделать мир, получили в литературоведении название неоромантических героев. А направление- неоромантизм.
7. Подведение итогов:
-Что нового появляется в характере романтического героя в произведении Горького?
8. Домашнее задание:
Л.Н.Толстой считал, что у героев ранних рассказов Горького «язык очень бойкий, с фокусамии все афоризмами говорят». Дома вы должны выбрать все художественные средства, которые использует Горький в рассказе и заполнить таблицу.


15