Статья Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в работе над задачей с использованием интерактивной доски.




Министерство образования и науки Российской Федерации
ОБЛАСТНОЕ АОУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИПЕЦКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А. БУНИНА»





НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Материалы региональной
научно-практической конференции
(г. Елец, 19 октября 2013 г.)



Елец – 2014




Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в работе над задачей с использованием интерактивной доски

Иванцова И.А.

Принцип преемственности в обучении – один из основных принципов дидактики. Суть его состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности, в опоре на изученное и достигнутое, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.
Сегодня преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования. В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на каждой ступени; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное, поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования; во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).
В осуществлении преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой существенную роль играют компьютерные технологии.
В настоящее время без компьютерных технологий невозможно представить современный образовательный процесс. Постоянно идет процесс создания множества компьютерных учебных программ. Компьютер может выступать в роли рассказчика, оппонента по игре, репетитором, экзаменатором. Это зависит от возрастных особенностей учащихся. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти и др. Они уже с успехом применяются как в дошкольных учреждениях, так и в школах.
Использование интерактивных и мультимедийных средств как в ДОУ, так и в начальной школе, ведет к активизации познавательной деятельности, получению новой информации для ребенка. Позволяет усилить мотивацию ребенка к получению новых знаний; осуществляется дифференцированный подход; каждый ученик становится субъектом процесса обучения; дает возможность экономить такое драгоценное время на занятиях (за один и тот же промежуток времени объем выполненной увеличивается); облегчается процесс контроля и оценки знаний; развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Уже сейчас во многих школах организуются подготовительные группы будущих первоклассников. Учителя очень активно используют интерактивные доски. Есть возможность через сеть Интернет получить необходимую информацию для организации таких занятий.
Особенно хотелось бы остановиться на организации занятий в подготовительных группах по математике, в частности, занятий по работе с задачами. Опираясь на свой опыт и на опыт своих коллег, могу сказать, что у многих первоклассников возникают проблемы с решением задач. Чем раньше ребенок начнет работать над задачами, тем ему будет легче в начальной школе. По-моему мнению, работать над задачей лучше начинать с дошкольного возраста. Такую работу уже активно проводят в ДОУ. Разработаны образовательные программы, в которых рассматриваются простые арифметические задачи.
Организуя работу на подготовительных занятиях для будущих первоклассников, как правило, выделяются несколько этапов по работе над арифметическими задачами:
1 этап - подготовительный
Основная цель этого этапа организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами, в процессе выполнения которых дети устанавливают связь между операцией над множествами и арифметическим действием, выполняемым в неявном виде.
Например, учитель предлагает детям следующее задание. Поставьте на наборное полотно слева 3 красных круга, возьмите 2 синих круга и поставьте их на наборное полотно справа (Дети выполняют и показывают наборные полотна учителю.). