Рабочая программа по внеурочной деятельности В мире прекрасного (1 — 4 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Отрадинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Проверено: «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы
_________(Старых Е.И.) __________( ) __________ (Морозов Л.Л.)

Рабочая программа
внеурочной деятельности

Учитель начальных классов:
Бачурина Татьяна Петровна
2015 - 2016 учебный год
Программа
по внеурочной деятельности
«В мире прекрасного»
Тип программы: образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности
Направленность: Общекультурная (художественно-эстетическая)
Срок реализации: начальное образование 1-4 класс
Возраст участников: 7-10 лет

Учитель: Бачурина Татьяна Петровна
Пояснительная записка  Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления « В мире прекрасного» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Актуальность: курс внеурочной деятельности «В мире прекрасного» разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к обязанностям человека, обучения учащихся музыкальной грамоте и ценностного отношения к прекрасному, создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка и представлен в программе следующими содержательными линиями:Искусство хороших манер
Правила этикета
Путешествие в страну Добра и Красоты
Путешествие в мир Музыки
Жил-был художник
В мире поэзии  
Рабочая программа «В мире прекрасного» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Цели программы:
содействовать формированию гуманной, нравственной личности с развитой эстетико-эмоциональной сферой, и её адаптацией к условиям социальной среды;
дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи:
сформировать у учащихся начальных классов умение ориентироваться в новой социальной среде;
сформировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать;
развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности;
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
воспитать духовно–нравственные качества личности.
Сроки реализации программы «В мире прекрасного».
Программа «В мире прекрасного» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. Возраст участников – 7-10 лет.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 132 ч.
Формы организации творческого коллектива могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего результата. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ Наименование разделов Всего часов Количество часов Характеристика
деятельности
обучающихся
Аудитор-
ныеВнеауди-
торные 1 год обучения
1 История хороших манер. 4 4 - -формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
-интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
-интерес к занятиям художественным творчеством;
-стремление к опрятному внешнему виду;
-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
-воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам изобразительного искусства;
2 Правила этикета.
9 6 3 3 Путешествие в страну Доброты и Красоты. 9 7 2 4 Путешествие в мир музыки. 4 3 1 5 Жил-был художник.
4 3 1 6 В мире поэзии. 3 2 1 2 год обучения
1 История хороших манер. 5 4 1 Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
-интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
-интерес к занятиям художественным творчеством;
-стремление к опрятному внешнему виду;
-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке.
2 Правила этикета.
9 6 3 3 Путешествие в страну Доброты и Красоты. 9 7 2 4 Путешествие в мир музыки. 4 3 1 5 Жил-был художник.
3 2 1 6 В мире поэзии.
3 2 1

3 год обучения
1 История хороших манер. 5 5 - Выполнение творческих заданий и проектов;
-формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
-интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
-интерес к занятиям художественным творчеством;
-стремление к опрятному внешнему виду;
-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм.
2 Правила этикета.
9 6 3 3 Путешествие в страну Доброты и Красоты. 9
5
4
4 Путешествие в мир музыки. 4 3 1 5 Жил-был художник.
3 3 - 6 В мире поэзии. 3 2 1 4 год обучения
1 История хороших манер. 5 4 1 Участвовать в обсуждении выразительных средств изобразительного искусства. ·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
-интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
-интерес к занятиям художественным творчеством;
-стремление к опрятному внешнему виду;
-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Различать виды искусства.
Разрабатывать творческие проекты.
2 Правила этикета.
9 6 3 3 Путешествие в страну Доброты и Красоты. 9 7 2 4 Путешествие в мир музыки. 4 3 1 5 Жил-был художник.
4 3 1 6 В мире поэзии. 3 2 1 Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию основных задач:
формирование первоначальных представлений об элементарных правилах поведения в обществе, основ культуры речи, общения, этикета;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• формирование у младших школьников первоначальных представлений об элементарных правилах поведения в обществе, этикета;
• формирование основ и навыков культуры речи во всех её проявлениях;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к произведениям культуры;
• пробуждение познавательного интереса к ценностям мировой культуры.
Курс внеурочной программы «В мире прекрасного» начинается с истории возникновения этикета (западный, восточный этикет, традиции воспитания в России). Охватывает элементарные правила общения людей и их традиции. Правила этикета являются введением в систему правил поведения в общественных местах.
Раздел «Путешествие в мир музыки» предполагает знакомство с музыкальной грамотой и историей музыкальных инструментов, далее охватывая изучение знаменитых произведений культуры и искусства, а также посещение концертов детских музыкальных школ.
Раздел «Жил-был художник». Учащиеся получат начальное представление об основах живописи, биографии художников, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России
Раздел «В мире поэзии» посвященный воспитанию у младших школьников любви к книгам, формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире через художественную литературу; посещение библиотеки.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение теории и навыков.

