Урок географфии в 7 классе на тему Географическое положение. История открытия и исследования материка Северная Америка


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет: география
Класс: 7


Тема урока: Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка Северная Америка.

Цель урока: сформировать представление учащихся о размерах материка, его очертаниях и особенностях ГП в целом; закрепить приобретенные навыки по измерению расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки, определение географических координат; рассмотреть с учащимися объекты и особенности береговой линии материка; познакомить с историей открытия и исследования материка.

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

сформировать представление учащихся о размерах материка, его очертаниях и особенностях ГП в целом; закрепить приобретенные навыки по измерению расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки, определение географических координат; рассмотреть с учащимися объекты и особенности береговой линии материка; познакомить с историей открытия и исследования материка.
развивать навыки коллективной работы, умение работать с географической картой
планировать свою деятельность под руководством учителя;
оценивать достигнутые результаты;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
вести диалог, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
строить логические рассуждения;
составлять целое из частей самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
анализировать информацию и производить поиск недостающей информации в различных источниках;

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира.


Учебник- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев «География материков и океанов 7 класс».

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА






Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

I этап. Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на урок.
Приветствуют учителя.

II этап. Мотивация
- Угадайте, про какой материк говорится в стихотворении?
На шаре воздушном в компании дружной Мы долго летели к Америке Южной, Но ветер сменил направленье и, вмиг, Отнес нас совсем на другой материк.
Под нами раскинулся – штат Аризона – Индейцы по прериям гонят бизонов. Охота в разгаре. Охота кипит!.. Но что это?.. Что это?!.. Шар наш пробит!..
- Правильно! Северная Америка. Значит, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(о Северной Америке).
Тема нашего сегодняшнего урока: Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования
Отвечают на вопросы. Высказывают собственные точки зрения.










Запись темы урока в тетради

III этап. Целеполагание
- Как вы считаете, какова цель урока? Что мы должны знать и уметь?
План:
1. ФГП.
2. Очертания берегов.
3. Из истории исследования
- Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?
Формулирование целей урока

IV этап. «Открытие» нового знания
1. Географическое положение























2. Очертания берегов.




3. Из истории исследования


1. Каково положение Северной Америки относительно экватора и начального меридиана?
2. Определить крайние точки материка и их координаты.
Север – мыс Мерчисон (73о с.ш.)
Юг – мыс Марьято (8о с.ш.)
Запад – мыс Принца Уэльского (168о з.д.)
Восток – мыс Сент-Чарльз (56о з.д.)
3. Измерьте протяженность Северной Америки по 100о з.д. и 40о с.ш.
4. Каково положение Северной Америки относительно других материков?
5. Какими океанами омывается Северная Америка? Какой из океанов оказывает наиболее благоприятное воздействие на природу материка? Почему? Подпишите на карте теплые и холодные течения.
6. Как называется пролив, который отделяет Евразию от Северной Америки?
7. По карте «Природные зоны» определите, в каких географических поясах расположена Северная Америка, с помощью известных обозначений.
Вопрос. В каких широтах лежит наиболее широкая часть материка?
8. Совершите воображаемое путешествие по карте. Нанесите названия морей, заливов, островов и полуостровов на к/к Северной Америки.
- В какой части матерка наиболее сильно расчленена береговая линия?
Вопрос. Чем объясняется сильная расчлененность береговой линии на севере и востоке материка?
- Северная Америка имеет самую длинную береговую линию - 75600 км.
(Учитель читает текст) "Я знаю, что существование такого пути может быть доказано на том основании, что Земля - шар. Тем не менее, чтобы облегчить предприятие, я решился изобразить новый путь на морской карте. Отправляю Его Величеству карту, сделанную мною собственноручно. На ней изображены Ваши берега и острова, откуда Вы можете плыть непрерывно к западу; и места, куда Вы прибудете; и как далеко Вы должны держаться от полюса или от экватора; и какое расстояние Вы должны пройти, чтобы достигнуть стран, где больше всего разных пряностей и драгоценных камней. Не удивляйтесь, что я называю западом страны, где растут пряности, тогда как их обыкновенно называют востоком, потому что люди, плывущие неуклонно на запад, достигнут восточных стран за океаном в другом полушарии. Но если Вы отправитесь по суше - через Ваше полушарие, то страны пряностей будут на востоке...". - Кто из путешественников мог написать такое письмо в конце 15 века? - К какому открытию привело путешествие Х. Колумба в 1492 году? - Кто знает, сколько раз открывали Северную Америку? - Еще за 500 лет до открытия Колумбом Нового Света первые европейцы посетили Северную Америку. Первопроходцами на материке были древние норманны, предки современных скандинавских народов, населявших побережье Северного моря.
Северо-восточный берега материка впервые были открыты и заселены более тысячи лет назад викингами.
Первым добрался до берегов материка Лейф Эйриксон (Счастливый) в 1000 году, но о его открытиях в Европе не узнали.. Затем произошло открытие Центральной Америки в 15 веке Х. Колумбом, в конце 15 века – английским моряком Джоном Каботом были открыты остров Ньюфаундленд и побережье полуострова Лабрадор.








































