Адаптированная программа по музыке 2мл. группа








Адаптированная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования для детей
с нарушением интеллекта
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
«младшая группа».















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основными методами и приемами работы с детьми на музыкальных занятиях являются:
- наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование грамзаписи);
- зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);
-совместные действия ребенка со взрослым;
- подражание действиям взрослого;
- жестовая инструкция;
-собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.
При проведении музыкальных занятий необходимо соблюдать ряд условий:
- регулярность проведения занятий;
- простоту и доступность для восприятия детьми музыкального материала (по форме и содержанию);
- выразительность предлагаемых детям музыкальных произведений, их яркость и жанровую определенность;
сочетание в рамках одного занятия различных методов работы учителя и видов деятельности детей
повторяемость предложенного материала не только на музыкальных, но и на других видах занятий;
- использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т. д.);
активное и эмоциональное участие взрослых
Основные направления :
1 .Пение
2. Слушание музыки
3. Музыкально-ритмические движения и танцы.
4. Игра на элементарных музыкальных инструментах.
5. Театрализованная деятельность.
Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, воспитанию потребности слушать музыку, активизирует эмоции, приучает сосредоточиваться в ответ на ее звучание, учит узнавать и запоминать знакомые мелодии.
Пение способствует активизации речевого развития и слухоречевого внимания, развитию у детей желания петь совместно со взрослым (пропевать слоги, слова, целые фразы, подражая его интонации); воспитывает умение действовать сообща в коллективе сверстников (одновременно начинать и заканчивать песню не отставая и не опережая друг друга, петь с музыкальным сопровождением); учит пользоваться естественным голосом без форсировки.
Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению. На занятиях поощряется проявление детьми самостоятельности в движениях под музыку, умение передавать простейшие ритмические движения: ходить по залу, не мешая друг другу, сходиться вместе и расходиться, двигаться по кругу по одному и парами, реагировать сменой движения на изменение характера музыки (маршевый, танцевальный, песенный, плясовой, спокойный), выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками), помахивать ими, вращать их, владеть простейшими танцевальными и образными движениями по показу взрослого, притопывать ногами, пружинить на двух ногах, вращать кистями рук, помахивать одной и двумя руками, легко прыгать на двух ногах, идти спокойным, мягким шагом, выполнять движения, соответствующие характеру и поведению персонажей (изображаемых людей и животных).
В процессе танцев у детей совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.
Игра на музыкальных инструментах является составной частью музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируются чувство партнерства и произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.
В данный раздел также включены музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей развиваются слуховое внимание и восприятие, совершенствуется взаимодействие различных анализаторов. Восприятие разнообразных серий звуков, отличающихся по высоте, длительности и силе звучания, воспроизведенных в разном темпе на различных музыкальных инструментах или прослушанных в звукозаписи, активизирует умение детей дифференцировать звуковые характеристики и особенности воспринимаемых мелодий в разнообразных ситуациях.
Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке того или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои индивидуальные способности.
Театрализованные виды деятельности особенно значимы для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.
Режим занятий, предложенный в приложениях к программе, учитывает возможность их проведения музыкальным руководителем совместно как с воспитателем, так и с педагогом-дефектологом, что позволяет педагогу-дефектологу участвовать в организации театрализованной деятельности детей в утренние часы (один раз в неделю).



ЦЕЛЬ:

Формирование у детей интереса к музыкальной культуре, театрализованной деятельности.


ЗАДАЧИ:

Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыки и кукольного театра.
Развивать умения вслушиваться в музыку, запоминать и различать знакомые музыкальные произведения.
Разввать умения прислушиваться к мелодии и словам песен, подпевать отдельные слова и слоги песен, использовать пение как стимул для развития речевой деятельности.
Развивать ритмичность движений, умения ходить, бегать, плясать, выполнять простейшие танцевальные движения под музыку.
Формировать практические навыки участия в музыкально-дидактических играх, навыков сотрудничества со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности.
Приобщать детей к участию в коллективной досуговой деятельности.
Формировать индивидуальные художественно-творческих способности дошкольников.


















Показатели развития к концу первого года обучения
Дети должны научиться:
- различать знакомые музыкальные произведения, эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор из двух);
- узнавать знакомые мелодии, прислушиваться к словам песен, подпевать отдельные слова и слоги песен;
- выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать);
-сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности;
- участвовать в коллективной досуговой деятельности.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ
Квартал
Месяц
неделя
Занятие

Тема
Задачи работы с детьми
Прогнозируемые результаты

1
Сентябрь
1неделя
1
Эмоциональное общение детей с новым взрослым музыкальным руководителем
Формировать эмоциональное общение детей с новым взрослым музыкальным руководителем
Уметь узнавать и реагировать на появление



2
Музыкальные инструменты
Воспитывать у детей интерес к музыкальным инструментам, эмоциональное восприятие музыки Учить детей извлекать звуки из музыкальных инструментов
Уметь правильно держать при игре


2неделя
1
Музыка с ритмическими движениями
Учить детей реагировать на музыку сосредоточением и ритмическим движением Узнавать ритмичную музыку
Реагировать на музыку с ритмическим движением



2
Звучание музыкальных инструментов («Я играю в погремушку, вы хлопаете, нет музыки не хлопаете»)
Учить детей реагировать на музыку сосредоточением и ритмическим движением
«Я играю в погремушку, вы хлопаете, нет музыки не хлопаете»)


3неделя
1
Звукоподражания
Формировать у детей предпосылки к певческой деятельности Знать звукоподрожания:
кошки
подпевать под музыку
(звукоподрожание)



2
Слушание песен
Формировать у детей предпосылки к певческой деятельности Должны знать,песню можно слушать и петь
Прислушиваться к словам песен


4неделя
1
Слушание песен
Формировать у детей предпосылки к певческой деятельности Должны знать,песню можно слушать и петь
Воспроизводить совместно с воспитателем отдельные слова



2
Ориентировка в пространстве группе ходить под музыку
Учить детей ориентироваться в пространстве зала, Узнавать знакомую музыку
Ходить под музыку


Октябрь
1неделя
1
В гости пришла кукла

Знать : ритмичная музыка -кукле весело
Формировать у детей предпосылки звукоподражаниях и подпевании под музыку
Эмоционально воспринимать появление кукольного персонажа



2
В гости пришла кукла
Знать: колыбельная-кукла хочет спать Формировать у детей предпосылки звукоподражаниях и подпевании под музыку
Эмоционально воспринимать появление кукольного персонажа


2неделя
1
Музыкальные инструменты
Воспитывать у детей интерес к музыкальным инструментам, эмоциональное восприятие музыки Учить детей извлекать звуки из музыкальных инструментов
Уметь правильно держать при игре



2
Музыка с ритмическими движениями
Учить детей ориентироваться в пространстве зала, Учить детей реагировать на музыку сосредоточением и ритмическим движением
Реагировать на музыку с ритмическим движением


3неделя
1
Звучание музыкальных инструментов («Я играю в колокольчик, вы хлопаете по каленкам, нет музыки не хлопаете»)
Учить детей прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов Знать колокольчик и узнавать её звучание Учить детей извлекать звуки из музыкальных инструментов
«Я играю в погремушку, вы хлопаете, нет музыки не хлопаете»)



2
Звучание музыкальных инструментов
Воспитывать у детей интерес к музыкальным инструментам, эмоциональное восприятие музыким Учить детей извлекать звуки из музыкальных инструментов
Уметь различать звучание инструментов


4неделя
1
Звукоподражания
Формировать у детей предпосылки звукоподражаниях и подпевании под музыку
подпевать под музыку
(звукоподрожание)



2
Звукоподражания Экскурсия в лес
Формировать у детей предпосылки звукоподражаниях и подпевании под музыку-заблудились - АУ
подпевать под музыку
(звукоподрожание)


Ноябрь
1неделя
1
Звукоподражания
Формировать у детей предпосылки звукоподражаниях и подпевании под музыку- кукла плачет -УА
подпевать под музыку
(звукоподрожание)



2
Звукоподражания
Формировать у детей предпосылки звукоподражаниях и подпевании под музыку- звукоподрожания:
ЧИК-ЧИРИК
подпевать под музыку
(звукоподрожание)


2неделя
1
Слушание песен
Формировать у детей предпосылки к певческой деятельности Должны знать песню и узнавать её
Воспроизводить совместно с воспитателем отдельные слова



