Диагностический инструментарий на определение: уровня развития творческих способностей у младших школьников.

Диагностический инструментарий на определение: уровня развития творческих способностей у младших школьников.
“Уроки творчества”
Деятельность по реализации системы творческих заданий я представила четырьмя направлениями, ориентированными на;
1) познание объектов, ситуаций, явлений;
2) создание новых объектов, ситуаций, явлений;
3) преобразование объектов, ситуаций, явлений;
4) использование объектов, ситуаций, явлений в новом качестве.
“Познание”.
Реализация первого направления работы предполагает выполнение учащимися творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений с целью накопления опыта творческой деятельности. Они представлены следующими тематическими сериями: “ Да-Нетки”, “Признаки”, “Природный мир”, “Технический мир”,”Организм человека”, “Театральная”,”Фантастические сюжеты”, “Что такое хорошо?” Эти задания предполагают применение методов дихотомии, контрольных вопросов, отдельных приемов фантазирования.
“Преобразование объектов”
Для создания опыта творческой деятельности учащимся предлагалось выполнить следующие задания по преобразованию объектов, ситуаций, явлений:
“ Вездеход на Марсе”;
“ Задача об укладке фруктов”;
“ Задача о сушке пороха”;
“ Задача об отделении микроба”;
“Придумай этикетку для бутылочки с ядом” и др.;
В результате выполнения у учеников расширились возможности преобразования объектов, ситуаций, явлений путем изменения внутрисистемных связей, замены системных свойств, выявления дополнительных ресурсов систем.