Предполагаемые результаты программы
«В мире прекрасного»
Первый уровень (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых социальных знаний об устройстве общества и правил поведения в нем. Знакомство с мировой художественной культурой. Результат проявляется в понимании учащимися элементарных правил поведения, общения людей.
Второй уровень (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в формировании основ правил поведения, живописи, музыки, поэзии, а также систематизации информации и оформлении работ.
Третий уровень (4 класс) получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным и культурным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде ( в форме концертов, выставок и т.д.)
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся :
формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей;
развитие нравственного самосознания;
укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Ценностные ориентиры содержания предмета.
Приоритетная цель эстетического воспитания в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета
В результате изучения курса «В мире прекрасного» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире прекрасного»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-эстетической деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения предмета:
знание элементарных правил поведения, культуры общения, этикета;
знание видов художественной деятельности;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека;
применение основ музыкальной грамоты, умений и знаний.
1 класс (1 час в неделю)
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения проводится защита творческих проектов. 2 класс (1 час в неделю)
При организации защиты проектов педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
3 класс (1 час в неделю)
Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о творческих проектах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
4 класс (1 час в неделю)
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших
Предполагаемые результаты:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между семьёй и школой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (33 часа)
Раздел 1. « История хороших манер» (4 часа).
Возникновение этикета и культура поведения. Афиняне и расцвет греческой культуры. Рыцарь в средневековой Франции. Джентльмен в Англии.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов).
Внешний вид ученика школы. Правила поведения в школе. Правила поведения за столом. Правила поведения у врача. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в семье. Правила поведения в музее, театре и на концерте.
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов).
Путешествие с волшебными словами. Друзья Мойдодыра. Приключения королевы Чистоты и ее друзей. Дружба. Верность. Рыцари и Дамы. Доброта. Ложь. Аккуратность.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа).
Звуки в музыке и звукоряд. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (4 часа).
Родина на полотне (конкурс рисунков). Природа в живописи. Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа).
Раз – загадка, два…Поэзия колыбельной песни. В книжном царстве-государстве.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс (33 часа)
Раздел 1. « История хороших манер» (5 часов).
Возникновение этикета. Культура поведения. Афиняне и расцвет греческой культуры. Рыцарь в средневековой Франции. Джентльмен в Англии.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов).
Внешний вид ученика школы и правила поведения в школе. Правила поведения за столом. Правила поведения у врача. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в семье. Правила поведения в музее, театре и на концерте.
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов).
Путешествие с волшебными словами. Друзья Мойдодыра. Приключения королевы Чистоты и ее друзей. Дружба. Верность. Рыцари и Дамы. Заботливость. Ложь. Любопытство.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа).
Три кита в музыке. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (3 часа).
Природа в живописи. Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа).
Сказка в пословицах. Народные сказки. В книжном царстве-государстве.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (33 часа)
Раздел 1. « История хороших манер» (5 часов).
Культура поведения и этикет. Традиции воспитания в России. Традиции воспитания во Франции и Англии. Чайные церемонии. Отношение в семье.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов).
Элементарные правила общения людей. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в музее, театре и на концерте. Рыцарский турнир (занятие-конкурс)
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов).
Приключение со словом «здравствуй». Тайна «золотого» правила. Имя и прозвище. Рыцари и Дамы. В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. Взаимопомощь. Гордость. Заботливость. Ложь. Любопытство.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа).
Музыка в нашей жизни. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (3 часа).
Родина на полотне. Природа в живописи (конкурс рисунков). Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа).
Родные поэты. В книжном царстве-государстве.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (33 часа)
Раздел 1. « История хороших манер» (5 часов).
Возникновение этикета и культура поведения. Западный этикет. Восточный этикет. Как этикет попал в Россию. Приглашение на обед в 19 веке.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов).
Элементарные правила общения людей. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в музее, театре и на концерте. Рыцарский турнир (занятие-конкурс)
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов).
Путешествие с «волшебными словами». Тайна «золотого» правила. Что означают наши имена. Рыцари и Дамы. В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. Взаимопомощь. Бережливость. Заботливость. Ложь.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа).
Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (3 часа).
Родина на полотне. Природа в живописи (конкурс рисунков). Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа).
Звучный мир поэзии. В книжном царстве-государстве. Экскурсия.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Репродукции картин, музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов.
CD, DVD диски; музыкальный центр, DVD – проигрыватель.Учебно-методическая литература.
Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Богуславская М.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 192 с.
Волчкова В.Н. «Конспекты занятий». – Воронеж 2008, - 203 с.
Давыдов В.В. Педагогика искусства. – Киев – Минск, 1997. – 253 с.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа – пресс,1996–336 с.
Корчинова О.В. Детский этикет ( серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н\Д: Феникс, 2002 – 192 с.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
Прозорова А.Н. В некотором царстве, в музыкальном государстве. – Изд. 2-е. – М: Крипто-логос, 1998. – 88с.
Суняйкина Т.В. «В мире доброты и красоты», Краснодар 2005.
Энциклопедия живописи. – М.: АСТ, 1997. – 799 с., ил.
Энциклопедия хорошего тона. – М.: Аркадия, 1997. – 368 с.
Этикет для маленьких леди и джентельменов.Ю.А.Матюхина, Н.С.Попова .Ростов-на-Дону,Феникс, 2009г.
Статьи:
Архипова Е. Конспекты музкально-тематических занятий // Дошкольное воспитание – 1996. - №5
Белокурова Г. В царстве вежливых наук // – 2003. - №2 - с. 71-78
Елизарова Е. и др. Путешествие в страну этикета// Дошкольное воспитание. 1999. – 311. – с. 58
Шемшурина А.И. Этический урок, как средство воспитания // Я вхожу в мир искусств. – 2000 - №12. – с. 6 -21
1 класс