2
Слушание песен
Формировать у детей предпосылки к певческой деятельности Должны уметь слушать
Воспроизводить совместно с воспитателем отдельные слова


3неделя
1
Слушание песен
Формировать у детей предпосылки к певческой деятельности Должны уметь слушать,узнавать и эмоционально реагировать на неё
Воспроизводить совместно с воспитателем отдельные слова



2
Слушание песен
Формировать у детей предпосылки к певческой деятельности Должны уметь слушать,узнавать и эмоционально реагировать на неё
Воспроизводить совместно с воспитателем отдельные слова


4неделя
1
·
Ориентировка в пространстве группе (ходить под музыку)
Учить детей ориентироваться в пространстве зала Учить детей реагировать на музыку сосредоточением и ритмическим движением
Ходить под музыку по группе
шагать высоко поднимая колени



2
Ориентировка в пространстве группе (ходить под музыку)
Учить детей ориентироваться в пространстве зала
Ходить под музыку с выполнением задания (музыка остановилась-присели)


Декабрь
1неделя
1
К нам гости пришли

Знать : правила игры
«Мишка косолапый»
Эмоционально воспринимать появление кукольного персонажа



2

К нам гости пришли
Знать движения медведя и его звукоподрожание
Эмоционально воспринимать появление кукольного персонажа


2неделя
1
Музыкальные инструменты
Воспитывать у детей интерес к музыкальным инструментам, эмоциональное восприятие музыки Учить детей извлекать звуки из музыкальных инструментов
Уметь правильно держать при игре



2
Музыкальные инструменты
Воспитывать у детей интерес к музыкальным инструментам, эмоциональное восприятие музыки Учить детей извлекать звуки из музыкальных инструментов
Уметь правильно держать при игре


3неделя
1
Музыкальные инструменты
Воспитывать у детей интерес к музыкальным инструментам, эмоциональное восприятие музыки Учить детей извлекать звуки из музыкальных инструментов
Извлекать звуки из всех знакомых инстрментов



2
.Музыкально-ритмические движения.
Упражнения.
Учить детей реагировать на музыку сосредоточением и ритмическим движением Знать, что такое бег и ходьба (чередование)
Уметь бодро шагать,
чередовать с бегом


4неделя
1
.Музыкально-ритмические движения.
Упражнения
Учить детей прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов Знать правила построения
Уметь ходить по залу, приседать , легко на носочках бегать



2
.Музыкально-ритмические движения.
Пляски. Строиться в пары
Учить детей реагировать на музыку сосредоточением и ритмическим движением Узнавать танцевальную музыку
Стрриться в пары

2
Январь
3неделя
1
.Музыкально-ритмические движения.
Пляски. Шагать в паре по группе
Учить детей выполнять движения в процессе музыкальных игр (дети в ходе сюжетной игры шагают , как солдатики, подражая действиям взрослого)
Учить детей участвовать в праздничных утренниках: выполнять знакомые движения и действия совместно со взрослыми Узнавать танцевальную музыку
Шагать в паре



2
.Музыкально-ритмические движения.
Пляски. Бегать на носочкахв паре.
Учить детей адекватно реагировать на смену темпа музыкальных фрагментов (музыка побежала ножки побежали, музыка пляшет детки пляшут) Узнавать танцевальную музыку
Бегать на носочках в паре


4неделя
1
.Музыкально-ритмические движения.
Игра
Учить детей адекватно реагировать на смену темпа музыкальных фрагментов (музыка побежала ножки побежали, музыка пляшет детки пляшут) Знать правила игры
«Пузырь»
Выполнять движения и правила игры



2
.Музыкально-ритмические движения.
Игра
Учить детей выполнять движения в процессе музыкальных игр (дети в ходе сюжетной игры скачут, как зайчики, летают, как птички, подражая действиям взрослого)
выполнять знакомые движения и действия совместно со взрослыми Знать правила игы
«Весёлый Мяч»
Выполнять правила идвижения игры


Февраль1неделя
1
Музыкальные сказки

Вызывать у детей интерес к играм с использованием кукольных персонажей Знать музыкальные сказки нать сказку «Колобок»
Выполнять простые движения под музыку
Реагировать на новизну разнообразия кукольноо театра



