Методическая разработка основного периода обучения грамоте


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ КНЯГИНИНСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОСНОВНОГО ПЕРИОДА
КУРСА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Работу выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ КСОШ №2
Г. Княгинино
Смирнова Инна Анатольевна
Педагогический стаж: 24 года.
Стаж работы учителем начальных классов:22 года
Образование: высшее
г. Княгинино 2012 г.
Пояснительная записка.
« Обучение грамоте» является первым этапом в системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. С обучения грамоте начинается учеба в школе, а это значит, что именно в процессе обучения грамоте начинается реализация положений системно - деятельностного подхода — основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
учет различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Эти положения стандарта нашли свое отражение в ориентации на свойственные первоклассникам возрастные особенности мышления и деятельности:
переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому;
переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности к деятельности учебной.
При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться.
Программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009) и авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Н.М.Бетенькова, О.Е.Курлыгина. (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы 1–4. – Смоленск.: Ассоциация ХХI век, 2007). Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки».
Для реализации Рабочей программы в объеме 200 часов (9 час в неделю) используется учебно-методический комплект «Гармония», включающий:
Букварь («Мой первый учебник» для 1 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях. / М. С. Соловейчик, И. М. Бетенькова, Н.С. Кузьмснко, О. Е Курлыгииа. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009 );
Прописи (Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Прописи «Хочу хорошо писать». В 4 ч./ Под ред. М.С. Соловейчик. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009) Период обучения грамоте — исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию.
Необходимо, чтобы желание, с которым первоклассник идёт в школу, постепенно не только не угасало, но и крепло. Поэтому одно из первых условий успешности учебной работы в данный период — сделать уроки чтения и письма интересными для маленького ученика, воспитывающими у него желание учиться, приобретать всё новые и новые знания и умения, иначе говоря, способствующими становлению у него познавательного интереса. Однако это условие тесно связано с другим.
Хорошо известно, что сегодня в первый класс приходят дети с разным уровнем дошкольной подготовки. Так, одни умеют читать, а другие не знают букв, у одних в той или иной степени развит фонетический слух, а у других — нет. Поэтому второе условие продуктивного обучения грамоте — учёт различий в дошкольной подготовке первоклассников. При этом важно не затормозить движение вперёд ни одной из категорий учащихся. Обучение должно быть одновременно доступным каждому и стимулирующим у всех познавательный интерес.
Без соблюдения названных условий трудно рассчитывать, что на первом этапе школьной жизни ребёнка удастся его обучение, развитие и воспитание слить в единый органичный процесс. Достижение же такого слияния — одна из задач современной школы. На решение указанной задачи и нацелена данная программа. Раскроем содержание, которое вкладывается в ней в каждое из названных направлений учебной работы.
Обучение предполагает первоначальное знакомство детей с необходимыми лингвистическими понятиями и формирование на их основе осознанных, а потому контролируемых различных умений. Центральное место среди этих умений занимают те, которые обеспечивают четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание.
Под развитием понимается, во-первых, становление у школьников лингвистического мышления — способности осознавать речь, предложение, слово, звук как предмет наблюдения и изучения, выполнять с различными средствами языка операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; во-вторых, совершенствование у детей природной языковой интуиции, склонности к догадке; в-третьих, зарождение у них умения учиться, а для этого — ориентироваться в букваре и прописях и полноценно работать с ними.
Воспитание связывается, прежде всего, с привитием интереса к учению, в частности к урокам чтения и письма, с формированием у учащихся желания научиться хорошо читать, писать, говорить и слушать, чтобы использовать все умения в практике общения с людьми, при самостоятельном (по собственной инициативе) обращении к книгам.
Специфика уроков обучения грамоте состоит в том, что с них фактически начинаются сразу два курса: литературного чтения и русского языка. Эффективность освоения каждого из этих курсов во многом будет зависеть от содержания и способов подготовки учеников в период обучения грамоте, поскольку на этом этапе должны быть не только сформированы элементарное чтение и письмо, но и заложены основы необходимых в дальнейшем знаний и умений — читательских, речевых, фонетико-графических, орфографических и др.
