Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса Секреты русского словообразования на 17 часов




Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса
«Секреты русского словообразования»
Учителя русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 2 имени лётчика,дважды Героя Советского Союза Г.А Речкалова»

Скворцовой Зои Михайловны
На 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа курса по выбору для 9 класса « Секреты русского словообразования»
Пояснительная записка.
Рабочая программа выборного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. №1089). Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М :Мнемозина, 2009г. Рабочая программа выборного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» рассчитана на 0,5 час в неделю, в год — 17часов.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в общеобразовательной школе. Необходимость сконцентрировать авторскую программу возникла в связи с тем, что программа элективного курса «Секреты русского словообразования» для 9 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, что не соответствует учебному плану МАОУ СОШ №2, где на изучение выборного курса по русскому языку в 9 классе отведено 17 часов в год. По причине вносимых в программу изменений уменьшено количество часов на изучение следующих разделов:
«Исторические изменения в структуре слова» до 8 часов;
«Изобразительные возможности русского словообразования» до 9 часов.
Программа Русский язык:7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов/ Львова С.И.-М.,:Вентана-Граф,2008 одобрена и рекомендована Российской академией образования. Методическое обеспечение соответствует авторской программе
Курс посвящен одному из самых интересных лингвистики — русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке — слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребенка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.
Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.
В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов группы:

И Т.П.
Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приемами их использования в художественных текстах.
Планирование соответствует базисному учебному плану на базовом уровне обучения.
Цели обучения:
- обеспечить умение анализировать многие сложные явления языка (орфографические, лексические, грамматические, стилистические);
- способствовать речевому развитию школьника;
- познакомить с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и
с приемами их использования в художественных текстах;
- обеспечить развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и
орфографических.
Задачи обучения:
- создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению
и закреплению учебного материала;
- отработать этапы формирования и развития речеведческих умений;
- использовать эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у
учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.

Формы обучения:
- лекции;
- практические занятия;
- работа с текстами;
- самостоятельная работа учащихся.
Критерии ожидаемых результатов:
Повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;
Усвоение учащимися знаний норм языка, формирование умения правильной, точной, логичной, уместной и
выразительной речи;
Усвоение знаний должно способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся
Овладение учащимися способами исследовательской деятельности
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
- различные виды разборов (фонетический, лексический, словообразовательный, морфемный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа
- тестовые работы;
- практические работы.
Методы и формы, технологии обучения:
- анализ сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических) с точки зрения образования слова;
- орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей;
- активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.
ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся
Аверьянова А. П. Как образуются слова. — М.; Л., 1966.
Вартанъян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1986.
Вартаньян Э. А. Рождение слова. — М., 1970.
Голанова Е. И. Как возникают названия. — М., 1989.
Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: практические задания
для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.
Львова С. И. Морфемика и словообразование. Пособие для учащихся. — М., 1996.
Максимов В. И. К тайнам словообразования. — М., 1980.
Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.
Сахарный Л. В. Как делаются слова. — М., 1978.
Феллер М. Д. Как рождаются и живут слова. — М., 1964.
Шанский Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. — М., 1996.
Словари
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. — М., 1984.
Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. — М., 1986.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями.
— М., 2004.
Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.
Панов В. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографи-ческий словарь русского
языка. — М., 1991.
Потиха 3. А. Строение русского слова. Учебный словарь для зарубежных школ.
— М., 1981.
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. — М., 1987.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. — Т. 1, 2. — М., 1985.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд.
— М., 1991.
Успенский Л. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. — М., 1967.
Цыганенке Г. П. Словарь служебных морфем русского языка. — Киев, 1982.
Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. — Киев, 1989.
Шанский Н. М. В мире слов. — М., 1985.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов (любое издание).
Для учителя
Вознюк Л. В. Изучение состава слова и словообразования в школе. — Киев, 1986.
Жуковская О. Н., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в восьмилетней школе.
— М., 1983.
Земская Е. Н. Как делаются слова. — М., 1963.
Земская Е. Н. Современный русский язык. Словообразование. — М., 1973.
Лопатин В. В. Рождение слова. — М., 1973.
Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. — М., 1965.
Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания.
— М., 1977.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя.
— М., 2000.
Львова С. И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского
языка: Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С. И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому
языку в 5—9 классах: книга для учителя. — М., 1996.
Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 классы. — М., 1996.
Панов М. В. Изучение состава слова в национальной школе. — Махачкала, 1977.
Потиха 3. А. Современное русское словообразование. — М., 1970.
Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее
описания. — М., 1977.
Чуковский К. И. От двух до пяти (любое издание).
Шехикачева М. Ш. и др. Модели и схемы словообразовательных типов русского языка.
— М., 1993.
Учебно - тематический план
Раздел, количество часовТемаСодержание образования в соответствии с ФК ГОС Требования к уровню подготовки обучающихсяВид
контроляИсторические изменения в структуре слова(8 часов) 1-2 Исторические изменения в структуре слова. Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).



Знать и уметь определять появления новых морфем, что такое опрощение, переразложение, усложнение. Как изменяется звуковой облик морфем. Работа с текстами художественных произведений, самостоятельная работа
3-4 Использование иноязычных элементов при образовании слов. Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические калькиЗнать ,что представляют из себя словообразовательные и семантические кальки. Уметь находить их в текстах. Работа с текстами художественных произведений.Практическая работа
5-7 Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание Уметь производить этимологический анализ слова. Работа с текстами устного народного творчества, самостоятельная работа
8 Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними Знать что представляют из себя словари, уметь работать с ними. Работа со словарём
Изобразительные возможности русского языка(9 часов) 1-2 Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление. Знать виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов, повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели.
Уметь различать слова-паронимы и правильно их использовать. Работа с текстами художественных произведений самостоятельная работа,сочинение3 Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей. Уметь находить в текстах слова с суффиксами субъективной оценки.
Знать особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Работа с текстами художественных про изведений Практическая работа
4 Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего слова и др. Знать понятие "семантизация морфем".
Знать и уметь определять основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего слова и др. Работа с текстами художественных произведений, самостоятельная работа,написание эссе
5 Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.
Уметь находить двухприставочные глаголы в произведениях народного творчества. Работа с текстами художественных произведений
6-7 Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д. Иметь представление о внутренней форме слова.
Знать понятие "этимологизация" и уметь находить примеры использования приёма этимологизации. Работа с текстами художественных
произведений,
8 Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова. Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова. Иметь представление о каламбурах и понимать, как они строятся. Работа с текстами художественных произведений, составление устных высказываний(рассказ с использованием каламбура)
9 Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.
Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы.
Знать понятие «окказионализм».
Уметь определять стилистическую роль окказионализмов в художественном тексте.
Уметь использовать разные словообразовательные модели как источник пополнения словарного состава языка. Практическая работа