Урока Содержание темы Кол-во часов Дата проведения Оборудование урока
План факт 1. Возникновение этикета. 1 Слайды, репродукции картин.
2. Культура поведения. 1 Слайды, репродукции картин.
3. Афиняне и расцвет греческой культуры. 1 Слайды, репродукции картин.
4. Рыцарь в средневековой Франции. 1 Слайды, репродукции картин.
5. Джентльмен в Англии. 1 Слайды, репродукции картин.
6. Внешний вид ученика школы. 1 Слайды, репродукции картин.
7. Правила поведения в школе. 1 Слайды, репродукции картин.
8. Правила поведения за столом. 1 Слайды, репродукции картин.
9. Правила поведения у врача. 1 Слайды, репродукции картин.
10. Правила поведения в транспорте. 1 Слайды, репродукции картин.
11. Правила поведения в семье. 1 Слайды, репродукции картин.
12. Правила поведения в музее, театре и на концерте 2 Слайды, репродукции картин, экскурсия в театр, концерт в школе искусств.
13. Путешествие с волшебными словами. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
14. Друзья Мойдодыра. 1 Слайды, репродукции картин.
15. Приключения королевы Чистоты и ее друзей. 1 Слайды, репродукции картин.
16. Дружба. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
17. Верность. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
18. Рыцари и Дамы. 1 Слайды, репродукции картин. Конкурс.
19. Доброта. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
20. Ложь. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
21. Аккуратность 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
22. Звуки в музыке и звукоряд. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
23. В гостях у музыкальных инструментов. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, концерт в школе искусств.
24. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
25. Весенняя сказка в музыке. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
26. Родина на полотне (конкурс рисунков). 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
27. Природа в живописи. 2 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, экскурсия на море, экскурсия в «Батискаф»
28. Как прекрасен этот мир – посмотри! 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
29. Раз – загадка, два… 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
30. Поэзия колыбельной песни. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
31. В книжном царстве-государстве 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, поход в библиотеку.
Всего: 33 часа 2 класс

Урока Содержание темы Кол-во часов Дата проведения Оборудование урока
План факт 1. Возникновение этикета. 1 Слайды, репродукции картин.
2. Культура поведения. 1 Слайды, репродукции картин.
3. Афиняне и расцвет греческой культуры. 1 Слайды, репродукции картин.
4. Рыцарь в средневековой Франции. 1 Слайды, репродукции картин.
5. Джентльмен в Англии. 1 Слайды, репродукции картин.
6. Внешний вид ученика и правила поведения в школе. 1 Слайды, репродукции картин.
7. Правила поведения за столом. 2 Слайды, репродукции картин.
8. Правила поведения у врача. 1 Слайды, репродукции картин.
9. Правила поведения в транспорте. 1 Слайды, репродукции картин.
10. Правила поведения в семье. 1 Слайды, репродукции картин.
11. Правила поведения в музее, театре и на концерте 3 Слайды, репродукции картин, экскурсия в театр, концерт в школе искусств.
12. Путешествие с волшебными словами. 1 Слайды, репродукции картин.
13. Друзья Мойдодыра. 1 Слайды, репродукции картин.
14. Приключения королевы Чистоты и ее друзей. 1 Слайды, репродукции картин.
15. Дружба. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
16. Верность. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
17. Рыцари и Дамы. 1 Слайды, репродукции картин. Конкурс.
18. Заботливость. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
19. Ложь. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
20. Любопытство. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
21. З кита в музыке. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
22. В гостях у музыкальных инструментов. Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, концерт в школе искусств.
23. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
24. Весенняя сказка в музыке. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
25. Природа в живописи. 2 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, экскурсия на море, экскурсия в «Батискаф» Альбом, акварель.
26. Как прекрасен этот мир – посмотри! 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
27. Сказка в пословицах.
1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
28. Народные сказки. 2 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
29. В книжном царстве-государстве. 2 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, поход в библиотеку.
30. Всего: 33 часа 3 класс