Задачи и направления обучения грамоте:
появление у первоклассников некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения и опыт применения этих знаний в речевой практике;
формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи;
фонетические знания (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;
формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;
первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;
становление каллиграфических умений;
знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики: обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [и'];
знание признаков «опасных при письме мест» и становление орфографической зоркости — умения по освоенным признакам обнаруживать (на слух прогнозировать) орфограммы (термин не употребляется);
знакомство с несколькими традиционно изучаемыми в этот период орфографическими правилами: оформления границ предложений и слов, написания большой буквы, ударных сочетаний жи-ши и др., переноса слов.
В обучении грамоте различают 3 периода: подготовительный (добуквенный), основной и завершающий.
Центральная задача основного периода обучения грамоте понятна из его названия: «Узнаём буквы и учимся читать». Этот период занимает 151 час.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное обучение русского языка и литературного чтения.

2. Цели и задачи основного периода обучению грамоте.
Цели:
овладение учащимися механизма чтения и письма;
речевое развитие детей;
восприятие позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа;
стремление совершенствовать свою речь.
Задачи:
закрепление фонетических знаний (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе закрепление умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;
формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;
первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;
становление каллиграфических умений;
знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [й’ ];
знание признаков «опасных при письме мест» и становление орфографической зоркости – умения по освоенным признакам обнаруживать (на слух прогнозировать) орфограммы (термин не употребляется);
знакомство с несколькими традиционно изучаемыми в этот период орфографическими правилами: оформления границ предложений и слов, написания большой буквы, ударных сочетаний жи –ши и др., переноса слов.
развитие психомоторных способностей детей (точности, координированности, темпа, ритма движений руки. 3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко меняется весь уклад его жизни. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение – приобретение новых знаний, умений и навыков.
В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющейся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребёнка.
На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения. Резко увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
В младшем школьном возрасте память ребёнка приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Наиболее развита в данном возрасте наглядно-образная память. Дети лучше запоминают конкретные сведения, события, предметы, факты, чем объяснения, определения.
Особенности восприятия и памяти в данном возрасте определяют критерий отбора содержания учебного материала и формы организации учебной деятельности. Большое значение в данном возрасте приобретает принцип наглядности в обучении. Следует применять различные виды наглядности: чувственно-конкретную (рисунки, макеты, объекты природы); абстрактную и символическую (схемы, таблицы) У младшего школьника слабо развита произвольность внимания. Дети в этом возрасте обычно могут заставить себя сосредоточиться лишь при наличии близкой мотивации (похвалы учителя, желания лучше всех справиться с заданием). Но все новое, неожиданное, ярко, интересное само собою привлекает внимание учеников, т.е. непроизвольное внимание развито значительно лучше. Первоклассники не могут длительно сосредотачиваться на выполнении задания, легко отвлекаются, что говорит о небольшой устойчивости внимания.
Основная тенденция развития воображения – совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.п. также развивается и творческое воображение.
У младших школьников, кроме учебной деятельности, не менее важную роль играет и игровая деятельность. Этот возраст благоприятен для развития образного мышления, формирования приемов умственной деятельности. В процессе мыслительной деятельности у ребёнка вырабатываются определённые приёмы мышления: синтез, анализ, конкретизация, абстракция.
В данном возрасте ребёнок начинает делать первые обобщения, первые выводы. Постепенно на этой основе начинают формироваться элементарные научные понятия.
В младшем школьном возрасте заметно формируется личность ребёнка. Он постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам чётко формулируемых правил. Дети становятся самостоятельными, В их сознании закладываются определённые нравственные идеалы, образцы поведения.
