Конспект урока по географии по теме «История открытия, исследования и географическое положение материка Африка»

МОУ " Ястребовская средняя общеобразовательная школа
имени И. И. Золотухина"
Урок географии в 7 классе
Тема: «История открытия, исследования и географическое положение материка Африка»
Подготовила:
учитель географии Винюкова Зоя Дмитриевна
Цели урока:
образовательная – сформировать знания о физико-географическом положении материка, его влиянии на природу Африки;
воспитательная – формирование взаимосотрудничества, толерантности у обучающихся;
развивающая - развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками географической информации, творческих способностей, устной речи, географического мышления и зоркости, познавательного интереса к предмету.
Задачи урока:
Называть имена исследователей континента и результаты их работы;
Показывать элементы береговой линии;
Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах;
Продолжить формировать умения работы с картой.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Африки, учебник «география материков и океанов» 7 класс Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. издательство «Дрофа» 2010г., мультимедийная установка, презентация.
Тип урока: изучение нового материала, практикум.
Ход урока:
Организационный момент. Настрой обучающихся на совместную деятельность.
Изучение нового материала.
Слайд 1. Название темы
Я предлагаю вам сегодня принять участие в небольшом путешествии по уникальнейшему материку планеты.
Открыли тетради, записали число и тему нашего урока.
«Африка – неизлечимая страсть: вдохнёшь пыль её красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой там-тамов, увидишь в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захватывающих воображение…»
Слайд 2. Африка – второй по величине материк
Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение.
Слайд 3. История названия материка
А что означает слово “Африка”? Есть несколько предположений. 1 - Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена римляне назвали провинцию Африкой (лат. Africa). Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент. 2 - Другая теория гласит, что название народа «афри» происходит от берберского ifri, «пещера», имея в виду пещерных жителей. Возникшая позже на этом месте мусульманская провинция Ифрикия также сохранила этот корень в своём названии.
Слайд 4. Стихотворение.
Африка - континент, который называют колыбелью человечества. Что вам об этом известно?
Ученик: Действительно, есть все основания полагать, что человечество зародилось в Африке и именно оттуда оно распространилось по всему миру. Развитая и во многом загадочная цивилизация сложилась в Египте, правители которого посылали экспедиции с исследовательскими и торговыми целями на юг по Нилу и вдоль африканского побережья к Красному морю.
Ученик: А также долгое время Африка была центром работорговли. У самой западной точки Африки, напротив Дакара, современной столицы Сенегала, расположен остров Горе. В далеком прошлом этот остров был базой пиратов и работорговцев. Здесь «живой товар» через «ворота без возврата» выводили и грузили на парусники, шедшие в далекую Америку. Горестный плач и кандальный звон стихли только к середине XIX века, когда было запрещено рабство во Французской Африке. Работорговля длилась с XV до середины XIXвека и унесла миллионы человеческих жизней.
Слайд 5 и 6 История исследования и таблица.
Параллельно тем печальным событиям идет исследование материка. Несколько человек из нашего класса получили задания подготовить сообщения о некоторых исследователях и их открытиях. По ходу их рассказов мы заполним таблицу.
Путешественники Исследованная / открытая территория
Слайд 7. Диаш Бартоломеу.
Ученик: Диаш Бартоломеу. О жизни этого путешественника мало что известно. Даже дата его рождения точно не установлена В 1481 г. Он командовал одним из судов, отправленных к Золотому берегу. В этой экспедиции принимал участие и неизвестный тогда Христофор Колумб. В 1487 году Д. Бартоломеу открыл мыс Доброй Надежды. В 1500году Диаш, обогнув южную оконечность материка, погиб в 20-ти дневном шторме.
Слайд 8. Васко да Гама.
Ученик: Васко да Гама. Этому человеку удалось осуществить мечту многих мореплавателей – достичь далекой Индии. Васко да Гама родился в 1460 г в семье градоначальника. В 1497 году Васко да Гама получает 4 корабля, построенные Диашем, и приказ короля продолжить открытия. 8 июля с командой в 170 моряков он отправляется в путешествие. Через 12 дней экспедиция достигла берегов Зеленого Мыса, а через 4 месяца, обогнув мыс Доброй Надежды, пришли к восточному берегу Африки. В устье Замбези команда пробыла 1 месяц, ремонтируя корабли, а затем продолжила свой путь по восточному побережью, провозглашая открытые земли владениями Португалии.
Слайд 9. Давид Ливингстон.
Ученик: Давид Ливингстон. Ливингстону удалось добраться до одного из внутренних озер Африки, озера Нгами, лежащего на расстоянии 1300 верст в прямом направлении от города Капа на мысе Доброй Надежды. Об этом озере он неясно догадывался из разговоров и рассказов туземцев. Потом он все дальше разведывал и открывал неизвестные до того времени края, и таким образом открыл великолепную реку Замбези, которую он считает большою дорогою для сообщения Европы с внутреннею Африкой. Ливингстон один, в сопровождении нескольких туземцев, среди бесчисленных трудностей, прошел через всю Африку, сначала с востока на запад, а потом с запада на восток . Благодаря Ливингстону, теперь известно, что внутренняя Африка орошается многоводными реками, покрыта роскошною, разнообразною растительностью; известно, что берега этих рек населены многочисленными племенами.
Слайд 10. Стенли Генри Мортон.
