МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «В мире прекрасного — в мире физики»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РТ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖНЕКАМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«В мире прекрасного - в мире физики»





Разработала:
Ю.А.Евстифеева
преподаватель физики
2 квалификационной
категории











г. Нижнекамск-2012г.
Физическая наука так далеко ушла вперед и столько имеет практических применений, что специально организованная деятельность обучающегося в наше время должна быть направлена на то, чтобы молодежь, окончившая колледж, владела основами физики и имела необходимые навыки по их применению в своей будущей профессии.
Внеклассные мероприятия углубляют и расширяют знания обучающихся, полученные на уроке, повышают интерес к предмету. Внеклассные мероприятия позволяют преподавателям лучше узнать индивидуальные особенности своих обучающихся, выявить среди них тех, кто проявляет устойчивый интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса
Мероприятие «В мире прекрасного - в мире физики» можно провести как заключительную часть модуля, в которой оцениваются знания раздела физики первого курса «Электростатика. Законы постоянного тока».
Мероприятие проводится для обобщения, закрепления знаний обучающихся и развития познавательного интереса к изучению физики по данному разделу.

Цели мероприятия:

Обучающие

- повторение и закрепление темы «Электростатика. Законы постоянного тока».
-проверка знаний и умений обучающихся по заданной теме;

Развивающие

-развитие познавательного интереса к физике
-развитие грамотной монологической речи с использованием физических терминов;
-развитие внимания, наблюдательности, умения применять знания в новой ситуации;
-развитие инициативности, умения излагать и отстаивать свою точку, опираясь на физические понятия и законы;

Воспитывающие

-воспитание культуры общения;
-вовлечение в творческую работу по физике как можно большее число детей




Оборудование: интерактивная доска; набор предметов для проведения задачи-фокуса: эбонитовая палочка, кусочек меха, кусочки бумаги; различных видов удлинители, отличающихся сечением, длиной и страной производителем.



План внеклассного мероприятия:

1.Конкурс «Вопрос-ответ»
2.Конкурс «Отражение физических явлений в литературных произведениях»
3.Конкурс «Задача-фокус»
4.Конкурс «Необъяснимо, но факт»
5.Конкурс «А ну-ка, мальчики!»
6.Конкурс «Реши задачу».

Для проведения внеклассного мероприятия обучающихся делят на команды по 5 человек. Результаты конкурсов вносят в заранее составленную рейтинговую таблицу.

Тема « В мире прекрасного - в мире физики».

Озвучиваются цели и план мероприятия. На интерактивной доске высвечиваются название, план и цели мероприятия.
Участники мероприятия знакомятся с составом жюри, в которое могут входить как преподаватели физики, так и других дисциплин, а также сильные обучающиеся курса.

Учитель:

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей.


С давних-давних пор людьми двигала великая сила- любознательность. И не обладай они ею- многое из того, что окружает нас, не было бы создано.Нам, среди прочего, свойственно стремление узнать, испытать, открыть, изобрести. А кое кому страсть как хочется в полученных знаниях навести порядок. Так появляется наука, так появилась и наука физика.
Наука проникла во все области нашей жизни, и трудно найти сейчас хоть что-нибудь новое, изобретенное человеком, где бы не было ее вклада.

1Конкурс «Вопрос-ответ».

Преподаватель заранее готовит вопросы на данную тему, вопросы являются общими для всех групп. Вопросы задаются вслух, отвечает та команда, которая первой поднимает руку .Оценивается верный ответ команды, если ответ неверный отвечает следующая команда, поднявшая руку. При оценивании ответа учитывается скорость выполнения задания и его верность. За каждый верный ответ команда получает жетон, их количество учитывается при выставлении баллов в рейтинговую таблицу
При выполнении данного конкурса задание также можно показать на интерактивной доске. В конце конкурса подводится и озвучивается итог.




1. «Телу сообщен электрический заряд или тело наэлектризовано». Что это означает? Ответ поясните.

2. На каком явлении основано действие электроскопа?
3. Каков наименьший заряд, существующий в природе?
4. Какие учёные экспериментально определили заряд электрона?
5. Можно ли создать или уничтожить заряд?
6. Чем отличаются атомы различных элементов?
7. Как образуется положительный ион?
10. Электрическим током называется заряженных частиц.
11. Единица электрического сопротивления.
12. Формула закона Ома для участка цепи
13. Закон о тепловом действии тока принадлежит
14. Условием существования электрического тока является наличие свободных зарядов и
15.Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и
16. Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при
17. Короткое замыкание возникает, если
18. Формула закона Ома для полной цепи

2.Конкурс «Отражение физических явлений в литературных произведениях»

Обучающиеся получили опережающее задание на уроке физике- подготовиться к конкурсу чтецов по указанной выше теме, подобрав самостоятельно литературные произведения( отрывок).Каждая команда должна представить по два произведения на суд жюри.
Во время конкурса для музыкального и визуального сопровождения выступающих используется мультимедийная доска.