У первоклассников ярко выражены такие черты характера как импульсивность, недостаточность воли, эмоциональность. Они не умеют сдерживать свои чувства, подвержены частой смене настроения. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.
Постепенно происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребёнка в этом возрасте является мотив достижения успеха.
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.

4. Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основного раздела «Обучение грамоте»
В процессе обучения грамоте закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
способность к организации собственной деятельности;
доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Направленность обучения грамоте на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
высказывать своё отношение к героям прочитанных текстов, их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений их букваря.
Метапредметными результатами изучения раздела является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы классы и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служит текст букваря и его методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности (первичных способов работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать небольшой текст;
учиться работать в паре; группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах и парах.
Предметными результатами изучения раздела является сформированность следующих умений:
отличать текст от набора предложений;
осмысленно, правильно читать плавным слоговым чтением;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные, согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые и мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «буква» и «звук»; делить слово на слоги, ставить ударение;определять роль согласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласного звука на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в Именах, фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Методы обучения следует рассматривать с точки зрения мыслительных операций, которые выполняют дети в процессе приобретения знаний. В первую очередь это анализ (разложение объекта познания на элементы) и синтез (объединение элементов в единство). При этом анализ и синтез сопровождаются другими мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация.
Ведущий метод обучения грамоте (как чтению, так и письму) – звуковой аналитико-синтетический, введённый в отечественную методику ещё К. Д. Ушинским.
Основными методами на начальном этапе школьного обучения является объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Основное назначение объяснительно-иллюстративного метода состоит в передаче информации учащимся. При этом учитель сообщает информацию, а дети её воспринимают, осознают, фиксируют в памяти. Организация деятельности учащихся по воспроизведению усвоенной информации осуществляется репродуктивным методом дети получают типовые задания, при выполнении которых они действуют по образцу, с опорой на схему, демонстрируя полученные знания, умения. Систематическое воспроизведение известного материала, способов действия развивает память, речь, мышление.
На начальном этапе школьного обучения используется и частично поисковый метод. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, доведя в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
На уроках букварного периода используются игровые приёмы. Это делает процесс эмоционально привлекательным. Во время игры у первоклассников формируется навык общения, взаимопомощи.
Технология здоровьесбережения предусматривает на каждом уроке контроль за сохранением правильной осанки детей, проведение двигательных физкультминуток, применение упражнений для снятия зрительного напряжения.
На уроках букварного периода применяется фронтальная (беседа, ответы на вопросы, составление предложений и т.д.), индивидуальная, работа в парах (по заданиям страниц «Букваря»), в группах.
По дидактическим целям уроки раздела относятся к комбинированным, включающим и изучение нового материала , и формирование умений и закрепление, и повторение.
В педагогике неизбежно возникают вопросы: «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но, вместе с тем, появляется еще один: «Как учить результативно?»
В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.
Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Часто бывает так, что учителю, проработавшему в школе 20-30 лет, когда основными инструментами были мел и доска, диапроектор, памятки, написанные от руки, нелегко принять компьютер в систему дидактических средств обучения. Но современные школьники, которые с детства играют с компьютерными приставками, электронными игрушками, компьютер воспринимают также естественно, как простейшие бытовые предметы. Он привлекателен для детей, как любая новая игрушка, и именно так они в большинстве случаев смотрят на него. Поэтому у младших школьников практически нет психологического барьера перед этой техникой. Учителю необходимо соответствовать современному ученику. Поэтому сегодня учитель всё шире использует в своей педагогической деятельности компьютерные технологии
В помощь учителю существует множество учебных, развивающих, игровых программ. Большую помощь в проведении уроков обучения грамоте оказывает электронное сопровождение к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» Захаровой В.А. Использование на уроках новых методов и форм организации процесса обучения с применением компьютера связано с ответом на вопрос: насколько они эффективнее уже имеющихся методов и форм организации учебных занятий? 1. Делают обучение более эффективным.
2. Способствуют индивидуализации обучения.
3. Повышается мотивация обучения.
