РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА» 10 КЛАСС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ушьинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
10 КЛАСС
Составила:
учитель русского языка и литературы
Вербицкая Елена Игоревна
б/к
д. Ушья, 2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского языка» для 10 класса разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;
Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации утвержденным приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994);
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.
Общая характеристика элективного курса:
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 70 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубление основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цели изучения русского языка на профильном уровне:
Изучение элективного курса «Секреты русского языка» по русскому языку в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
углубление и систематизация знаний о языке и речи;
развитие коммуникативно-речевой культуры;
расширение лингвистического кругозора учащихся.
Из поставленных целей вытекают следующие задачи:
овладение основными нормами русского литературного языка;
создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
обучение анализу текста, его интерпретации;
формирование языковой и лингвистической компетенций;
формирование умений создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
развитие ассоциативного мышления учащихся.
В содержание рабочей программы элективного курса включен час на организацию и проведение контрольной работы по материалам и форме ЕГЭ в количестве 1 часа на предмет готовности (содержательная и технологическая стороны) во внеурочное время, что отражено в учебно-тематическом и календарно-тематическом планировании.
Обучение элективному курсу по русскому языку в 10 классе осуществляется с использованием следующих педагогических технологий:
проблемное обучение (характерно выполнение следующих действий учащимися: выявление проблемы, формулирование ее, поиск решения, решение);
информационно-коммуникационные технологии (электронные презентации, электронные плакаты, мультимедийные тренировочные упражнения);
Используются следующие методы: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля; поисковые, дедуктивные.
Формы работы:  фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определения этапов создания текста);
практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся:
упражнения по аналогии;
исследования;
использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.);
решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время;
написание текстов по заданной проблеме.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 ч.)
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 2. Лексика (3 ч.)
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Тема 3. Словообразование (2 ч.)
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема 4. Морфология (5 ч.)
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 5. Орфография (19 ч.)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов –ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Тема 6. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое предложение (9 ч.)
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч.)
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Тема 8. Сложное предложение (9 ч.)
Знаки препинания в БСП. Использование БСП в художественном тексте. ССП. Использование ССП в художественном тексте. Знаки препинания в СПП. Использование СПП в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Тема 9. Текст и его особенности (15 ч.)
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста
разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы;
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
соблюдать последовательность и связность изложения;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
соблюдать последовательность и связность изложения;
собирать материал к сочинению и систематизировать его;
составлять сложный план и на его основе создавать текст;
использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
текст:
определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
составлять простой и сложный план анализируемого текста;
определять вид связи предложений в тексте;
устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
использовать транскрипцию для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика и словообразование:
выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
пользоваться словообразовательным словарем, а также словарём морфемных моделей слов;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
проводить лексический разбор слова;
морфология:
аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи и отличать данную часть речи от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарём;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
анализировать разные виды простых и сложных предложений (простые случаи);
определять синтаксическую роль изученных частей речи;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Перечень учебно-методического обеспечения
№п/пНаименование
Программы
1. (ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011 г.
Учебники
2. (ФГОС) Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014.
Методические пособия
3. (ФГОС) Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012 г.
4. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012г.
Рабочая тетрадь
5. (ФГОС) Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь: 6 класс. Пособие для уч. общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2013г.
Словари
6. Орфографический словарь русского языка/сост. М. И. Степанова. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012г.
Демонстрационные материалы
7. Чендулаева Е. Г. Грамматика русского языка в таблицах (опорные карты).- М.: Материк Альфа, 2010г.
Тематические и контрольные тесты
8. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс/ сост.Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2013г.
9. 6 класс: Входная диагностика (печатная форма)
10. 6 класс: Итоговая контрольная работа по русскому языку за I полугодие (печатная форма)
11. 6 класс: Итоговая контрольная работа за курс русского языка в 6 классе (печатная форма)
12. 6 класс: Разряды местоимений (печатная форма)
Учебные презентации
13. CD: Уроки русского языка Кирилла и Мефодия ( 6 класс)
14. Разряды прилагательных (6 класс)
15. Мягкий знак после шипящих (повторение) (6 класс)
16. Правописание приставок (обобщение) (6 класс)
Интернет- ресурсы
17. Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru18. Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru19. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php20. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/21. Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы(видео уроки) по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki
Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема раздела/урока
Количество часов Дата проведения Используемые технологии/ИКТ ресурсы Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу
План Факт Фонетика (3 ч.)
1 Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке 1 ИКТ технология Знать основные фонетические правила. Уметь использовать транскрипции слов
2-3 Трудности фонетического анализа слов 2 ИКТ технология Уметь производить фонетический анализ слов
Орфоэпия (3 ч.)
4-6 Орфоэпические нормы русского языка 3 ИКТ технология Знать современные орфоэпические правила. Уметь работать с орфоэпическим словарем. Уметь производить сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов.
Лексика и фразеология (3 ч.)
7 Особенности лексического состава слова 1 ИКТ технология Знать основные понятия лексики. Уметь работать со словарями синонимов, антонимов.
8 Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов) 1 ИКТ технология Знать и уметь проводить лексический анализ текстов. Использовать средства художественной выразительности
9 Трудности лексического анализа текста 1 ИКТ технология Знать и уметь проводить лексический анализ текстов. Использовать средства художественной выразительности
Словообразование (2 ч.)
