План-конспект урока на тему Африка, особенности географического положения


Тема: АФРИКА. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МАТЕРИКА. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОСВОЕНИЕ.
Цель:
раскрыть содержание, систематизировать и углубить знания о географическом положении материка; выяснить особенности положения Африки;
совершенствовать навыки работы с картами атласа и дополнительной литературой; способствовать дальнейшему развитию умений делать самостоятельные выводы, опираясь на изученный материал и собственный опыт;
развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать уважение к природе планеты Земля.
Оборудование:
атласы, учебники, физическая карта Африки, контурные карты, планы характеристики географического положения материка.
Тип урока: изучение нового материала.
Опорные и базовые понятия:
материк, часть света, географическое положение, полушария, меридианы, параллели, Гондвана, части Мирового океана, составляющие береговой линии, площадь материка, экватор, нулевой меридиан, крайние точки, исследователи, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Егор Ковалевский.
Номенклатура:
океаны: Атлантический, Индийский; моря: Средиземное, Красное; заливы: Гвинейский, Аденский, Суэцкий канал; проливы: Баб-эль-Мандебский, Мозамбикский; острова: Мадагаскар, Канарские; полуостров Сомали, крайние точки.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА1.Организационный момент
1.1 Готовность класса к уроку. Обмен приветствиями.
1.2 Игровой момент «Ассоциации»
Учитель предлагает каждому из учеников выразить те ассоциации, которые возникли у них при слове «Африка» (жара, сухость, пустыня, слон и т.д.).
2. Актуализация опорных знаний и умений
2.1 «Интеллектуальная мозаика» (выполняется устно)
Учащимся предлагается вспомнить некоторые понятия:
материк - это...
часть мира - это...
экватор - это...
нулевой меридиан - это...
географический пояс - это...полушарие - это...
3. Мотивация учебной и познавательной деятельности
3.1 «Привлекательная цель»Учитель рассказывает, что, изучая общую географию, учащиеся имели возможность познакомиться с большим участком суши, вторым после Евразии по площади материком - Африка.
Учащимся известно, что Африка - это не только материк, но и отдельная часть мира, крупнейший осколок древней Гондваны.
В переводе с греческого «Африкус» - «безморозный». Как случилось так, что этот материк получил такое название, как на это повлияло его положения на Земле, как люди изучали особенности географического положения материка - вы узнаете на сегодняшнем уроке.
3.2 «Практика и теория»Учитель доказывает, что базовые знания, которые получили учащиеся на прошлых помогут им самостоятельно освоить новый материал и использовать на практике теоретические знания в работе с атласом и контурной картой.
3.3 Связь с другими предметами.
Ученикам предлагается кроме географического положения, вспомнив курс истории, подумать во время урока над вопросом: почему рассматривается только исследования Африки, а об открытии материка речь не ведется? Ответ обосновать.
Обсуждение вопроса проводится во время закрепления нового материала.
4. Изучение нового материала
Формирование понятия «Географическое положение материка» (работа с атласом и планом характеристики географического положения материка).
4.1 Прием «Мозговая атака». Работа в группах.
Ученики, получив планы характеристики географического положения материка, должны выполнить самостоятельное задание по группам - проработать и изучить учебный материал, пользуясь базовыми знаниями, и объяснить другим.
Ученики, работая с атласом, выясняют, что Африка находится во всех четырех полушариях. Что кроме экватора и нулевого меридиана ее пересекают Северный и Южный тропики. Выясняют протяженность в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
Под руководством учителя определяют крайние точки Африки и наносят их на контурную карту.
Следующий этап - самостоятельная проработка вопроса относительно береговой линии, нанесение на контурную карту океанов и морей, омывающих материк; заливы, проливы, полуострова и острова, прилегающие к материку; течения окружающих.
4.2 Прием «Фантазируй».
Учитель предлагает на физической карте Африки найти ту часть береговой линии, которая бы напоминала зуб. (Ученики находят полуостров Сомали. Учитель дополняет, что этот полуостров называют «Африканский зуб».)
4.3 Прием «А знаете ли вы…».
Двое учеников, получив задание заранее, рассказывают, пользуясь опорной схемой, о исследования материка Африка.
• Давид Ливингстон, который отдал более 30-ти лет жизни изучению материка, который исследовал и описал множество географических объектов.
• Егор Ковалевский изучал реку Нил, открыл мощные россыпи золота.
• Вспоминают о других исследователей - Генри Стэнли, Васко да Гама.
4.4 Прием «Удивляй»Учитель рассказывает об удивительном завещание Давида Ливингстона, по которым сердце известного исследователя после его смерти должно быть предано земле в Африке.
5. Закрепление изученного материала
5.1 Прием «Разгадка проблемы»После обсуждения исследования материка ученики выясняют, что об открытии Африки невозможно говорить потому, что ее считают «колыбелью человечества» вместе с Азией. Найти ответ помогает учитель.
5.2 Игровой момент «Верю не верю»Отвечая на вопрос «Верю или не верю?» учащиеся закрепляют полученные знания.
«Верите ли вы в то, что...»
Африка - самый большой материк по площади (Не верю)?
она крупнейший осколок Гондваны (Верю)?
она лежит во всех полушариях (Верю)?
ее омывают три океана (Не верю)?
на севере ее омывает Красное море (Не верю)?
Гвинейский залив - крупнейшая в мире (Верю)?
Мозамбикский пролив - самая длинная в мире (Верю)?
Африку называют любимицей Солнца (Верю)?
ее открыл Васко-да-Гама (Не верю)?
6. Итог урока
Ученики пытаются отобрать наиболее удачные «пять предложений», которые по сути и являются выводами.
Африка - это второй по площади материк и самый большой осколок Гондваны.
Это «колыбель человечества», которую исследовали европейцы –
Д. Ливингстон, Есть. Ковалевский, Г. Стенли.
Она лежит во всех полушариях (северной, южной, западной, восточной).
Имеет не очень расчлененную береговую линию.
Омывается двумя океанами - Атлантическим и Индийским двумя морями - Средиземным и Красным; к ней примыкают Гвинейский и Аденский заливы; Гибралтарский и Баб-эль-Мандебский пролив; остров Мадагаскар, отделяется Мозамбикским проливом.
7. Домашнее задание
Проработать текст параграфа.
Доработать работу в контурной карте.
Изучить номенклатуру.