4. Активизируется познавательная деятельность учащихся.
5. Обеспечивается оперативность и объективность контроля.
6. Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь, что повышает интерес к изучаемому предмету.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды, служит источником информации. Объяснять ученикам материал могут учителя, книги, фильмы, а также компьютеры. Каждому из этих способов объяснения присущи достоинства и недостатки. Наиболее подходящий для каждого конкретного случая способ зависит от вида изучаемого материала, стиля обучения, предпочитаемого учеником, от количества учебников, фильмов, программ для компьютеров, а также от способностей учителя и его методов преподавания.
На этапе предъявления учебной информации (например, знакомство с новыми буквами) эффективны презентации к урокам (можно использовать при знакомстве с каждой новой буквой), аудиозаписи (аудиоазбука). Яркие рисунки, необычные, интересные задания, способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.
Для закрепления полученных знаний можно использовать такие интерактивные задания, как «Конструктор урока «Грамота» «Учимся читать»», «Уроки Кирила и Мефодия. Обучение грамоте», разнообразные игры-модули и множество других подобных интерактивных заданий.
Использование ИКТ на уроке помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость и качество учебного процесса, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.
Конечно, на первых порах работа по созданию уроков с компьютерной поддержкой достаточно трудоёмка. Но не стоит забывать, что со временем образуется коллекция электронных уроков, которую можно применять в своей практике не раз, только изменяя некоторые детали. Вот тогда-то ИКТ станет для каждого учителя незаменимым помощником, времени на подготовку к уроку будет уходить гораздо меньше.
Для проверки усвоения знаний по отдельным предметам можно использовать различные тесты: фронтальные и индивидуальные.
Такой вид работы позволяет не только выявить уровень знаний детей по изученной теме, но вызывает огромный интерес к познанию, повышает мотивацию обучения.
С применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
6. Система знаний и система деятельности.
Центральная задача основного периода обучения грамоте понятна из его названия: «Узнаём буквы и учимся читать».
Основной период обучения грамоте включает сочетание традиционного линейного предъявления букв (последовательно, чаще по одной) с появившимся в современной методике парным их изучением, помогающим открывать детям особенности русской фонетики и графики. Сочетание этих двух способов позволяет сделать так, что большая часть букв проходит перед первоклассниками дважды. Такое двукратное представление букв полезно как для их запоминания, становления умения читать, так и для лучшего осознания фонетико-графической системы нашего языка. При определении последовательности предъявления букв учитывался и принцип их частотности, введённый в современную букваристику В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько.
Первыми, как основные ориентиры при чтении, осваиваются буквы гласных – Аа, Оо,ы, Ии,Уу, Ээ. Поскольку в большинстве случаев эти буквы в той или иной мере знакомы первоклассникам, на уроке чтения они вводятся сразу по две пары (например, Аа и Оо), после чего проводится их закрепление.
Далее изучаются буквы непарных звонких согласных звуков (сонорных): Лл, Мм, Нн,Рр (знакомство с буквой й отложено из-за невозможности её употребления в начале прямого слога). Изучение букв сочетается с формированием механизма позиционного чтения (ориентации на последующую букву гласного) и обучением чтению прямого слога.
Третий блок – те буквы парных по глухости-звонкости согласных, которые обозначают глухие звуки. Исключение составляет пара ф–в: для освоения выбирается более частотная буква в. Таким образом, третий блок составляют буквы: Сс, Кк,Тт, Вв, Пп, Шш. На диапазоне всех букв продолжается формирование механизма чтения прямого слога и в целом обучение чтению двубуквенных, трёхбуквенных, четырёхбуквенных слогов и слов разной слоговой структуры.