“ Использование в новом качестве”
Особенностью организации работы над творческими заданиями является использование ресурсного подхода в комплексе с ранее использованными методами. Учащимися выполняются следующие творческие задания:
“ Найди применение открытию древних в наши дни”;
“ Павианы и мандарины”;
“Задача о рекламном трюке”;
“ Задача о первых людях на Луне”;
Серии заданий “Проблемы третьего тысячелетия”;
“Вини-Пух решает вслух”;
“Нарния” и др.
В результате их выполнения под руководством педагога учащиеся смогли овладеть умением быстро находить оригинальное применение проявленным у объекта свойствам.
Диагностический инструментарий на определение уровня развития интеллектуальных умений у младших школьников.
Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками.  Основой для предлагаемого набора послужил комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым. При подборе заданий составители стремились согласовать уровень их сложности и содержание с требованиями программы обучения в выпускном классе начальной школы. В набор включены следующие шкалы (см. Приложение): 1. Общая осведомленность. Направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы. 2. Сложение чисел с переключением. Методика направлена на изучение психического темпа, устойчивости и колебаний внимания, переключаемости, утомляемости. Позволяет оценить сформированность устного счета в пределах 20, понимание и способность следовать словесной инструкции, скорость формирования новых способов действия. 3. Исправь ошибки. Направлена на изучение внимательности, сформированности функции контроля. 4. Воспроизведение рассказа. Направлена на определение некоторых сторон речевого развития: понимания речи, сформированности письменной речи, а также уровня смысловой памяти. 5. Смысловая память. Оценивается способность ребенка к смысловому запоминанию. 6. Составление фразы из трех слов. 7. Составление фразы из четырех слов. Методики направлены на оценку способности к речевому синтезу способности к установлению смысловых логических связей. 8. Сравнение понятий. 9. Классификация (исключение лишнего понятия). 10. Простые аналогии (анализ отношений понятий). 11. Выделение существенных признаков. Эти методики направлены на изучение основных мыслительных операций на вербальном уровне. 12. Арифметика. Выявляется уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводится в групповой или индивидуальной форме. Количество детей в группе не должно быть слишком большим, особенно если дети относятся к группе риска по успеваемости или поведению. Оптимально 5–7 человек. Дети выполняют задания на бланке. Перед началом дается общая инструкция следующего содержания:
Дорогие ребята! Вы скоро будете переходить в 5-й класс. За время обучения в начальной школе вы многому научились. Сейчас вы выполните несколько заданий, и мы с вами узнаем, что вы научились делать особенно хорошо. Я буду объяснять вам, как выполнять каждое задание. Время на выполнение каждого задания ограничено. Вы будете начинать и оканчивать работу по моему сигналу. Приступать к выполнению следующего задания можно только после объяснения. Прошу вас ничего не говорить вслух. Если что-то будет непонятно, поднимите руку, я к вам подойду.
Перед каждой новой методикой дается инструкция (см. Приложение) и проводится обучение (сложение чисел с переключением) или разбирается пример (сравнение, аналогии, составление фраз). В целом проведение всего набора занимает около 90 минут (2 урока по 45 минут). Во время исследования нельзя оказывать никакой помощи, кроме стимулирующей.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Производится оценка результатов в соответствии с указаниями в рабочей тетради экспериментатора (см. Приложение). Подсчитывается количество баллов по каждой методике и сумма баллов по шкалам 1, 3–12. Результаты заносятся в сводную таблицу и сравниваются с нормами, представленными в таблице № 5 «Нормы результатов».
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ
Центр помощи детям провел при помощи предлагаемого набора методик исследование статистически репрезентативной выборки, состоящей из более чем 200 детей, что позволило ориентировочно определить количественные возрастные нормы готовности к обучению в среднем звене для учащихся общеобразовательных школ Ярославской области. В состав выборки вошли не имеющие проблем в обучении и развитии дети 3(4)-х классов, обучающиеся по программе 1–3 и программе 1–4 соответственно, а также дети из классов компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития. Для стандартизации полученных результатов был проведен анализ распределения результатов по всем шкалам и итоговым показателям (см. табл.). В качестве единиц анализа для удобства обработки и определения возрастных норм использовались сырые баллы без перевода в стандартные оценки. Определялось максимальное и минимальное выборочное значение, среднее и два процентиля  25-й и 75-й (количество целых баллов, набранное 25 и 75 процентами испытуемых соответственно).  Итоговый показатель здесь и выше подсчитывался следующим образом. Суммарный балл получался простым сложением сырых баллов, набранных по шкалам № 1–12, так как полученные по этим шкалам баллы прямо пропорциональны уровню развития соответствующих психических функций. Для удобства пользователя не строились таблицы перевода сырых балов в стандартные оценки, а подсчитывались процентили, не менее эффективно обеспечивающие возможность определения соответствия результатов возрастной норме. При интерпретации результатов предлагаемого набора не производится построение профиля испытуемого, а набранные им сырые баллы по шкалам и подсчитанный итоговый показатель сравниваются с данными, приведенными в таблице. – Если значение набранных испытуемым баллов находится между 25-м и 75-м процентилем, включая граничные значения, то результаты соответствуют возрастной норме, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 4–7 стенов. – Если значение набранных испытуемым баллов находится ниже 25-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически ниже возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 1–3 стена. – Если значение набранных испытуемым баллов находится выше 75-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически выше возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 8–10 стенов.
Нормы результатов выполнения набора методик (в сырых баллах)
1 общая осведомленность
2 сложение чисел с переключением
3 исправь ошибки

