Консультация для родителей дошкольников на тему: «Сюжетно — ролевые игры для дошкольников»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»
Консультация для родителей дошкольников на тему:
«Сюжетно - ролевые игры для дошкольников»
Подготовила
Воспитатель: Никитина М.В.
г. УрайДля того чтобы понять, что такое сюжетно - ролевые игры , нужно углубиться в научное определение игры.
Игра – вид не продуктивной деятельности , мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.
Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий. Игра – самовыражение человека, способ его совершенствование. Имеет огромное значение для воспитания и развития личности . Для детей игра, которую приято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность , тесно переплетается с трудом и учением.В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания . Проблеме игре детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Один из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры ( Л.С. Выготский. С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Чернов, Н.Я. Михайленко и т.д.)Отличной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной , а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Наиболее общий мотив сюжетно- ролевой игры – стремление ребёнка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребёнок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом. Игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Игра – это одно из важнейших средств развития и воспитания дошкольника. Игра влияет на развитие всех сфер личности ребенка. Игра является ведущим и наиболее доступным видом деятельности детей, в котором они получают новые знания, умения и навыки, впечатления, накапливается общественный опыт детей, навыки поведения, общения с другими детьми, взрослыми.
Для достижения оптимального результата в решении задачи по становлению общения со сверстниками необходимо грамотное руководство со стороны педагога в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.
Руководство сюжетно-ролевой игры состоит из 3 этапов (Баряева Л.Б., Зарин А.):
Взрослый – сверстник;
Сверстник – взрослый – сверстник;
Сверстник – сверстник.
При этом необходимо соблюдать следующие условия:
обеспечение каждому члену детской группы или коллектива возможности для активного участия во всех ее делах;
получение богатого и разнообразного опыта общения со сверстниками и совместной деятельности в группах;
использование в группах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план;
воссоздание в практической деятельности детских групп и коллективов той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться;
выявление задатков ребенка и превращение их в способности.
В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников.
Для того чтобы обучение сюжетно-ролевой игре детей проходило полноценно и игры выполняли функцию формирования коммуникативных навыков, в детских садах должны быть созданы необходимые условия.
Для успешной организации игр в группах необходимы игровые уголки, достаточное количество игрушек. Подбор игрушек должен соответствовать возрасту детей и их игровым интересам. В зависимости от этапа обучения сюжетно-ролевой игре необходимо иметь образные игрушки (куклы, животные и др.), игрушки-двигатели (машинки и др.), конструкторы. Необходимо подбирать соответствующие принадлежности для игр: фартуки, повязки, халаты, шапочки. Оборудуется квартира для кукол и обставляется соответствующей мебелью. В старших группах необходимо организовывать зоны для развертывания бытовых игр, где бы дети могли готовить, стирать и гладить. В связи с расширением тематики игр выделяется место и подбираются атрибуты для организации игр «Зоопарк», «Школа», Парикмахерская» и др.
Для того, чтобы игра служила средством развития коммуникативных навыков детей, необходимо соблюдение следующих условий:
создание условий для игр в течение дня;
организация взрослыми субъективного взаимодействия между детьми в процессе игры;
развитие общения ребенка со взрослыми и со своими сверстниками;
обучение навыкам игрового взаимодействия;
организация работы по обогащению содержания игр;
своевременное введение вербальных и невербальных средств коммуникации (в устной, письменной и устно-дактильной форме).
Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно- ролевой игры являются следующие:
Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.
Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.
Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.
Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.
Учить рассуждать, аргументировать, высказывать свои чувства.
Учить говорить связно и образно.
Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.
Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.
Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и со взрослыми.
Уделять внимание внутреннему миру ребенка и внешнему его поведению.
Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.
Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.
Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Расширять общий кругозор детей
Важнейшим условием обучения детей дошкольного возраста играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирования сюжета и т.д.
Воспитатель учит детей пополнять игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их чувства и отношения, развивать сюжет, перестраивать его. Такая игра предполагает включение элементов планирования, общение детей, выполнение роли, ее оценку. Игра должна быть подготовлена как в содержательном, так и в плане речевого оформления. Дети должны знать названия игр, действующих лиц, уметь распределить роли.
Подготовка к игре длится несколько дней, проводится как на занятиях по игре, так и в свободное время, на прогулках и тесно связана с материалом других занятий. Л. П. Носкова выделяет следующие этапы в подготовке к сюжетно-ролевой игре:
подготовка к экскурсии (определение воспитателем ее цели, выбор объектов наблюдения,отбор речевого материала, который будет сообщен во время экскурсии).
Для формирования коммуникативных навыков этот этап подразумевает в первую очередь отбор речевого материала, которым ребенок сможетоперировать самостоятельно, использовать в ходе сюжетно-ролевой игры. А также с детьми закрепляются навыки предвосхищения коммуникативной ситуации. С детьми обговаривается, что нужно сказать приходя в магазин и больницу, что сказать уходя. В старшем дошкольном возрасте, необходимо расширять словарный запас детей, учить разделять ритуал приветствия и прощания, со сверстником (пр. привет, пока) и со взрослым (пр. здравствуйте, до свидания).
проведение экскурсии, выполнение действий во время экскурсии (покупка подарка для кого-то из детей, отправление писем и открыток и т. д.);На этапе проведения экскурсии также закрепляются навыки вхождения, поддержки и выхода из коммуникативной деятельности. Навыки соблюдения правил и норм коммуникативного процесса, в конкретной ситуации. С детьми разбирается как нужно вести себя в том или ином учреждении, что нельзя делать и почему.
беседа о впечатлениях от экскурсии, расширение представлений детей в процессе рассматривания картинок, книг, альбомов; уточнение и активизация необходимого речевого материала.
Чаще всего этот этап отличается наибольшей эмоциональностью, возможно закрепление как выбора невербальных средств, так и сочетания их со словами, замены некоторых жестов словом.
закрепление знаний детей в процессе рисования, дидактической или подвижной игры;
Возможно проигрывание отдельных элементов сюжетно-ролевой игры, ребенку ставится определенная коммуникативная задача, которую ему необходимо выполнить, происходит также формирования навыка декодирования, ребенку необходимо как воспроизвести информацию, так и воспринять, осмыслить речь собеседника.
Таким образом, формирование взаимоотношений в сюжетно –ролевых играх на протяжении дошкольного детства проходит ряд этапов (А. П. Усова):
Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (младший дошкольный возраст).
Уровень одиночных игр. Он характеризуется тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребенок сосредоточен на своей игре и не мешает другим, является предпосылкой для перехода к совместным играм.
Уровень игр рядом проявляется в том, что двое – трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. У ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого, создаются условия для естественного объединения играющих.
Уровень кратковременного общения. Ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Но дошкольник пока не чувствует своей связи и зависимости в общей деятельности.
Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребенок обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре.
Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные общими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.
Модель усложнения сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста на примере игры «Путешествие» представлена в презентации.
Список используемой литературы:
Н.В.Краснощекова Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраст Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/620973/