Следующий шаг (четвёртый) связан с изучением на уроках чтения всего блока букв, обозначающих мягкость согласных. Этот блок составляют буквы гласных и мягкий знак и, я, е, ё, ю; ь. После повторения пары ы–и буквы гласных предъявляются по две, одна из которых знакома, а другая новая: а–я, э–е, о–ё, у–ю. Особенность этого этапа – перенесение уже освоенного механизма чтения прямого слога на слоги и слова с новыми буквами. Кроме того, первоклассники учатся чтению различных по структуре слов с изученными буквами, в том числе с мягким знаком, а также осваивают правило выбора буквы для обозначения мягкости согласных при письме.
Логическое продолжение работы – проведение особого урока, орфографического. На нём в ходе наблюдений за соотношением безударных гласных звуков и обозначающих их букв делается вывод о том, что безударным гласным звукам при письме «доверять нельзя», и применительно к ним вводится понятие «опасное при письме место». Дальнейшие регулярные упражнения в обнаруживании таких мест – начало целенаправленной работы над орфографической зоркостью учащихся.
Последующее повторение букв непарных по глухости-звонкости согласных дополняется изучением ещё одной буквы – й.
Новый этап работы – продолжение освоения букв парных по глухости-звонкости согласных. Буквы снова предъявляются парами, в которых одна уже знакома, а вторая – нет. Это: Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш. Буквы звонких согласных звуков, а также буква глухого Фф являются новыми. Работа с парами букв помогает первоклассникам, во-первых, лучше их запомнить, что важно для орфографии, а во-вторых, осмыслить само понятие парности, чему дополнительно способствует проведённое перед изучением парных повторение всех непарных по глухости-звонкости звонких согласных.
На этом этапе орфографические умения детей пополняются за счёт расширения круга «опасных при письме мест» – в их число включаются парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и в середине перед другими парными, а также буквы ударных гласных в сочетаниях жи–ши.
Далее происходит освоение тех букв, которыми обозначаются непарные по глухости-звонкости глухие согласные: Хх, Цц, Чч, Щщ.
В связи с изучением этих букв ученики узнают о новых «опасных местах» (буквах ударных гласных в сочетаниях ча–ща, чу–щу) и учатся применять соответствующее орфографическое правило.
Следующий важный этап обучения – знакомство с новой «работой» букв Ее, Ёё, Юю, Яя. Учащиеся, вспомнив известную функцию этих букв (обозначать мягкость согласных), открывают, что они могут ещё и обозначать звук [й’ ]. Значимый момент обучения (особенно для письма) – сопоставление тех позиций в слове, когда для данного звука нужна буква й, а  когда – буквы е, ё, ю, я. На тех же уроках школьники учатся писать большие буквы Е, Ё, Ю, Я.
Последними изучаются разделительные знаки – ь и ъ. Они осваиваются лишь применительно к чтению, на уроках письма слова с ними только списываются.
Основной период заканчивается уроком обобщения и систематизации изученного.
Короткий завершающий период обучения грамоте (7 часов) отводится на общее знакомство с алфавитом и введение первоклассников в мир детских книг под общей рубрикой «Как хорошо уметь читать»
Букварь авторского коллектива под руководством  М.С.Соловейчик. «Мой первый учебник» - абсолютно оправданное название. Содержание, иллюстрации, методические подходы – все нацелено на то, чтобы учебник стал действительно родным, близким, понятным для первоклассника.
Иллюстрации учебника несут в себе не только иллюстративный, но и глубоко нравственный потенциал. Так, на первой иллюстрации с. 6 утром мама будит сына. Именно со встречи с родными, близкими ребенку людьми начинается его день. «Мама по-доброму улыбается мне. Открывает окно, сквозь стекло которого пробивается яркий солнечный свет. И он тоже рад встрече со мной, с таким, какой я есть». Ощущение добра, теплоты, человеческого участия сопровождает ребенка весь день. И спокойной ночи желает ему тоже мама, заботливо укрывая одеялом. Так важно сегодня сохранение семейных традиций.