В 1519-21гг. - Э. Кортес открыл южные территории материка и в течение короткого времени завоевал огромную страну Мексику. Испанские конкистадоры появились на территории современной Мексики в 1519 году, французы – в 1534. Французскую экспедицию возглавил Жак Картье. Внесли свой вклад в открытие и изучение материка и русские. Первую экспедицию незадолго до своей смерти снарядил Петр I. В 1732 году М.Гвоздев открыл пролив, который разделяет Евразию и Северную Америку - Берингов. Плавали к берегам Америки и открывали новые земли Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Григорий Иванович Шелехов. Исследования материка
Открытие нового континента стало настоящим переворотом в жизни Европы. Многие европейцы отправлялись в морские экспедиции, чтобы досконально исследовать новые территории и освоить их.
До начала 18 века были открыты и изучены все регионы Северной Америки, в частности тихоокеанское побережье и Аляска. Немаловажный вклад в исследования материка сделали и русские экспедиторы.
Благодаря экспедициям Григория Шелихова, на континенте возникла так называемая Русская Америка – Аляска. Первые русские поселения здесь существовали уже с середины 18 века.
Отвечают на вопросы. Работают с атласами и контурными картами. Отвечают на вопросы учителя


















В умеренных широтах.






Сильная расчлененность объясняется движением литосферных плит.



























Христофор Колумб

Открытию Америки
Ученик: (сообщение) В конце 15 века испанские мореплаватели во главе с Христофором Колумбом достигли берегов Северной Америки, ошибочно полагая, что попали в Индию. С этого момента началась эра освоения и исследования Северной Америки.
Однако у Христофора Колумба были предшественники: примерно в 10 веке племена норманнов уже открыли Гренландию, а также добрались до берегов современного государства США.
Однако колонизировать новые земли им не удалось, так как норманны столкнулись с жесткими погодными условиями севера континента, так же их пугала отдаленность нового материка от Европы.
После открытия новой земли, Христофор Колумб совершил еще четыре путешествия в Америку. Уже в начале 16 века испанцы начали большую колонизацию североамериканских земель.
В середине века знаменитый мореплаватель Жак Картье достиг берегов Канады, и дал им современное название – Канада. Испанские экспедиторы, стараясь завоевать богатые плодородные земли, вступили в противостояние с аборигенами – племенами индейцев.
Освоение Северной Америки продолжали такие мореплаватели как Александр Макензи, Джон Дэвис, Вильям Баффин, Генри Гудзон. Благодаря им, была исследована вся северная часть континента, вплоть до побережья Тихого океана.














IV этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
Задание. Найдите на карте Северной Америки географические объекты, названные в честь мореплавателей и путешественников:
Гудзон Генри (известный английский путешественник и исследователь полярных территорий) - ..залив
Барроу Джон (1764-848гг., английский географ) - мыс
Врангель Фердинанд Петрович (1796-1870гг., русский мореплаватель, адмирал, исследователь Арктики) - .остров
Баффин Уильям (английский исследователь) - ..море
Беринг Витус Ионассен (1681-1741гг., офицер русского флота, по национальности датчанин) - ..пролив, море
Чириков Алексей Ильич (1703-1748гг., русский мореплаватель, капитан-командор) - ..остров
Шелехов Григорий Иванович (1747-1795гг., русский купец-предприниматель) - ..пролив
Работают с картой. Отвечают.

VI этап.
Рефлексия и оценивание
Ответь на вопрос
Что ты получил от этого урока?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учителя?
Что ты приобрел?
Что тебя удивило?
Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке и одноклассников

VII этап. Домашнее задание
Инвариантная часть: параграф 42
Вариативная часть: подготовить сообщение о Кордильерах Северной Америки
Записывают.









15