среднее
6,83

25 процентиль
6,00

75 процентиль
8,00

минимум
4,00

максимум
10,00

стандартное отклонение
1,40


среднее
7,98

25 процентиль
7,00

75 процентиль
9,00

минимум
0,80

максимум
13,00

стандартное отклонение
2,53


среднее
5,39

25 процентиль
3,00

75 процентиль
8,00

минимум
0,00

максимум
10,00

стандартное отклонение
2,78







4 воспроизведение рассказа
5 смысловая память
6 фраза из 3 слов

среднее
6,16

25 процентиль
4,00

75 процентиль
8,00

минимум
0,00

максимум
13,00

стандартное отклонение
2,55


среднее
7,16

25 процентиль
6,00

75 процентиль
9,00

минимум
1,00

максимум
10,00

стандартное отклонение
2,34


среднее
2,33

25 процентиль
2,00

75 процентиль
3,00

минимум
1,00

максимум
3,00

стандартное отклонение
0,67







7 фраза из 4 слов
8 сравнение
9 классификация

среднее
2,20

25 процентиль
2,00

75 процентиль
3,00

минимум
0,00

максимум
3,00

стандартное отклонение
0,93


среднее
8,83

25 процентиль
8,00

75 процентиль
10,00

минимум
5,00

максимум
14,00

стандартное отклонение
1,80


среднее
12,80

25 процентиль
9,00

75 процентиль
17,00

минимум
3,00

максимум
20,00

стандартное отклонение
4,53







10 аналогии
11 существенные признаки
12 арифметика

среднее
3,77

25 процентиль
3,00

75 процентиль
5,00

минимум
1,00

максимум
5,00

стандартное отклонение
1,24


среднее
5,38

25 процентиль
3,00

75 процентиль
7,00

минимум
1,00

максимум
10,00

стандартное отклонение
2,45


среднее
4,78

25 процентиль
3,00

75 процентиль
6,00

минимум
0,00

максимум
8,00

стандартное отклонение
1,57



суммарный балл



среднее
73,49

25 процентиль
67,00

75 процентиль
83,00

минимум
40,00

максимум
95,00

стандартное отклонение
11,75





ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Общая осведомленность
Инструкция: Ответь, пожалуйста, на десять вопросов. Экспериментатор читает вопрос 1 раз, дети кратко записывают ответ в листе ответов.
1. Как называется река, на которой расположен Ярославль? (Волга) 2. Что такое пара? (Два, двое и т.п.) 3. Назови четыре времени года? (Зима, весна, лето, осень) 4. Где садится солнце? (На западе) 5. Для чего нужен желудок? (Переваривать еду (пищу) 6. Почему нефть или масло плавают по воде? (Они легче воды) 7. Что празднуют 9 Мая? (День Победы) 8. Каков примерно рост человека? (От 1,5 до 2 метров) 9. Как называется столица Украины? (Киев) 10. Кто живет во Франции? (Французы)
Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
2. Сложение чиселс переключением
Инструкция: Тебе надо быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанные одно под другим. Сложение ты будешь выполнять двумя способами: 1) сумму ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строчку ставят верхнее предыдущее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут число единиц; 2) сумму ставят в нижнюю строчку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.
Например:
1-й способ
5 4 9 3 2 5 7 2

