Рабочая программа по внеурочной деятельности В мире прекрасного


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «В мире прекрасного»
в рамках внеурочной деятельности
Срок реализации:1 год
Возраст учащихся: 9-10 лет
Составила: Гринько Л.И.
г. Нягань2016 г
Пояснительная записка.
Программа «В мире прекрасного» разработана на основе:
1. ФГОС начального общего образования второго поколения, 2009г
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
3.Примерных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), М.: Просвещение, 2010 г.;
4. Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
5. Авторской программы Сюняйкиной Т.В.
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
. Программа “В мире прекрасного” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России
Целью программы является формирование основ гражданской индентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Нягани.
Данная программа призвана решать следующие задачи: -
воспитание у школьников чувства прекрасного,
развитие их творческого мышления, художественных способностей,
формирование эстетического вкуса, идеалов;
формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина
изучение своеобразия истории, культуры, природы родного города
Рабочая программа курса «В мире прекрасного» представлена в форме интенсива (согласно методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОСов начального общего образования) и составлена для работы с младшими школьниками. Рабочая программа направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок.
Данная программа курса создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Актуальность программы состоит в том, что основным требованием ФГОС второго поколения является перевод ребенка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идет о формировании юного субъекта социального творчества.
Социальное творчество-высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.
В «Методическом конструкторе внеурочной деятельности школьников» (авторы Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО) предполагается возможность организации занятий крупными блоками «интенсивами».Учащиеся за время «интенсива» получают опыт в нескольких параллельных формах работы, которые стимулируют творческий процесс и дают место для обмена социальным и эмоциональным опытом. То есть, в ограниченный срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта. В основе программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с музыкальными произведениями, с театральным искусством, с историческим наследием (через посещение музеев, выставок).
Основные принципы, положенные в основу программы «В мире прекрасного»:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии.
Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Место изучения программы «В мире прекрасного» в плане внеурочной деятельности
Рабочая программа кружка «В мире прекрасного» рассчитана на 99 часов.
В связи с тем, что программа изучается в форме интенсива (в ходе проведения экскурсий, встреч с интересными людьми, посещением достопримечательностей, мероприятий школы и города) и рассчитана в большей мере на проведение внеаудиторных часов, то планирование является ориентировочным- оно определяется не временем , а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых работ детского творчества, исследований. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка календарно-тематического планирования в течение года на усмотрение учителя. Поэтому тема, содержание, форма проведения занятий и дата работы кружка могут быть изменены по усмотрению учителя.
Описание ценностных ориентиров содержания программы «В мире прекрасного»
Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности традиций родного края.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.
Календарно-тематическое планирование

п/п дата тема занятия корректировкаплан факт 1
2
3 5.09
5.09
5.09 Заочная экскурсия
«Мой город глазами художников и поэтов»
Рефлексия 4
5
6 12.09
12.09
12.09 Экскурсия «Облик моего города»
(архитектура моего города, памятники и скульптурные группы)
Рефлексия 7
8
9 19.09
19.09
19.09 Встреча с мастером
Мастер-класс по скрапбукингу. Изготовление открыток ко Дню пожилого человека 10
11
12 26.09
26.09
26.09 Филармонический концерт
Открытие сезона. Концерт «И снова мы в гостях у Терпсихоры…»
Рефлексия 13
14
15 3.10
3.10
3.10 Встреча с ветеранами города в центре «Катарсис»
Концерт ко Дню пожилого человека
Рефлексия 16
17
18 11.10
11.10
11.10 Филармонический концерт
Концерт артистов концертно-театрального центра «Югра-Классик».
Рефлексия 19
20
21 17.10
17.10
17.10 Экскурсия в школьную библиотеку
«Удивительный мир книг»
Рефлексия 22
23
24 24.10
24.10
24.10 Детский музыкально-драматический театр
Сказка о попе и о работнике его БалдеРефлексия 25
26
27 31.10
31.10
31.10 Центральная городская детская библиотека
«Их именами названы улицы города»
Рефлексия 28
29
30 07.11
07.11
07.11 Филармонический концерт
Концерт «Нескучная классика».
Рефлексия 31
32
33 14.11
14.11
14.11 Детский музыкально-драматический театр
Сказка о рыбаке и рыбке
Рефлеексия34
35
36 21.11
21.11
21.11 Филармонический концерт
Концерт «От скоморохов до 21 века» с музыковедом Мариной Принц.
