Урок географии для 7 класса Австралия – самый маленький материк Земли. Своеобразие географического положения. История открытия и исследования. Геологическое строение. Формы рельефа и полезные ископаемые Австралии. Пр. р. №8 (продолжение)


Стрельцова Р.Я.
МОУ «Гимназия №92 г.Донецка»
Учитель географии
Учитель высшей квалификационной категории,
учитель-методист
Тема: Австралия – самый маленький материк Земли. Своеобразие географического положения. История открытия и исследования. Геологическое строение. Формы рельефа и полезные ископаемые Австралии.
Практическая работа №8 (продолжение) « Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка»
Учебно-воспитательные цели:
1. Сформировать у учащихся знания об особенностях географического положения Австралии, истории исследования и строения поверхности материка.
2. Продолжить формирование знаний о номенклатуре карты материка, умений самостоятельно определять координаты крайних точек, а на их основе с помощью градусной меры вычислять протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток
3. Обучение приемом умственной деятельности, умению анализировать, сравнивать делать обобщение, выводы.
Средства обучения: мультимедийный комплекс, видеофрагменты: «Большой барьерный риф», «Рельеф материка Австралия», физическая карта мира, физическая карта Австралии, атласы «География материков и океанов», учебные картины: «Большой Барьерный риф», «Животный мир Австралии», «Растительный мир Австралии», глобус
ХОД РАБОТЫ
I Активизация познавательной активности учащихся
Стихотворение Г. Усовой «Австралия – страна наоборот»
Она располагается под нами.Там, очевидно, ходят вверх ногами,Там наизнанку вывернутый год.Там расцветают в октябре сады,Там в январе, а не в июле лето,Там протекают реки без воды(Они в пустыне пропадают где-то).Там в зарослях следы бескрылых птиц,Там кошкам в пищу достаются змеи,Рождаются зверята из яиц,И там собаки лаять не умеют.Деревья сами лезут из коры,Там кролики страшней, чем наводненье,Спасает юг от северной жары,Столица не имеет населенья.Австралия — страна наоборот.Беседа по содержанию стихотворение
Выявить представления учащихся об Австралии
II Изучение нового материала
Практическая работа с картой
по определению географического положения Австралии по плану:
А) положение к экватору
Б) положение к начальному материку
соревнование «Кто быстрее?». Определите координаты крайних точек Австралии.
Крайние точки:
Северная –мыс Йорк – 11 ° ю.ш
Южная – мыс Саут-Ист-Пойнт – 39 ° ю.ш.
Западная – мыс Стип-Пойнт – 113 ° в.д.
Восточная – мыс Байрон – 154 ° в.д.
определение максимальной протяжённости Австралии:
А)С севера на юг
39° ю.ш. – 11° ю.ш.=28°
111км/ ◦ 28° =3008км
Б) С запада на восток, если 1° по 25° широты =100,5км
154° в.д. – 113° в.д. = 41
100,5 км/ ◦41° =4120км
Какие океаны и моря омывают материк?
Австралию почти пересекает южный тропик; по карте определите в каких географических и климатических поясах находится материк?
Что вы можете сказать о положении Австралии относительно других материков и частей света?
Сравните географическое положение Австралии и Африки.
Внимательно рассмотрите по карте береговую линию материка, она слабо расчленена. Почему?
На востоке материка находится Большой барьерный риф – «восьмое чудо света», протянувшийся на 2000км
Просмотр видеофрагмента «Большой барьерный риф»
Исследования и освоение материка.
Сообщение учащихся. На их основе учащиеся заполняют таблицу.
№ Путешественник
(Ф.И.) Годы путешествий Что исследовал, открыл
1 Вилиам Янезон1605 – 1606гг Открыл Австралию назвал «Новая Голландией»
2 Абель Тасман 1642-1643гг Открыл о. Тасманию, остров Новая Зеландия
1644г Побывал на северном побережье Австралии
3 Джек Кук 1768 – 1771гг Во время кругосветного плавания в апреле 1770 г высадился на Юго-востоке материка
4 Метью Флиндерс1802 Проплыл вокруг материка и предложил назвать его Австралией (с латинского – «южный»5 Английские каторжники 1788 Стали заселять и осваивать юго–восток материка
6 Польский путешественник П.Стшелецкий1840 Поднялся на самую высокую вершину Большого водораздельного хребта и назвал её г. Костюшко
Рельеф материка
Анализ физической карты настенной и в атласе и определение основных форм рельефа материка.
Вывод : Преобладают равнины на западе и в центре материка представлены Западно-Австралийским плоскогорьем и центральной низменностью на востоке средневысотные горы Большой водораздельный хребет
Просмотр видеофрагмента «Рельеф материка Австралия».
Особенности рельефа объясняются географическим строением и тектоническими структурами. Анализ тектонической карты.
Вывод. В основе материка лежит древняя Австралийская плита. Платформа, которая ещё в Мезозойскую эру входила в состав Гондваны. На западе платформы щит, т.е. отсутствие осадочного чехла, а в центре материка прогиб, покрытый мощным чехлом осадочных пород толщиной в несколько километров. На востоке старые разрушенные горы герцинской и каледонской складчатости.
Сравните рельеф Австралии и Африки.
Вывод. Общее – преобладают равнины, есть старые горы герцинской складчатости Капские. Отличия – в Австралии нет молодых гор, поэтому нет ни одного действующего вулкана и нет оледенения, т.к. горы лежат ниже снеговой линии.
Полезные ископаемые
С географическим строением тесно связаны полезные ископаемые. Так как на западе щит, следовательно, какая группа полезных ископаемых будет преобладать? (Рудные)
Работа по карте.
Рассказ учителя. На востоке герцинская складчатость, с нею связаны месторождения угля. Почему?
III Д/з: выучить § 28 учебника. Выполнить практическую работу на контурной карте. Задание стр.107 учебника. (География материков и океанов: Учебн.для 7 кл. общеобразоват.учебн.завед.:Пер. с укр./В.Ю.Пестушко, Г.Ш.Уварова.-К.:Генеза, 2007 с.)
IV Рефлексия
Что удивило тебя сегодня? Почему?
Что изученного сегодня, на твой взгляд, самое важное? Почему?
О чём бы ты хотел узнать больше? Почему?
Что пробудило в тебе любопытство? Как изменилось твоё внимание на уроке, когда в тебе проснулось любопытство?
V Подведение итогов уроков