9 5 4 9 3 2 5 7



2-й способ
5 9 4 3 7 7 7 4

9 4 3 7 0 7 4 1



Детям дают возможность тренировки в выполнении задания (4–5 сложений каждым способом), экспериментатор отвечает на вопросы, добиваясь, чтобы способы выполнения были усвоены. Продолжение инструкции после тренировки: В течение минуты ты должен действовать по первому способу, а потом по сигналу по второму способу, поставив вертикальную черту, затем через минуту перейти к первому способу и т.д. Дети работают в течение пяти минут. Оценка: высчитывается среднее число сложений за 1 минуту, каждое оценивается в 1 балл.
3. Исправь ошибки
Инструкция: Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой. Дети работают самостоятельно в течение 7 минут. 1. Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. 1 ошибка 2. Взрослые и дти толпились на берегу. 1 ошибка 3. Внизу над ними расстилалась пустыня. 1 ошибка 4. В отфет я киваю ему рукой. 2 ошибки 5. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. 2 ошибки 6. Сорняки живучи и плодовиты. 0 ошибок 7. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. 0 ошибок 8. На столе лежала карта на_шего города. 1 ошибка 9. Самолет_сюда, чтобы помочь людям. 1 ошибка 10. Скоро_удалось мне на машине. 1 ошибка (Текст содержит 10 ошибок.) Оценка: подсчитывается количество замеченных ошибок, каждая замеченная ошибка оценивается в 1 балл. Количественная оценка дополняется качественной: какие именно ошибки пропущены (смысловые, офографические, дисграфические).
4. Воспроизведение рассказа
Экспериментатор читает рассказ вслух. Дети пишут затем краткое изложение в течение 5 минут. Инструкция: Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они логически связаны. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение пяти минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя. Оценка: подсчитывается количество воспроизведенных смысловых единиц, каждая оценивается в 1 балл.
Рассказ Три | сгоревших | дома Казань, | 5 сентября. | Большой | пожар | уничтожил |прошлой | ночью | в Казани | три здания, | расположенные в центре города. | 17 семей | остались без жилища. | Убытки | превышают | 150 миллионов рублей. | Спасая | маленького | ребенка, | один рабочий | сильно поранил себе руку.
5. Смысловая память
Инструкция: Я прочитаю 10 пар слов, связанных по смыслу. Постарайся их запомнить. Потом нужно будет на каждое первое слово из пары ответить вторым словом. После предъявления стимульных пар: А теперь я буду читать первое слово из каждой пары, а ты припомни второе и запиши в листе ответов.
шум вода стол обед мост река рубль копейка лес медведь
дуб желудь дичь выстрел рой пчела час время гвоздь доска

Оценка: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар, каждая оценивается в 1 балл.
6. Составить фразу из трех слов
Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши в листе ответов. На составление каждой фразы дается 1 минута.
Девочка ручей мяч Собака школа автомобиль Гражданин собака инструкция

Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.
7. Составить фразу из четырех слов
Инструкция: Я назову тебе четыре слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши его. На составление каждой фразы дается 1 минута.
Дверь комната больной доктор Собака кошка дерево крыша Бумага карандаш мост река

ценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет. Примечание: все образцы письма детей подвергаются качественному анализу.
8. Сравнение
Инструкция: Я назову тебе какие-нибудь два предмета, а ты подумай и напиши в листе ответов, что между ними общего, чем они одинаковы. Старайся написать как можно больше.  На выполнение дается не более 10 минут.
книга тетрадь лошадь корова линейка треугольник озеро река солнце луна сани телега дождь снег

Оценка: 2 балла, если дается обобщающее слово (производится классификация); 1 балл если перечисляются отдельные признаки. Ответы, где предлагалась помощь, в оценку не включать.
9. Классификация
Инструкция: Какое понятие в каждом из перечней является лишним и почему? На выполнение дается не более 8 минут.
1) приставка, предлог, суффикс, окончание, корень 2) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг 3) дождь, снег, осадки, иней, град 4) запятая, точка, двоеточие, тире, союз 5) дуб, дерево, ольха, тополь, ясень 6) Василий, Федор, Иван, Петров, Семен 7) секунда, час, год, вечер, неделя 8) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол 9) самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль 10) смелый, храбрый, решительный, злой, отважный
Оценка: 2 балла, если называется лишнее слово и дается обобщающее слово (производится классификация); 1 балл если выделено только лишнее слово.
10. Анализ отношений понятий (аналогии)
Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Третье и одно из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это слово и запиши в листе ответов. Например: песня : композитор = самолет : ?
а) аэродром б) горючее в) конструктор г) летчик д) истребитель Песню сочинил композитор, значит ответ конструктор, потому что конструктор сделал (придумал, спроектировал) самолет. На выполнение задания отводится 5 минут.
школа : обучение = больница : ? а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной
песня : глухой = картина : ? а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой
лес : деревья = библиотека : ? а) город б) здание в) книги г) библиотекарь д) театр
утро : ночь = зима : ?а) мороз б) день в) январь г) осень д) сани
слагаемое : сумма = множители : ? а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) деление
Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.
11. Способность выделять существенные признаки (сравнение)
Инструкция: Перед скобками слово, а в скобках еще 5 слов. Найди и подчеркни два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками. На выполнение задания отводится не более 7 минут.
Ответы: 1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля) 2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода) 3. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово) 4. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания) 5. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник) 6. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) 7. Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты) 8. Больница (сад, врач, помещение, радио, больные) 9. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа) 10. Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)
Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.
12. Арифметика
Детям предлагается решить задачи и записать решение и полный ответ. На решение отводится 8 минут. Допускается оказание индивидуальной помощи ребенку.
Задача 1
Ребята нашли 10 белых грибов и 8 подберезовиков. Все грибы они разложили в корзины, по 9 грибов в каждую. Сколько корзин потребовалось? (Две корзины)
Задача 2
Знаменитые куранты на Спасской башне были установлены через 704 года после основания Москвы. В каком году это было, если в 1997 году Москве исполнилось 850 лет? (В 1851 году)
Оценка: 4 балла задача решена правильно самостоятельно, решение записано выражением. 3 балла задача решена правильно самостоятельно в 2 вопроса. 2 балла задача решена правильно, после неоднократного прочтения ее содержания учителем с интонационным выделением компонентов. 1 балл задача решена правильно, после составления плана решения учителем. 0 баллов выполнение задачи с ориентировкой не на общий смысл, а на ее отдельные фрагменты, невыполнение задания.

Диагностический инструментарий на определение уровня развития нравственных качеств у младших школьников.
Отношение к обществу, патриотизм
Отношение к умственному труду
Отношение к физическому труду
Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
Саморегуляция личности (самодисциплина)
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
 

Основные отношения Показатели воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу


1. Патриотизм


1. Отношение к родной природе
3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами
3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе
3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду


2. Любознательность


5. Познавательная активность
3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие
3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении
3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду


3. Трудолюбие


9. Инициативность и творчество в труде
3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность
3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда
3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда
3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям


4. Доброта и отзывчивость


13. Уважительное отношение к старшим
3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам
3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие
3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестен

Отношение к себе


5. Самодисциплина


17.  Самообладание и сила воли
3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;  2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность
3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе
3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.



диагностический инструментарий на определение уровня развития исследовательских навыков у младших школьников.

Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели. В методике начального обучения выделяют следующие:  1.Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.  2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.  3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.  4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.  5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.  6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.     Обучение учащихся исследовательской работе рассчитано на обеспечение следующих аспектов:  - возможность освоения методов исследования и их использование при изучении тем любых предметов школьного курса;  - возможность развития интересов к определённым школьным дисциплинам и процессу познания окружающего мира и действительности в целом;  - возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных замыслов и интересов.
При организации учебной деятельности, учитель должен работать над формированием следующих умений:
1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).  2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов решения проблемы).  3. Умение работать с источниками информации (Интернет, словари, энциклопедии, научные статьи, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино и мультфильмы и др.)  4. Умение представить результаты своей творческой работы выполнение требований к речи выступающего, грамотное построение выступления, оформление работ (проектов) в рукописном, печатном, электронном, художественном или др. вариантах).
Исследовательская деятельность в начальном звене может быть организована учителем эпизодически или фрагментарно на определённом этапе урока, рассчитана на весь урок или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений.
Таким образом, в процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки.
Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы с целью формирования у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Формы работы:
индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
участие в школьных и районных олимпиадах;
проектная деятельность учащихся;
посещение кружка «Я – исследователь», внеклассных мероприятий;
конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;