2
Музыкальные сказки
Вызывать у детей интерес к играм с использованием кукольных персонажей Знать музыкальные сказки Знать сказку «Маша и медведь»
Выполнять простые движения под музыку
Реагировать на новизну разнообразия кукольноо театра


2неделя
1
Музыка К. Черни и Г. Фрида. «Мишка»; народная мелодия
Учить детей адекватно реагировать на смену темпа музыкальных фрагментов (музыка побежала ножки побежали, музыка пляшет детки пляшут) Учить детей адекватно реагировать на смену темпа музыкальных фрагментов (музыка побежала ножки побежали, музыка пляшет детки пляшут) Знать народную мелодию
Учить узнавать две-три знакомые простейшие мелодии



2
«Гопачок» в обработке М. Раухвергера;
Узнавать украинский гопак
Учить узнавать две знакомые простейшие мелодии


3неделя
1
музыка Г. Фрида. «Мячик»
Знать музыку Фрида «Мячик»
Учить узнавать три знакомые простейшие мелодии



2
Знакомые мелодии
Знать 3 знакомых мелодии:
узнавать и различать их
Реагировать на звучание мелодий


4неделя
1
Марш
Знакомить детей с различным характером музыки марш, колыбельная, отражая его в движении Знать различный характер музыки: марш
Отражать марш в движении



2
Колыбельная
Знакомить детей с различным характером музыки марш, колыбельная, отражая его в движении Знать различный характер музыки:колыбельная
Отражать колыбельную в движении


Март
1неделя
1
Характер музыки: марш и колыбельная
Знакомить детей с различным характером музыки марш, колыбельная, отражая его в движении Знать различия марша и колыбельной
Отражать марш и колыбельную в движении



2
Духовые музыкальные инструменты свирель
Знать свирель, находить среди других инструментов Учить детей извлекать звуки из музыкальных инструментов
Уметь правильно держать при игре


2неделя
1
Духовые музыкальные инструменты дудочка
Воспитывать у детей интерес к музыкальным инструментам, эмоциональное восприятие музыки Учить детей извлекать звуки из музыкальных инструментов
Уметь правильно держать при игре



2
Духовые музыкальные инструменты- свистулька
Воспитывать у детей интерес к музыкальным инструментам, эмоциональное восприятие музыки Учить детей извлекать звуки из музыкальных инструментов
Уметь правильно держать при игре


3неделя
1
Духовые музыкальные инструменты свирель, дудочка, свистулька
Воспитывать у детей интерес к музыкальным инструментам, эмоциональное восприятие музыки Учить детей извлекать звуки из музыкальных инструментов
Извлекать звуки из всех знакомых инстрментов



2
Попевки, подражание взрослому (музыка Е. Тиличеевой, слова К. Шмаковой. «Птичка»

Знать, как поют птички
Учить детей просматривать иллюстрации, отвечать на вопрос взрослого о том, что они видели, что делали
Подрожать взрослому в процессе выполнения заданий под музыку


4неделя
1
Попевки, подражание взрослому музыка М. Раухвергера, слова Н. Комиссаровой. «Собачка»
Учить детей просматривать иллюстрации, отвечать на вопрос взрослого о том, что они видели, что делали Знать подрожание собаки
Подрожать взрослому в процессе выполнения заданий под музыку



2
Музыка по громкости звучания
Учить выполнять элементарные танцевальные движения под музыку (ходить, топать, хлопать, махать рукой с предметом, приседать) Развивать у детей ориентировку в пространстве зала при перемещениях по кругу, парами Знать как выполнять дифференцированные движения на музыку различной громкости
Различать музыку по высоте заучания (громкая музыка куколка пляшет, тихая спит)


Апрель
1неделя
1
Темп музыкальных фрагментов
Знать как реагировать на темп (музыка побежала ножки побежали, музыка пляшет детки пляшут)
Адекватно реагировать на смену темпа



2
Музыкальные игры
Знать правила игр (дети в ходе игры скачут, как зайчики, летают, как птички, подражая действиям взрослого)
Выполнять движения в процессе музыкальных игр