Ученик: Стэнли Генри Мортон (настоящие имя и фамилия — Джон Роулендс) журналист, исследователь Африки. В возрасте 17 лет эмигрировал из Великобритании в США. Затем в качестве корреспондента газеты "Нью-Йорк геральд" проник в глубь Африки в поисках пропавшего без вести Д. Ливингстона. Встретил его у озера Танганьика и обследовал вместе с ним это озеро. Дошёл до озера Виктория и установил его очертания. Открыл горный массив Рувензори и озёра Эдуард (Иди-Амин-Дада) и Джордж; исследовал течение р. Кагера, объехал озеро Танганьика, затем достиг р. Луалаба и выяснил, что она является верховьем р. Конго (Заир); по этой реке спустился вниз до устья, положив на карту неизвестную европейцам среднюю часть её течения. Именем Стэнли назван водопад на реке Конго.
Слайд 11 Василий Юнкер.
Среди исследователей Африки были и русские.
Ученик: Василий Васильевич Юнкер. В. В. Юнкер путешествовал по Африке как частное лицо. Пользуясь финансовой поддержкой отца и моральным пониманием и поддержкой всей семьи, Юнкер не был стеснен в экспедиционных расходах. Этим объясняется значительный размах африканских путешествий Юнкера и в территориальном отношении, и по продолжительности.
На африканской земле В. В. Юнкер находился более 11 лет. Если же прибавить к этому время на организацию экспедиций, обработку собранных больших и разнообразных коллекций в Африке, подготовку к печати полевых дневников и других материалов научных наблюдений, то легко подсчитать, что Африке В. В. Юнкер отдал больше половины своей взрослой жизни.
Слайд 12. Николай Вавилов
Ученик: Вавилов Николай Иванович. Работа с учебником.С.113-114
Слайд 13. Заполненная таблица.
Физкультминутка (Покажите руками направление север – юг, запад – восток. Глазками проведите по контуру материка)
Учитель : Географическое положение материка. Чтобы его определить необходимо, придерживаться плана.
Слайд 14. План ГП.
План определения географического положения материка
Определить, как расположен материк относительно экватора, тропиков, (полярных кругов), нулевого меридиана.
Найти крайние точки материка, определить их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток
3. Определить, какие океаны и моря омывают материк.
4. Как расположен материк относительно других материков.

Слайд 15.Положение по отношению к экватору и 0 меридиану
Экватор почти посредине пересекает Африку. Поэтому широты будут и северные и южные.
Нулевой меридиан пересекает Африку западной части. Большая часть Африки находится в восточной части, а меньшая в западной. Долготы будут восточные и западные.
И в северной и в южной части материк пересекается тропиками.
Слайд 16. Крайние точки материка
Находим крайние точки материка. Это самые выступающие участки суши в море или океан.
Северная – мыс Бен-Секка. 37°с.ш. 11°в.д.
Южная – мыс Игольный 35°ю.ш. 20°в.д.
Западная – мыс Альмади 15°с.ш. 17°з.д.
Восточная – мыс Рас-Хафун 11°с.ш. 52°в.д.
Слайд 17. Протяженность материка.
Определим протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану в градусах и километрах.
32°+35°=67° - протяженность в градусах.
67°х111км= 7437км – протяженность в километрах.
Определим протяженность материка с запада на восток по 10 параллели северной широты в градусах и километрах.
15°+52°=67° - протяженность в градусах.
67°х109,6км=7343,2км – протяженность в километрах.
Вывод: протяженность Африки с севера на юг почти равна протяженности с запада на восток.
Слайд 18. Береговая линия
Учитель: рассмотрим береговую линию Африки и нанесем ее на контурную карту.
На севере Африку омывает Средиземное море. Одно из самых больших и глубоких морей. Образует заливы Габес и Большой Сирт.
Суэцкий канал. Прорыт в 1859 – 1869 годах.
Красное море. Одно из самых теплых и соленых морей.
Баб-эль-Мандебский пролив и Аденский Залив.
Полуостров Сомали.
Индийский океан.
Мозамбикский пролив и остров Мадагаскар.
Атлантический океан.
Гвинейский залив.
Канарские острова.
Гибралтарский пролив.
Слайд 41. Вся береговая линия.
Мы разобрали весь материал. Узнали имена исследователей и результаты их работы, показали элементы береговой линии, определили географическое положение материка. У кого есть вопросы по теме?
Подведем итоги.
Слайд 42. Тестовые задания.
На листах с тестовыми заданиями подпишите фамилию, имя и класс. В каждом задании выберите один правильный ответ и обведите его в кружок. Работы сдать.
Домашнее задание: §24. На контурной карте обозначить элементы береговой линии Африки.
Тестовые задания
Экватор пересекает Африку
А) посередине;
Б) на севере;
В) на юге.
Африку пересекает:
А) Северный полярный круг;
Б) Южный тропик;
В) Южный полярный круг.
Крайняя южная точка:
А) Мыс Доброй Надежды;
Б) Мыс Бен-Секка;
В) Мыс Игольный.
Открыл мыс Доброй Надежды:
А) Магеллан;
Б) Бартоломеу;
В) Юнкер.
У берегов Африки находится крупный остров:
А) Гренландия;
Б) Новая Гвинея;
В) Мадагаскар.
Ближе всех к Африке находится:
А) Евразия;
Б) Антарктида;
В) Австралия.