10 Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи 1 ИКТ технология Уметь производить сопоставительный анализ слов; словообразовательный разбор.
11 Словообразование наречий. Морфемные модели наречий 1 ИКТ технология Знать способы образования наречий. Уметь работать со словообразовательным словарем
Морфология (5 ч.)
12-13 Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. 2 ИКТ технология Знать морфологические признаки самостоятельных частей речи. Уметь различать самостоятельные и служебные части речи; определять роль частей речи в тексте. Употреблять самостоятельные и служебные части речи в разговорной и художественной речи.
14-15 Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи 2 ИКТ технология Знать морфологические признаки самостоятельных частей речи. Уметь различать самостоятельные и служебные части речи; определять роль частей речи в тексте. Употреблять самостоятельные и служебные части речи в разговорной и художественной речи.
16 Трудные случаи разграничения языковых явлений 1 ИКТ технология Знать морфологические признаки самостоятельных частей речи. Уметь различать самостоятельные и служебные части речи; определять роль частей речи в тексте. Употреблять самостоятельные и служебные части речи в разговорной и художественной речи.
Орфография (19 ч.)
17 Система правил правописания 1 ИКТ технология Знать и уметь употреблять основные орфографические правила
18-19 Правописание приставок 2 ИКТ технология Знать и уметь употреблять основные орфографические правила правописания приставок
20-23 Виды орфограмм в корне слова4 ИКТ технология Знать и уметь употреблять основные орфографические правила правописания орфограмм в корне слова24-26 Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний 3 ИКТ технология Знать и уметь употреблять основные орфографические правила правописания падежных и родовых окончаний.
27-28 Трудные случаи правописания суффиксов 2 ИКТ технология Знать и уметь употреблять основные орфографические правила правописания суффиксов
29-31 Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ 3 ИКТ технология Знать и уметь употреблять основные орфографические правила правописания служебных частей речи; правописание НЕ и НИ
32-33 Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов 2 ИКТ технология Знать и уметь употреблять основные орфографические правила слитного, дефисного и раздельного написания слов
34 Контрольная работа по материалам и форме ЕГЭ часть А, Б 1 Проверка правописных умений и навыков
35 Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов 1 ИКТ технология Знать и уметь употреблять основные орфографические правила слитного, дефисного и раздельного написания слов
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание (1 ч.)
36 Особенности связи в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний 1 ИКТ технология Знать понятие словосочетания; уметь производить разбор словосочетаний; составлять словосочетания различных видов; работать с текстом; вычленять из него словосочетания с различными видами связи
Простое предложение (8 ч.)
37 Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей 1 ИКТ технология Знать классификацию простых предложений; уметь производить синтаксический разбор и моделировать простые предложения; редактировать предложения, в которых нарушены синтаксические нормы; использовать инверсию в текстах разных стилей.
38 Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах 1 ИКТ технология Уметь конструировать предложения с обособленными членами предложения; расставлять знаки препинания при однородных и неоднородных определениях; однородных членах предложения
39 Тире в простом предложении 1 ИКТ технология Знать правила и грамотно использовать постановку тире в простом предложении
40-41 Вводные слова и предложения 2 ИКТ технология Знать основные группы вводных слов по их значению; уметь расставлять знаки препинания при вводных словах
42-43 Обособленные члены предложения 2 ИКТ технология Уметь расставлять знаки препинания при обособленных членах предложения
44 Уточняющие члены предложения 1 ИКТ технология Уметь расставлять знаки препинания при уточняющих членах предложения
Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч.)
45-46 Прямая речь. Диалог. Цитата 2 ИКТ технология Уметь составлять предложения с прямой речью, преобразовывать их в предложения с косвенной речью
Сложное предложение (9 ч.)
47-48 Знаки препинания в БСП. Использование БСП в художественных текстах 2 ИКТ технология Уметь производить синтаксический разбор сложных предложений; моделировать сложные предложения; использовать в художественных текстах сложные предложения
49-50 Знаки препинания в ССП. Использование ССП в художественном тексте. 2 ИКТ технология Знать правила и уметь расставлять знаки препинания в ССП
51-52 Знаки препинания в СПП. Использование СПП в художественном тексте 2 ИКТ технология Знать правила и уметь расставлять знаки препинания в СПП
53-55 Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них 3 ИКТ технология Знать правила и уметь расставлять знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях
Текст и его особенности (15 ч.)
56-58 Способы связи предложений в тексте 3 ИКТ технология Знать и уметь производить анализ текстов; выявлять их стилевые особенности
59-61 Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности 3 ИКТ технология Уметь создавать устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Формулировать авторскую позицию в тексте; аргументировать собственное мнение с использованием литературного и жизненного материала
62-64 Текст и его анализ 3 ИКТ технология Уметь создавать устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Формулировать авторскую позицию в тексте; аргументировать собственное мнение с использованием литературного и жизненного материала
65-67 Сочинение-рассуждение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста 3 ИКТ технология Уметь создавать устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Формулировать авторскую позицию в тексте; аргументировать собственное мнение с использованием литературного и жизненного материала
68 Контрольная работа по материалам и форме ЕГЭ ( часть С) 1 Уметь создавать устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Формулировать авторскую позицию в тексте; аргументировать собственное мнение с использованием литературного и жизненного материала
69-70 Редактирование теста 2 ИКТ технология Работа над сочинением