Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) по формированию целостной картины мира в старшем дошкольном возрасте по теме «Помощники в путешествии – глобус и карта»


«Помощники в путешествии – глобус и карта»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) по формированию целостной картины мира в старшем дошкольном возрасте по теме «Помощники в путешествии – глобус и карта»
Автор: воспитатель МАДОУ «Детский сад №8» Матвеева Татьяна Владимировна
Задачи:
Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара. Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе (или на карте) по-разному.
Развивать наглядно-действенное мышление через эксперимент по определению формы земли, умение делать определенные выводы.
Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому, используя художественное слово и видеосюжет.
Планируемый результат: Умения детей понимать значение слов «Земля – наш общий дом», условные обозначения карты и глобуса в жизни человека.
Материал: глобус, географическая карта мира, карта Пермского края, карта города Кунгура, тарелка, игрушечный человечек, геометрические предметы (цилиндр, конус, куб, шар), бумажный круг, разделенный на 3 равные части, ножницы, Ход НОД:
Педагог: В прошлый раз мы говорили о том, что у каждого человека есть дом свой (коттедж) или квартира (это у многих у нас). Ваша квартира находится в подъезде, да? А подъезд где? – (в доме), А дом где? – (на улице), А улица где? – (в городе), А город где? – (в стране), А страна где? - (на нашей земле).
Вот и получается, что Земля – наш общий дом.
Удобен ли этот дом для человека? Да, потому что в нем есть всё, что необходимо для человека. Что же это? Вода (водопровод), свет, тепло (отопление), пища. Со всем, что есть в вашей квартире, вы обращаетесь бережно, если что-то испортилось, приводите в порядок.
А что же случится, если ничего не беречь, не пользоваться с умом? Вот об этом давайте послушаем сказку «Царство двух сыновей» (лучше создать видеофильм по сказке): Родила мать-природа двух сыновей. Выросли они и каждый из них получил по царству, где главным богатством были огромные леса, горы и реки. И решил старший сын переделать свое царство как ему хотелось. Ему казалось, что в лесу слишком много зверей, мух, комаров, которые досаждали ему. И завизжали пилы…но когда он закончил работу, то увидел, что погибли звери и птицы, засохли реки и озера.
А младший сын, увидев такое богатство, понял, что он не царь в этом мире, а работник. И как хороший хозяин, должен сохранять и умножать свое наследство. Он каждый день убирал свое царство, сажал новые деревья, кормил и лечил зверей и птиц: он знал, что в ответе за тех, кого приручил. А Земля платила ему за заботу своей щедростью.
Педагог: Что вы узнали из этой сказки?
Вывод: Ласковых лучей солнца, пения птиц, чистого воздуха ни за какие деньги не купить. А необходимо просто беречь, относиться с любовью, добром и трудом к земле.
Педагог: Мы говорили еще что Земля – наш общий дом. Какой он наш общий дом? Об этом люди думали всегда. Очень-очень давно они считали, что Земля похожа на тарелку и если долго идти, то можно дойти до её края, то есть до края земли (показывается тарелка, по ней идет до края игрушечный человечек).
До сих пор сохранилось выражение «на краю земли», то есть очень далеко. Но сколько не ходили люди, до края не дошел ни один. Люди отправлялись в длительное путешествие, обращали внимание, что если идти, ехать и плыть все время в одном направлении, то вернешься, на то же место.
Как вы думаете, какой же формы должна быть наша Земля, чтобы это произошло?
Давайте проверим разные версии, используя цилиндр, конус, куб. шар. Представим, что Земля в форме цилиндра (приглашается ребенок). По ней отправим в путешествие нашего человечка, и не будет менять направление движения, получается, нет, человечек сверху - вниз пойдет, затем развернется и поднимется внизу – вверх. Выясняется, что эта форма не подходит… и т.д.
Вывод: Наша Земля – очень большой шар.
Физкультурная минутка.
Педагог: Давайте представим себе, что мы тоже отправились в путешествие как наш древний человечек:
сначала мы шли, долго, долго (ходьба на месте)
потом поехали на лошадке (делают щелчки язычком, управляют вожжами)
пересели на осла (на «и-о», управляют ослом)
пересели на верблюда (имитируют плавное покачивание туловища)
пересели на лодку (имитируют управление веслами)
снова шли, шли, и домой пришли (ходьба, присаживаются)
Педагог: Изображают нашу землю в виде глобуса. На нем есть всё, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим глобус.
Какого цвета на глобусе больше всего? (Синего)
Как вы думаете, что обозначено этим цветом? (Воды) Чем темнее цвет, тем глубже на этом месте море или океан.
Какие цвета еще есть на глобусе? (Зеленый) Да - это равнины, т.е. леса, луга, поля. Коричневым цветом обозначаются горы. Чем темнее цвет, тем выше горы.
Что обозначается желтым цветом? А белым? Далее также идут ответы детей, пояснения педагога.
Педагог: Если Землю представить в форме круга (показывает наглядно, делит круг на части ножницами), и разделить на 3 одинаковые части, то можно увидеть, что 2 части от целого занимает на Земле вода. И только 1 оставшаяся часть – суши.
А ещё больше половины суши приходится на пустыни, льды и горы, то есть на места, где человек жить не может (отрезает часть). Посмотрите, какая небольшая часть пригодна для жизни человека.
Оказывается, наш общий дом совсем невелик (показывает педагог, сложив все части).
Педагог: Глобусы бывают большие и маленькие, а брать их с собой в путь удобно или нет? Да неудобно. Для этого придумали карты.
Карта это тоже изображение нашей земли.
Давайте отправимся в путешествие по России. Сначала найдем на карте место, где мы сейчас находимся. Где будем искать? Как называется наша страна? Россия на карте занимает немного места, её всю можно закрыть ладонью. А на самом деле она большая страна.
Где живут люди? В городах, селах, деревнях, поселках. На карте обозначены только большие города. Но есть карты, на которые нанесены небольшие города, деревни.
В каком городе мы живем? В Кунгуре. Наш город маленький, поэтому на карте даже точкой не изображается наш город. Но мы можем найти приблизительное место нахождения нашего города, если найдем большой город Пермь. А если увеличить точку эту с близ лежащими городами, то получится карта Пермского края (показывает карту). И теперь мы найдем здесь наш город Кунгур, обозначенный маленькой точкой (педагог показывает на карте город). В следующий раз мы будем путешествовать по Кунгуру. Согласны?
Подведение итогов:
Педагог: Какого цвета больше на карте России? (Зеленого)
Что это означает? (В России много лесов, полей и лугов)
Если горы в России? Кто из вас может показать их на карте? (предлагается показать)
Как вы думаете, что обозначают тонкие синие полоски, которыми исчерчена вся Россия? (Это реки). Не зря в песенке поется: «Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек;
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек»