Рабочая программа творческого объединения В мире прекрасного


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»
г.о.НАЛЬЧИКРассмотренно: Согласованно: Утверждаю:
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор МКОУ «СОШ №18»
Протокол №____ _________Життеева Л.Ю. __________ Л.М.Байчекуева«___»______ 20___г. _________ Сетова А.А. «____»______________20___г.
Руководитель МО_________ «___»______ 20___г.
Рабочая программа
творческого объединения
« В мире прекрасного»
5-6 класс
2 года
(срок реализации программы)
11-13 лет
(возраст обучающихся)
классного руководителя 6 класса «В
учителя русского языка и литературы
Варавиной Галины Васильевны


2015/2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Законом Российской Федерации «Об образовании» (283 – Ф3 от 29.12.2012 (статья 48 п.1.1));
Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год),
письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48;
письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;
приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Уставом муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18»
Программа «В мире прекрасного»» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования второго поколения.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
 Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 5-6 классов, на 2 года обучения.
На реализацию курса первого и второго года обучения отводится по 35 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
Театральная игра
Культура и техника речи
Ритмопластика
Основы театральной культуры
Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры,
конкурсы,
викторины,
беседы,
экскурсии в театр и музеи,
спектакли
праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Алгоритм работы над произведением( стихотворением,прозаическим отрывком,басней,миниатюро,пьесой).
Выбор произведения, обсуждение её с детьми.
Деление произведения на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту произведения: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
Репетиция всей произведения целиком.
Премьера.
Формы контроля и оценка результатов усвоения программы «В мире прекрасного»
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;итоговый – открытые занятия, спектакли.
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется преподавателем в процессе проведения конкурсных, театрализованных и концертных выступлений, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: -декламировать художественный текст
-написать сценарий, придумать этюд
-сделать разминку для голоса и тела
-обыграть ситуацию, создать одушевленный образ и предмет.
-правильно применить искусство пластики тела
Генеральные репетиции, выступление на концерте, мероприятиях, конкурсах
Знания: - смысл театральных терминов
- правила композиции сценического произведения
- выразительные средства в работе над образом
-культуру речи Индивидуальная работа с участниками и коллективный опрос
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
В результате освоения программы «В мире прекрасного» обучающийся
должен уметь:
 публично выступать, общаться со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;
 использовать выразительные средства для создания художественного образа;
 использовать приобретенные технические навыки при решении испол-нительских задач;
работать над ролью под руководством преподавателя;
сочинить этюд на заданную тему;
использовать игровые и тренинг - упражнения для избавления от пси-хологических проблем и физических зажимов;
выполнять элементы актерского тренинга;
выполнять упражнения для активного речевого дыхания, дикции;
должен знать:
основные средства выразительности театрального искусства;
основную театральную терминологию;
основные эстетические и стилевые направления в области театрального искусства;
принципы построения этюда;
выразительные средства сценического действия и их разновидности;
логику поведения в этюдах, целесообразность действий;
 основы логического чтения, систему голосообразования;
 культуру речи;
Таким образом учащийся должен реализовать в практической деятельности и повседневной жизни навыки и знания , полученные на занятиях: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Учебно-тематический план первого года обучения
N п\п Содержание программы Всего часов Количество часов
Теор. Практ.
1. Вводные занятия 1 1 2. Театральная игра 5 2 3
3. Культура и техника речи 6 3 3
4. Ритмопластика 3 1 2
5. Основы театральной культуры 3 2 1
6. Работа над спектаклем, показ спектакля 15 5 10
7. Заключительное занятие 2 2
Итого: 35 14 21
Учебно-тематический план второго года обучения
N п\п Содержание программы Всего часов Количество часов
Теор. Практ.
1. Вводные занятия 1 1 2. Основы театральной культуры
История театрального искусства
3 1 2
3. Культура и техника сценической речи 6 3 3
4. Ритмопластика. Пантомима. 3 1 2
5. Театральная игра. Этюды. 3 3
6. Работа над спектаклем, показ спектакля 17 7 10
7. Заключительное занятие 2 2
Итого: 35 13 22

Содержание программы первого года обучения (35 часов)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. ( 1 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами г.Москвы, г.Владимира (презентация)
2 раздел. ( 5 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. ( 3 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. ( 6 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. ( 3 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. ( 15 часов) Работа над спектаклем (басней, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с басней, пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. ( 2 часа) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Постановочный репертуар: Русские народные сказки, Басни И. А. Крылова, С.А. Михалкова, Стихотворения С. Я. Маршака, А. Л. Барто, К. Ш. Кулиева и др.
Содержание программы второго года обучения (35 часов)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. (1 час) Вводные занятие.
