Программа факультативного курса по русскому языку для обучающихся 7-го класса Изобразительно-выразительные средства языка как отражение авторской позиции

Факультативный курс по русскому языку для обучающихся 7 – го класса "Изобразительно-выразительные средства языка как отражение авторской позиции".
Дядык Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 33 г. Владивостока»
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М., «Просвещение», 2010г.   
Пояснительная записка.
Данная программа по рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку для обучающихся 7 –х классов, проявляющих интерес к чтению, к словесности, к творческой мысли.

Цели и задачи курса.
Развивающие цели:
развитие речевой культуры, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Практические цели:
совершенствование высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической, нравственной компетенции; повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся о строении и языковых особенностях текста;
овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание; расширить и углубить знания школьников о стилистических возможностях языковых средств и изобразительно- выразительных средствах языка, подготовить их к идейно- художественному анализу текста
Обучающие задачи:
понимание роли выразительных средств языка в развитии ассоциативного, аналитического мышления человека;
развитие монологической и диалогической речи, речевого самоконтроля, культуры публичной речи; формирование навыка создания текстов художественного, публицистического, научно-популярного стилей языка.
Структура занятия:
анализ текста;
конструирование текста;
редактирование текста;
создание собственного текста;
интерпретация созданного образа;
обсуждение прочитанного, услышанного, осмысленного, созданного; защита аналитических, творческих работ;
домашнее задание: поиск текстов разных стилей с определенным (заданным) выразительным средством языка.
Факультативный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
сравнение и сопоставление; синтез, обобщение, абстрагирование;
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Курс рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
Тематика занятий


п/п
Тема
Количество
часов


1
Текст. Микротема. Абзац.
1


2
Особенности стиля художественной литературы. Роль эпитетов.
1


3
Роль метафоры в тексте
1


4
Роль олицетворения в тексте
1


5
Сравнение. Нахождение в тексте.
1


6
Литота и гипербола в тексте.
1


7
Роль метонимии в тексте.
1


8
Оксюморон в поэзии.
1


9
Аллегория.
1


10
Практическая работа. Аллегория.
1


11
Аллитерация и ассонанс в тексте.
1


12
Практическая работа. Разноаспектный анализ текста художественного стиля.
1


13
Работа синонимов и антонимов в тексте. Антитеза.

1


14
Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение языковых средств.
1


15
Значение языковых средств в тексте.
1


16
ќ°Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Определение роли языковых средств.
1


17
Практикум.Разноаспектный нализ текста.
2


18
Типы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, их строение.
1


19
Практическая работа. Анализ текстов различных типов.
1


20
Словесные изобразительно- выразительные средства.
1


21
Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение изобразительно-выразительных средств.
1


22
Архаизмы, неологизмы.
1


23
Практическая работа. Мини-сочинение с использованием изобразительно-выразительных средств.
1


24
Стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, параллелизм, повторение, инверсия. Анализ текста.
1


25
Создание текста с использованием стилистических фигур речи.
1


26
Звуковые изобразительно- выразительные средства.
1


27
Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Омонимы.
1


28
Ритм и интонации в прозе и стихах. Синонимы.
1


29
Анализ прозаических и стихотворных текстов.
1


30
Парцелляция, эллипсис в тексте.
1


31
Работа анафоры, эпифоры, анадиплозиса, симплоки в тексте.

1


32
Работа риторических вопросов, восклицаний, обращений в тексте.

1


33-34
Зачётная работа. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
1



Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения факультативного курса ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
уметь
анализировать структуру и языковые особенности текста;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Список литературы
1. Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству. - Пермь., 2006
2. Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974. Чуковский К.И. Живой как жизнь.
3. Энциклопедический словарь юного литературоведа.-М., 1988
4. Паскевич Н.Я. Уроки мастеров слова. Краснодар, 2000
5. Голуб И., Розенталь Д.. Секреты стилистики. – М., 2007.
6. Горшков А. Русская словесность. – М., 2001.
7 Мокиенко В. Образы русской речи. – СПб., 1999.
 




15