2неделя
1
Музыкальные игры
Знать правила всех выученных музыкальных игр
Выполнять движения в процессе музыкальных игр



2
Слушание музыки
(интерес и любовь к музыке, развивать их музыкальные способности)
Прививать детям интерес и любовь к музыке, развивать их музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, чувство музыкального ритма, музыкальный слух) Знать музыкальный ритм

Проявлять радостные эмоции от общения с музыкой, проявлять активность


3неделя
1
Слушание музыки
(эмоциональную отзывчивость на музыку, чувство музыкального ритма, музыкальный слух)
Знать музыкальный ритм и высоту звучания
Учить детей реагировать на музыку сосредоточением и ритмическим движением
Проявлять радостные эмоции от общения с музыкой, проявлять активность



2
Характер музыкального произведения
(из быстрых мелодий только веселую)

Прививать детям интерес и любовь к музыке, развивать их музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, чувство музыкального ритма, музыкальный слух) Знать характер музыки:
Быстрая-весёлая
Реагировать на характер элементарного музыкального произведения


4неделя
1
Характер музыкального произведения
(из медленных только грустную)
Прививать детям интерес и любовь к музыке, развивать их музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, чувство музыкального ритма, музыкальный слух) Знать характер музыки:
медленная-грустная
Реагировать на характер элементарного музыкального произведения



2
Характер музыкального произведения
(из медленных только грустную из быстрых мелодий только веселую )
Вызывать у воспитанников радостные эмоции от общения с музыкой, побждать к проявлению активности Вызывать у воспитанников радостные эмоции от общения с музыкой, побуждать их к проявлению активности Знать характер музыки: из медленных грустную из быстрых мелодий веселую
Реагировать на характер элементарного музыкального произведения


Май
1неделя
1
Музыкальная выразительность
(быстрая музыка значит, веселая; медленная значит, грустная )
Вызывать у воспитанников радостные эмоции от общения с музыкой, побуждать их к проявлению активности Знать различия характера музыки
Реагировать на характер элементарного музыкального произведения



2
Подпевание взрослому, подражать интонациям взрослого
Вызывать у воспитанников радостные эмоции от общения с музыкой, побуждать их к проявлению активности Знать и узнавать попевки на слух
Подрожать взрослому


2неделя
1
Сопровождение пения ритмическими движениями
Знать ритмические движения
Учить детей реагировать на музыку сосредоточением и ритмическим движением
Сопровождать пение взрослого подрожанием и ритмическими движениями



2
Танцевальные движения под музыку (ходить, топать, хлопать, махать рукой с предметом, приседать)
Учить выполнять элементарные танцевальные движения под музыку (ходить, топать, хлопать, махать рукой с предметом, приседать)Развивать у детей ориентировку в пространстве зала при перемещениях по кругу, парами Знать танцевальные движения
Ходить, топать, хлопать, махать рукой с предметом, приседать


3неделя
1
В танце ходить, топать, хлопать, махать рукой с предметом, приседать
Учить выполнять элементарные танцевальные движения под музыку (ходить, топать, хлопать, махать рукой с предметом, приседать) Развивать у детей ориентировку в пространстве зала при перемещениях по кругу, парами Знать правила построения в пары
Уметь ходить, топать, хлопать, махать рукой с предметом, приседать



2
Музыкальные инструменты - бубен
Воспитывать у детей интерес к музыкальным инструментам, эмоциональное восприятие музыки Учить детей извлекать звуки из музыкальных инструментов
Играть на музыкальных инструментах. Бубен Соблюдать ритмический рисунок мелодии


4неделя
1
Музыкальные инструменты -металлофон
Воспитывать у детей интерес к музыкальным инструментам, эмоциональное восприятие музыки
Играть на музыкальных инструментах. Металлофон Соблюдать ритмический рисунок мелодии



2
Фрагменты сказок с персонажами кукольного театра в исполнении взрослых («Колобок», «Теремок»)
Вызывать у детей интерес к играм с использованием кукольных персонажей Знать музыкальные сказки Учить детей просматривать фрагменты сказок с персонажами кукольного театра в исполнении взрослых («Колобок», «Теремок»)
Учить детей отвечать на вопрос взрослого о том, что они видели, что делали
Уметь различать сказки, находить их героев среди картинок на столе


15