На первом вводном занятии учащиеся совместно с педагогом вспоминают и демонстрируют, чему научились в прошлом учебном году: игра «Театр – экспромт». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.
2 раздел. (3 часа) История театрального искусства.
Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
История русского театра.
Знакомство с современными театрами (презентация).
Проектные задания:1 Система Станиславско 2.История русского театра в лицах
3 Театральное искусство КБР.
3 раздел. (6 часов) Культура и техника сценической речи
Рождение звука. Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Отделы речевого аппарата. Система дыхания. Гигиена речевого аппарата. Дыхание и голос. Дыхание и звук. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных. Разбор произведения, логика речи. Элементы интонационной выразительности. Ударение. Паузы: логические, психологические, межстиховые, цезурные, ритмические. Мелодика речи.
Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии.
Упражнения на выработку умения управлять выдохом. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании.
Упражнения артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок.
Работа со словарем. Проверка ударения. Произношение
Разбор произведения, логика речи. Элементы интонационной выразительности. Ударение. Паузы: логические, психологические, межстиховые, цезурные, ритмические. Мелодика речи.
4 раздел. ( 3 часа) Ритмопластика. Пантомима.
Значение ритма и пластики в актерском искусстве. Сценическое внимание.. Управление вниманием. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные элементы действия. Актёрское взаимодействие.
Простейшие упражнения и игры-пантомимы, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания.
2. Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.
5 раздел. ( 3 часа) Театральная игра. Этюды.
Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т.е. в предлагаемых обстоятельствах:
а) действия с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах;
б) действия с воображаемыми предметами. Упражнения и этюды проводятся с включением элемента игры. Пример: шарады.
в) упражнение на развитие образных представлений.
г) упражнения и этюды, развивающие способность отвечать на изменения условий вымысла.
Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах
Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия. Сюжетные игры, прививающие детям хорошие манеры, нормы поведения; “Приветствие”, “Знакомство”, “Парад хороших манер”.
6 раздел. (7 часов) . Работа над литературной композицией , спектаклем, миниатюрой базируется на авторских произведениях и включает в себя знакомство с текстовым материалом, работу над мини-спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Действия с воображаемыми предметами; развитие умения находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; совершенствование навыков интонирования, выражающих разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); расширение словарного запаса, образного строя речи.
Показ спектакля.
7 раздел. (2 часа) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Постановочный репертуар: Ф. Кривин «Карманная школа», Б. Ярославцев «Сказка о Финдифлясе, олухе и лоботрясе», стихотворения и проза(по выбору).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
музыкальная фонотека;
элементы костюмов для создания образов;
пальчиковые куклы;
сценический грим;
электронные презентации
сценарии сказок, пьес, детские книги.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авров Д.Н. Спектакль и зритель. М,: Просвещение, 1985.
2. Бартрам Н.Д. От игрушки к детскому театру: Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 1925 (серия «Дети и театр»/ Общая ред. Н. Шер).
3. Бондарева В.И. Записки помрежа. М,: Искусство, 1984.
4. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. М,: Детская литература, 1982 год.
5. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М,: Просвещение, 1975.
6. ННИ художественного воспитания Академии педагогических наук. Уроки театра на уроках в школе. Программа, методические рекомендации, сборник упражнений. – Москва 1990.
7. Основы актерского мастерства: Выпуски 1-2, -М,: Советская Россия,1970-1971 г.г.
8. Покровский Б.А. Ступени профессии. М,: ВТО, 1984.
9. Сац Н.И. На путях к прекрасному. М,: Знание, 1986.
10. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах. – М,: Искусство, 1954-1961 г.г.
11. Шильгави В.П. . Начнем с игры. М,: Просвещение, 1980.
12. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М., 1970.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ.

Список литературы для педагогов:
1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М. : Искусство, 1972.
Артоболевский Г. В. Художественное чтение. М. : Просвещение. 1978.
Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М. , 1984.
2. А. Ковальчукова «Нарисуйте счастье»
3. «Бюллетень» программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. №2, Просвещение. 2004.
4. Всё о детской вечеринке. Дюнн Маргарет. М. «Столетие» 1996. Азбука вежливости. Л.П.Васильева-Гангус- М.: Педагогика, 1988.
5. В.В.Львов. Обучение произношение и ударение в средней школе. – М., “Просвещение” 1989.
6. В.Я.Дерягин. Беседы о русской стилистике. – М., “Знание” 1978.
Энциклопедический словарь. Театр.
7. Г. Гадамер Актуальность прекрасного. – М., 1991.
8. Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=709. Е.В. Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи».
10. Е.Е. Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического
мышления через чтение и письмо».
11. И. Васюта, А. Махотина «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы».