Рефлексия 37
38
39 28.11
28.11
28.11 Центр МНС
Краеведческий урок «Мой край – Югра»
Рефлексия 40
41
42 05.12
05.12
05.12 Филармонический концерт
Концерт «Струнные откровения» с музыковедом Мариной Принц
Рефлексия 43
44
45 12.12
12.12
12.12 Центральная городская детская библиотека
«С любовью к Нягани» Встреча с членами литературного общества «Родники»
Рефлексия 46
47
48 19.12
19.12
19.12 Музейно-культурный центр
Этнографическая программа «На стойбище»
Рефлексия 49
50
51 26.12
26.12
26.12 Новогодняя феерия
Традиции празднования Нового года на Руси. 52
53
54 16.01
16.01
16.01 Филармонический концерт
Концерт «Играем на бис…» с музыковедом Мариной Принц
Рефлексия 55
56
57 23.01
23.01
23.01 Детский музыкально-драматический театр
Рождественский спектакль
Рефлексия 58
59
60 30.01
30.01
30.01 Центр МНС
Мастер-класс по изготовлению традиционных русских кукол
Рефлексия 61
62
63 6.02
6.02
6.02 Детский музыкально-драматический театр
Все мыши любят сыр
Рефлексия 64
65
66 13.02
13.02
13.02 Филармонический концерт
Концерт Театра танца «Смола».КТЦ «Югра-Классик»
Рефлексия 67
68
69 20.02
20.02
20.02 Центральная городская детская библиотека
Герои России
Рефлексия 70
71
72 27.02
27.02
27.02 Центр МНС
Кукольный театр «Вороний день»
Рефлексия 73
74
75 5.03
5.03
5.03 Встреча с ветеранами в центре «Катарсис»
Рефлексия 76
77
78 12.03
12.03
12.03 Филармонический концерт
Концерт «Аленький цветочек». Литературно музыкальная композиция по сказке С. Аксакова с музыковедом Мариной Принц
Рефлексия 79
80
81 19.03
19.03
19.03 Центральная городская детская библиотека
«Неделя детской книги»
Рефлексия 82
83
84 2.04
2.04
2.04 Экскурсия в музей «РосНефть»
Рефлексия 85
86
87 09.04
09.04
09.04 Филармонический концерт
Концерт «Чайковский в Джазе». Джазовые композиции на основе музыкальных тем П. И. Чайковского с музыковедом Мариной Принц.
Рефлексия 88
89
90 16.04
16.04
16.04 Детский музыкально-драматический театр
Апельсиновые сказки
Рефлексия 91
92
93 23.04
23.04
23.04 Филармонический концерт
Концерт «Югорская симфониетта».
Рефлексия 94
95
96 7.05
7.05
7.05 Встреча с ветеранами в центре «Катарсис»
«Поклонимся великим тем годам» 97
98
99 14.05
14.05
14.05 Филармонический концерт
Закрытие филармонического сезона 2015-2016 года
Концерт «Музыкальная мозаика». Ансамбль песни и танца Югры ре
зерв21.05
21.05
21.05 Детский музыкально-драматический театр
Маленькая Баба-Яга
Рефлексия Формы контроля
-выставки рисунков
-мини сочинения
-презентации проектов
-фотовыставки
-творческая выставка поделок
-проведение праздников
-проведение конференций
Методические рекомендации
Разделы программы изучаются в ходе проведения экскурсий, посещения досуговых центров, театра. Подготовительная работа подразумевает проведение инструктажей, предварительный осмотр места посещения экскурсии на предмет безопасности.
Для отражения эффективности результативности реализации программы «В мире прекрасного» целесообразно использовать авторскую тетрадь. Следует отметить, что авторская тетрадь может содержать не только информационный материал. К каждой теме учитель подбирает задания творческого и исследовательского характера. Данные задания учат учащихся добывать информацию, классифицировать, перерабатывать, применять на практике.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентационных работ.
После экскурсионных занятий проводится не только беседа с учащимися, но и предлагается создать мини – сочинение по плану:
1. Какое настроение у меня было перед экскурсией?
2. Что я ожидал от экскурсии?
3. Что мне особенно запомнилось?
4. Что меня удивило.
5. О чем захотелось узнать подробнее.
6. Какое настроение было после экскурсии.
Проведение данных мини-сочинений помогает систематизировать знания полученные на экскурсии, определить значимость экскурсии индивидуально для каждого ребенка.