Обучающиеся читают стихотворение и характеризуют описанное явление природы с позиции физики.

Например:

И в шуме наклонного ливня,
Сомкнувшего землю и высь,
Извилина вспыхнула длинно,
Как будто гигантская мысль.

А. Просолов.

Жюри оценивает выступление, подводит итоги, заполняет рейтинговую таблицу



3.Конкурс « Задача-фокус»

Состоит из двух частей
Первая часть. Обучающие получают опережающее задание: рассмотреть понятие «фокус» в различных интерпретациях, работая с фразеологическим, толковым словарями (определяют происхождение слова, значение слова в цирковом представлении).
Выступление обучающихся также оцениваются жюри по пятибалльной шкале.




Вторая часть конкурса- задача-фокус.

Берем волшебную палочку, натираем ее о меховую материю и подносим к кусочкам бумаги. Мы видим, что они прилипли к палочке.

Объясните явление с позиции законов физики.

Преподаватель самостоятельно подводит итоги конкурса, делая вывод в отношении электрических явлений, отраженных в литературных произведениях.
Жюри оценивает наиболее активных участников команд по пятибалльной шкале, отражая результаты командного зачета в рейтинговой таблице.

4.Конкурс «Необъяснимо, но факт».

На столах лежит приложение №1 с печатным текстом отрывка из произведения Б. Житкова. Одновременно этот текст демонстрируется на интерактивной доске.

« Однажды в начале лета, я ехал верхом поймой реки. Небо было одето тучами, собиралась гроза. Вдруг я увидел, что кончики ушей лошади начали светиться. Сейчас же над ними образовались, будто пучки голубоватого огня с неясными очертаниями. Огоньки эти точно струились. Затем струи света побежали по гриве лошади и по ее голове. Все это продолжалось не более минуты, хлынул дождик и удивительные огни исчезли»

Используя определенный перечень физических терминов, указанных в приложении №2 обучающие должны составить логически обусловленный рассказ на тему «Статическое электричество во время грозы».

Приложение №2. Физические термины: заряд, скопление заряда, разряженный воздух, заряд ушел в землю и т.п.

Жюри оценивает скорость и правильность выполнения задания по пятибалльной шкале.










5.Конкурс «А ну-ка, мальчики!».

От каждой команды приглашается по одному мальчику. Перед ними ставится задача: «Выберите из предложенных удлинитель для стиральной машины и объясните аргументировано свой выбор»

На столе лежат четыре удлинителя разных марок, стран изготовителей, параметров.

Жюри также оценивает конкурс по трехбалльной шкале, отражая результаты в рейтинговой таблице.

6.Конкурс «Реши задачу».

Командам выдается текст задачи. Он высвечивается на интерактивной доске. Для решения задачи определяется время, по истечении которого собираются, проверяются и оцениваются жюри.
Пока жюри проверяет решение задачи, на интерактивную доску проектируют решение задачи, которое комментируется преподавателем.

Жюри также оценивает конкурс по пятибалльной шкале, отражая результаты в рейтинговой таблице.

Задача: Электронагревательные приборы, на которых указано P=600Вт;U=220В; P=400Вт;U=220В, включены последовательно в сеть с напряжением 220В. Определите мощность каждого нагревательного элемента.

Подведение итогов мероприятия.
1.Заключительное слово преподавателя.
2.Жюри озвучивает результаты по рейтинговой таблице(таблица на доске)
3. Награждение победителей грамотами.













Пример рейтинговой таблицы



Наименование конкурса
Название команд


1 команда
2 команда
3 команда
4 команда

«Вопрос-ответ»





«Отражение физических явлений в литературных произведениях»





«Задача-фокус»





«Необъяснимо, но факт»





«А ну- ка, мальчики!»





«Реши задачу»





Итог







Проведение подобных внеклассных мероприятий позволяют проверить уровень знаний по физике, способствуют повышению мотивации к изучению предмета, проявить индивидуальные творческие особенности каждого обучающегося, сделать процесс закрепления знаний более разнообразным и интересным.


Литература: учебник физики 10 класс Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, Москва « Просвещение» 2009г., «Контрольные и проверочные работы по физике» О.Ф. Кабардин, издательский дом «Дрофа» 2000 г., «Занимательные вечера по физике» И. Л. Кофанова М. Просвещение 1990г., «Физические викторины» Б.Ф. Блинович М. Просвещение 1997 г..


15