Урока Содержание темы Кол-во часов Дата проведения Оборудование урока
план факт 1. Культура поведения и этикет.
1 Слайды, репродукции картин.
2. Традиции воспитания в России. 1 Слайды, репродукции картин.
3. Традиции воспитания во Франции и Англии. 1 Слайды, репродукции картин.
4. Чайные церемонии.
1 Слайды, репродукции картин.
5. Отношение в семье.
1 Слайды, репродукции картин.
6. Элементарные правила общения людей.
2 Слайды, репродукции картин.
7. Правила поведения в общественных местах.
2 Слайды, репродукции картин.
8. Правила поведения в музее, театре и на концерте.
3 Слайды, репродукции картин, экскурсия в театр, концерт в школе искусств.
9. Рыцарский турнир (занятие-конкурс).
2 Слайды, репродукции картин.
10. Приключение со словом «здравствуй». 1 Слайды, репродукции картин.
11. Тайна «золотого» правила. 1 Слайды, репродукции картин.
12. Имя и прозвище.
1 Слайды, репродукции картин.
13. Рыцари и Дамы. 1 Слайды, репродукции картин.
14. В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. 1 Слайды, репродукции картин.
15. Взаимопомощь. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
16. Заботливость. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
17. Ложь. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
18. Любопытство. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
19. Музыка в нашей жизни. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
20. В гостях у музыкальных инструментов. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, концерт в школе искусств.
21. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
22. Весенняя сказка в музыке. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
23. Родина на полотне. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
24. Природа в живописи. 2 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, экскурсия на море, экскурсия в «Батискаф»
25. Как прекрасен этот мир – посмотри!
1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
26. Родные поэты. 2 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
27. В книжном царстве-государстве 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, поход в библиотеку.
28. Всего: 33 часа 4 класс

Урока Содержание темы Кол-во часов Дата проведения Оборудование урока
план факт 1. Возникновение этикета и культура поведения. 1 Слайды, репродукции картин.
2. Западный этикет. 1 Слайды, репродукции картин.
3. Восточный этикет. 1 Слайды, репродукции картин.
4. Как этикет попал в Россию.
1 Слайды, репродукции картин.
5. Приглашение на обед в 19 веке. 1 Слайды, репродукции картин.
6. Элементарные правила общения людей. 1 Слайды, репродукции картин.
7. Правила поведения в общественных местах.
3 Слайды, репродукции картин.
8. Правила поведения в музее, театре и на концерте 3 Слайды, репродукции картин, экскурсия в театр, концерт в школе искусств.
9. Рыцарский турнир (занятие-конкурс).
2 Слайды, репродукции картин, конкурс.
10. Путешествие с «волшебными словами». Заботливость. Ложь. 1 Слайды, репродукции картин.
11. Тайна «золотого» правила. 1 Слайды, репродукции картин.
12. Что означают наши имена. 1 Слайды, репродукции картин.
13. Рыцари и Дамы. 1 Слайды, репродукции картин.
14. В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. 1 Слайды, репродукции картин.
15. Взаимопомощь 1 Слайды, репродукции картин.
16. Бережливость. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
17. Заботливость. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
18. Ложь. 1 Учебник, книги, рассказ учителя.
19. Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
20. В гостях у музыкальных инструментов. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, концерт в школе искусств.
21. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
22. Весенняя сказка в музыке. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
23. Родина на полотне. 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
24. Природа в живописи (конкурс рисунков). 1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД,экскурсия на море, экскурсия в «Батискаф» Альбом, акварель.
25. Как прекрасен этот мир – посмотри!
1 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
26. Звучный мир поэзии 2 Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД
27. В книжном царстве-государстве 1 Поход в библиотеку.
28. Всего: 33 часа