Практически каждую страницу учебника сопровождают иллюстрации с изображением детей. Замечательная веселая девчонка недоуменно разводит ручками: «А я этого не знаю! Помогите мне…» И первоклассники с удовольствием выступают в роли учителя, старшего наставника, разъясняя то или иное правило. А ребенку ориентироваться в учебных заданиях помогают введенные в учебник условные обозначения.
В букварь включено много репродукций художника В. М. Васнецова. Близость к сказке, доступность сюжета, качество изображения, принадлежность перу одного автора успешно решают задачи художественно-эстетического, нравственного и речевого развития первоклассников. Сопровождение репродукций набором слов, предложений, текстов дают возможность родителям закрепить речевые умения детей в домашних условиях. Наличие сопроводительных текстов является также действенным мотивирующим средством к овладению навыком чтения. «Как хорошо уметь читать!» - эта мысль проходит красной нитью через весь учебник.
Формированию читательской компетентности служат вопросы  и задания, помещенные после текстов.
У осины лоси. Они сломали осину. А у сосны лиса. У лисы нора. Лиса насорила у норы.
Насорили лоси или лиса? А осину сломала лиса?
Своеобразным вкладышем для внеклассного чтения можно назвать страницы «Почитай-ка!»: «осенняя страница», «колючая страница», «сказочная страница» и др. Все они наполнены текстами разных стилей и жанров.
Каждая страница учебника позволяет учителю творчески подойти к организации дифференцированной работы на уроке.
Основной раздел обучения грамоте по букварю целенаправленно, постепенно и ненавязчиво готовит первоклассников к изучению курса русского языка. Пропедевтическая работа к изучению стилей речи начинается уже с этого раздела.«Об одном и том же по-разному». Читая и анализируя небольшие описания природы, первоклассники приходят к выводу, что в зависимости от цели автор выбирает соответствующие языковые средства.
Постелила осень разноцветный ковер.
Осенние листья бывают разных цветов.
Плывут по воде цветные кораблики.
По аналогии дети учатся составлять свои тексты.
Бесспорным достоинством раздела является заложенная в нем система орфографической работы. Внимательное отношение к звукам и буквам, глубокий фонетический анализ слов, осознанное ознакомление с «опасностями» письма, первыми правилами правописания – все это закладывает прочную основу для дальнейшего обучения грамотному письму.
Основной раздел о бучения грамоте обеспечивает не только освоение первоклассниками элементарного чтения , но и развитие их мышления, познавательных интересов, чувства языка, формирование фонетического слуха, орфографической зоркости, речевых и читательских умений, введение в мир детских книг, а также накопление опыта работы с учебной книгой.
При изучении данного раздела дети получат возможность:
-осуществлять поиск необходимой информации;
- устанавливать аналогии;
- проводить синтез как составление целого из частей;
- осуществлять сравнение и классификацию;
- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств;
- выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками), при изучении новой темы;
В целом данный букварь создает условия для успешного продолжения обучения чтению и русскому языку в рамках отдельных учебных предметов.
План урока.
Этапы урока Время
1.Орг. Момент
Контроль готовности рабочего места учениками.
Психологический момент.
Организационный момент 2 мин.
2.Актуализация имеющихся знаний.
2.1. Повторение знаний об изученных буквах.
2.2.Повторение знаний об изученных гласных и согласных звуках.
2.2. Работа в парах. Игра «Назови звук» (работа с звуковыми схемами) 10 мин.
Физкультминутка 2 мин.
3.Изучение нового материала
3.1. Знакомство с буквой м3.2. Просмотр видеоролика о букве М.
3.3. Игра «расставь правильно предметы»
3.4. Распредели правильно слова.
3.5. Отработка навыков чтения слогов и слов с новой буквой.
Работа по букварю 10 мин.
Физкультминутка 2 мин.
4. Первичное закрепление материала.
4.1. Прослушивание песенки буквы М
4.2. Выделение из песни слов с буквой М.
4.3. Анализ звуков, показ звуковых схем. 8 мин.
5. Итог урока. Самооценка. 1 мин.
Самоанализ урока.
Тип урока - урок изучения нового материала.
На уроке решались следующие цели:
Обучающая. Познакомить учащихся со звуками [м], [м’] и с буквой М.
Развивающая. Развивать навык определения в словах мягких и твердых звуков [м], [мʼ]. Создать условия для формирования всех видов мышления (наглядно-образное, конкретно-действенное), монологической речи, орфографической зоркости и моторики рук.
Воспитывающая. Воспитывать чувство коллективизма, формировать дружеские отношения в коллективе, чувство взаимопомощи. Воспитание навыков самоконтроля. Формирование положительной мотивации к учению через ситуации успеха.
Учебно-познавательные компетенции:
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
Организационный момент.
Цель: настроить детей на учебную деятельность.
Введение в тему. Сообщение цели урока.
Цель: развитие логического мышления.
Восприятие нового материала.
Цель: развитие речи, правильного произношения звуков.
Закрепление.
Цель: уметь читать слоги и слова с изученной буквой.
Итог урока.
Цель: вспомнить, над чем работали на уроке.
Основным на данном уроке был объяснительно-иллюстративный метод обучения (с использованием зрительного, слухового наглядного материала, эмоциональное восприятие)
На уроке были использованы методы по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активной познавательной деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, когда делали выводы).;наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение) ;практические (чтение слов и слогов в Букваре, работа со схемами звуков)
С целью формирования интереса к учению были использованы познавательные игры.
Использовался метод контроля ( при самопроверке) и самоконтроля (при подведении итогов, рефлексии).
Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), фронтальная, индивидуальная.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий, что в полной мере использовалось на данном уроке.
Для формирования мотивации использовались различные методические приемы:
логичность изложения учебного материала, его новизна и необычность, создание на уроке ситуации успеха, одобрение результатов деятельности.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в течении всего урока были включены здоровье-сберегающие технологии : динамическая физкультминутка, физкультминутка для снятия напряжения с глаз, игровые моменты.
Все этапы урока логично взаимосвязаны, переход к изучению новой темы сделан с опорой на предыдущий материал. В течение занятия была организована смена деятельности: учебный диалог, физкультминутка, работа в парах со звуковыми схемами, работа с учебником, с аудиозаписью, с презентациями на интерактивной доске.
Проведён первичный контроль усвоения знаний.
Учащиеся проявили работоспособность, активность. Психологический климат на уроке был благоприятный.
Урок целей достиг и имел логическое завершение.
Выводы:
1.Показателем выполнения образовательных задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определенных этапах , а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.
2. Образовательные, развивающие и воспитательные цели урока решались в комплексе.
3. Урок открытия нового знания цели своей достиг.
8. Список литературы.
1. Аксёнов В. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. Под ред. М.С. Васильевой, Н.Н. Светловской и др. М., 1977
2.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.
3.Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. _М. Академический проект, 2004.
4.Кочергина А.В., Гайдина Л.И. «Учим азбуку, играя». –М.: «5 за знания», 2007
5.Ларина Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения. М.,2002.
6. Соловейчик М.С., Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник»- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009

7.Примерные программы начального общего образования. – м,: Просвещение, 2009
8.Программы образовательных учреждений. Обучение Грамоте: программа и поурочно-тематическое планирование: 1 класс/М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2007
9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.Просвещение, 2010
10.Хрестоматия к Букварю для 1 класса общеобразовательных учреждений. /М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова и др. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010
11.Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность мл. школьников. Вопросы психологии. 1991 -№5.
Информационное обеспечение (интернет – источники, ЭОР, образовательные диски и др.):
http://olgashilyaeva.ucoz.ru/load/rabochaja_programma_po_obucheniju_gramote_1_klass/1-1-0-2www.mamapapa-arh.ru/publ/98-1-0-84http://nachalka.ucoz.ru/publ/40-1-0-58http://schoool1902.narod.ru/nachalka/Garmoniahttp://school27-murman.my1.ru/index/rabochie_programmy/0-75