План беседы с младшим школьником на определение склонностей и учебных предпочтений
«Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы
В ходе анкетирования было отобрано 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
а) не очень
 б) нравится
 в) не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома
 б) бывает по-разному
 в) иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
а) не знаю
 б) остался бы дома
 в) пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится
 б) бывает по-разному
 в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы
 б) не хотел бы
 в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю
 б) не хотел бы
 в) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто
 б) редко
 в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был строгий учитель?
а) точно не знаю
 б) хотел бы
 в) не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
а) мало
 б) много
 в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
 б) не очень
 в) не нравятся
 Анализируя сумму баллов, можно сделать вывод об уровне мотивации:
25 - 30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень учебной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20 -24 балла - хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели были характерны для большинства учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляли меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 - 14 баллов - низкий уровень учебной мотивации.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Некоторые дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Беседа о школе
Цель:  -  выявление сформированности внутренней позиции школьника
        -  выявление мотивации учения
Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Метод оценивания: беседа
Вопросы беседы:
1а. Ты хочешь пойти в школу?         1б. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу  не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?  
4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?
6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
7. Представь себе, что к вам домой         приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?
8. Представь, что  ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша,  (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»
Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.
А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,
Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.
1.        а  Да – А., не знаю, нет – Б.
2.        А – называет школьные предметы, уроки;  
Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)
3.        А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)
4.        А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;
      Б – нет ответа или неадекватное объяснение;
5.        А – нет;
 Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)
6.        А – школа А,  Б – школа Б
7.        А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)  
Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой,  например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)
8.        А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.
Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:
1.        положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
2.        проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
3.        предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).
Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:
0.   отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.
1.        положительное отношение к школе при отсутствии  ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2.        возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.
3.        сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б,  в целом преобладание ответов типа Б.
1 уровень -  обязательно 1, 3, 5  - А,     2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.
2 уровень – 1, 3, 5, 8  – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.
3 уровень  – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

3. Диагностическое исследование на младших школьниках


Методика проведения опытно-исследовательской работы
На первом этапе эксперимента каждому испытуемому индивидуально давался текст А.П.Гайдара «Совесть». Задание: прочитай текст рассказа вслух, а затем еще раз про себя.
На втором этапе эксперимента была применена специально разработанная методика тестовых заданий. Ее суть состоит в том, что каждый ребенок должен был проанализировать данный текст, ответив как можно полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку одного читательского умения).
Вопросы для анализа текста:
1. Найди в тексте образные слова и выражения, объясни их значение – проверка умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
2. Опиши героев рассказа; место и время, где происходит действие рассказа – проверка умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.
3. Кратко перескажи последовательность событий рассказа – проверка умения устанавливать причинно-следственные связи.
4. Объясни поступки Нины и вырази к ним свое отношение – проверка умения воспринимать и оценивать образ-персонаж.
5. Определи авторское отношение к главной героине рассказа – проверка умения видеть авторскую позицию.
6. Сформулируй идею (основную мысль) рассказа – проверка умения осознавать идею произведения.
Ответы на эти вопросы каждого испытуемого заносились в протокол обследования. Ответы на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты оценивались по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов определялся уровень сформированности каждого читательского (аналитического) умения:
высокий уровень – 3 балла;
средний уровень – 2 балла;
низкий уровень – 1 балл.
Критерии для присвоения за ответ испытуемого одного, двух или трех баллов были специально разработаны. Параметры, по которым оцениваются ответы испытуемых и им присваивается определенное количество баллов, представлены в таблице.
По результатам диагностирования каждого из шести читательских (аналитических) умений была составлена сводная таблица. На основе ее данных установлен общий уровень развития читательских умений младших школьников.
Показатели уровня сформированности читательских умений младших школьников
Аналитические умения
 
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.
Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др.
Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли.
Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя.

Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.
Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом.
Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы.
При словесном рисовании картины по воображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку
Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.
Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.

Умение воспринимать образ – персонаж.
Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ.
Дает оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя.
Не обращает внимание на чувства, переживания героев.

Умение видеть авторскую позицию.
Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию.
Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ.
 
Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий.

Умение осознать идею произведения.
Самостоятельно определяет основную мысль произведения.
Способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры.
При определении основной мысли требуется помощь учителя.







15