12. «Игры, в которые играют...» Н.В. Самоукина. Психологический практикум - г.Дубна, «Феникс+» ,2002.
13. «Искусство» 1955. Хочу на сцену! Л.Б. Белянская. -Д.: Сталкер, 1997.
14. Искусство быть собой. Владимир Леви. 1977. Популярные психологические тесты. М. 1997 Сценическая речь Е.Ф. Сарычева.
15. Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М. : Школьная пресса. – 2000.
16. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М. , 1978.
17. Материалы уроков Фестиваля педагогических идей
http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=918. Н.В. Барковская. Поэзия Серебряного века. 1999.
19. Нетрадиционные праздники в школе. С.А.Шмаков. 2004 Праздники в вашем доме. Исаенко В.П. Легпромбытиздат. 1992.
20. Поиграй сам и с друзьями. Сборник интеллектуальных игр- М.: «Интеллект-Центр», 2002.
21. «Программа педагога дополнительного образования от разработки до реализации». В.А. Разумный, Д.А. Белухин, Айрис-пресс, Легпромбытиздат. 2003.
22. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М. : Просвещение. 1995.
23. Публикации С. Заир-Бека в газете «Первое сентября»
24. Рубина Ю. И. , Перельман Е. П. , Яковлева Т. В. Программа. Школьный самодеятельный театр. М. , 1981.
25. С.В. Столбунова. Лекция № 1. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо».
26. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»
http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru27. Саричева Е. Ф. Сценическое слово. М. : Просвещение. 1963.
28. Станиславский К. С. Работа актера над собой. т 8. М. , 1954.
29. Станиславский К. С. Этика. М. : Искусство. 1962.
30. Триста творческих конкурсов. С.П. Афанасьев, СВ. Коморин. - Кострома, МЦ «Вариант», 2000.
31. Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
32. Ю.Лотман. Статьи о А.С.Пушкине.
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
1. А.Г. Грецов Практическая психология для девочек. -СПб.:Питер, 2007.
2. А.Г. Грецов Практическая психология для мальчиков. -СПб.:Питер, 2007.
3. Барро Ж. Размышление о театре. М. , 1963.
4. Библиотека «Энциклопедии для юношества». М., «Педагогика-Пресс»2001.
5. Богуславская Н. Е. , Кунина Н. А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997.
6. Д.С. Лихачёв Письма о добром и прекрасном.-М.: Дет. лит. 1985.
7. И.Л. Комарова «Что? Где? Когда?» М., 2002.
8. Корнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. М.:Прогресс, 2005.
9. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. М. , 1997.
10. Книга эрудита. М «Махаон» 2000.
11. Литературный энциклопедический словарь. М. 2001.
12. М. Станеки-Козвоски, У Хейс, Д. Фелленц-Усами «МОЙ МИР И Я» (Путь к единению) Учебное пособие под руководством д-ра Съюка Д. X. М., М.Ф.О. 1993.
13. «Обо всем на свете (энциклопедия для любознательных). М., «Олма-Пресс»
14. Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М. , 1997.
15. Ю. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 2001.
Календарно-тематическое планирование курса первого года обучения
№ урока Тема Основное содержание занятия Количест-во
часов Формы и методы работы Вид деятельности
Виды контроля Дата проведения
Планир. Фактич.
1 Вводное занятие. Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Понятие «экспромт»Игра «Театр – экспромт»: «Колобок». 1 беседа Решение организационных вопросов. 2 Здравствуй, театр!
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».
Знакомство с театрами (презентация) 1 Фронтальная работа Просмотр презентаций, использование Интернет-ресурсов
Текущий контроль 3 Театральная игра Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.
Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Понятие «рифма» 1 Знакомство с правилами поведения на сцене
Предварительный контроль 4-5 Репетиция постановки
Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах»,
«Разбилась любимая мамина чашка». 2 Индивидуальная работа Распределение ролей
Показ сказки 6 В мире пословиц. Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки» 1 Индивидуальная работа Показ презентации «Пословицы в картинках» Работа с Интернет – ресурсами,
7 Виды театрального искусства Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.
Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.
Чтение басен А.И.КрыловаИнсценирование понравившихся диалогов. 1 Словесные формы работы Презентация «Виды театрального искусства»
Работа с Интернет – ресурсами,
соревнование 8 Правила поведения в театре Познакомить детей с правилами поведения в театре
Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Правила диалога 1 игра Электронная презентация «Правила поведения в театре»
Ролевая игра: «Мы в театре» 9-11 Кукольный театр. Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. 3 Отработка дикции Показ сказки 12 Театральная азбука.
Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание1 Индивидуальная работа соревнование тематический контроль 13 Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». Викторина по сказкам 1 Фронтальная работа Отгадывание заданий викторины
Работа с электронной презентацией 14-16 Инсценирование мультсказокЗнакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. 3 Фронтальная работа Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью
Показ сказки гостям
17 Театральная игра
Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.
Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. 1 Групповая работа, словесные методы Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппахИтоговый контроль 18 Основы театральной культуры Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий
Музыкальные пластические игры и упражнения 1 Групповая работа, поисковые методы Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам, работа с фонохрестоматией 19-21 Инсценирование народных сказок о животных.
Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 3 Фронтальная работа, словесные методы Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами
Отработка умения работать с пальчиковыми куклами
22 Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.УспенскогоЗнакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 1 Индивидуальная работа Конкурс на лучшего чтеца
Текущий 23 Театральная игра Что такое пантомима Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. 1 Групповая работа. Методы поисковые, наглядные Разучиваем игры-пантомимы 24-27 Постановка басен. Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 4 Словесные и наглядные методы Репетиции, подбор костюмов, реквизита
Итоговый – выступление перед гостями
28-29 Культура и техника речи
Инсценирование постановки Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).
Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 2 Словесные и наглядные методы.
Групповая работа Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки 30 Ритмопластика Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. 1 Наглядные методы Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики
Текущий контроль 30-33 Инсценирование постановки Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ
4 Словесные и наглядные методы Репетиции, подбор костюмов, реквизита
Итоговый контроль – выступление перед гостями 34-35 Заключительное занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. 2 Фронтальная работа. Словесные методы «Капустник» - показ любимых инсценировок Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в течении года Заключительный контроль Итого: 35 Календарно-тематическое планирование курса второго года обучения
№ урока Тема Основное содержание занятия Количест-во
часов Формы и методы работы Вид деятельности
Виды контроля Дата проведения
планир. факт.
1 Вводное занятие. Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Репка». 1 беседа Решение организационных вопросов. 2-4 История театрального искусства. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
История русского театра.
Знакомство с современными театрами (презентация).
Проектные задания:1 Система Станиславско 2.История русского театра в лицах 3.Театральное искусство КБР. 3 Фронтальная работа
Самостоятельная поисковая работа Просмотр презентаций
Демонстрация проектов
Публичное выступление
Защита проектных работ.
Текущий контроль 5-10 Культура и техника сценической речи Рождение звука. Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Отделы речевого аппарата. Система дыхания. Гигиена речевого аппарата. Дыхание и голос. Дыхание и звук. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных.
Разбор произведения, логика речи. Элементы интонационной выразительности. Ударение. Паузы: логические, психологические, межстиховые, цезурные, ритмические. Мелодика речи.
Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии. Работа со словарем. Проверка ударения. Произношение
Упражнения на выработку умения управлять выдохом. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании.
Упражнения артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок. 6 Словесные и наглядные методы работы
Тренинг
Практикум
Конкурс
игра
Отработка дикции Знакомство с основами сценической речи
Работа над постановкой дыхания.
Работа над
Дикцией
Предварительный контроль,
соревнование 11-13 Ритмопластика. Пантомима.
Ритм и пластики в актерском искусстве. Бессловесные элементы действия. Актёрское взаимодействие.
Сценическое внимание.. Управление вниманием. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением.
Простейшие упражнения и игры-пантомимы, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания.
Работа над, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах»,
«Разбилась любимая мамина чашка». 3 Индивидуальная и групповая работа Распределение ролей
Работа над созданием образов животных,людей и предметов с помощью жестов и мимики
14-16 Театральная игра. Этюды. Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т.е. в предлагаемых обстоятельствах:а) действия с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах;
б) действия с воображаемыми предметами. Упражнения и этюды проводятся с включением элемента игры. Пример: шарады.в) упражнение на развитие образных представлений. г) упражнения и этюды, развивающие способность отвечать на изменения условий вымысла.
Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах
Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия. Сюжетные игры, прививающие детям хорошие манеры, нормы поведения; “Приветствие”, “Знакомство”, “Парад хороших манер”.
Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки» 3 Индивидуальная и групповая
творческая работа
Словесные и наглядные методы работы
Показ пантомим .Ролевая игра.
Работа над созданием образов людей, животных и предметов с помощью жестов и мимики
17-33 Работа над литературной композицией , спектаклем, миниатюрой Действия с воображаемыми предметами; развитие умения находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; совершенствование навыков интонирования, выражающих разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); расширение словарного запаса, образного строя речи. 17 Групповая работа, поисковые методы
Словесные формы работы
Словесные и наглядные методы Ролевая игра
Работа над созданием образов животных и людей помощью жестов и мимики соревнование 34-35 Заключительное занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. 2 Фронтальная работа. Словесные методы «Капустник» - показ любимых инсценировок
Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в течении года
Заключительный контроль Итого: 35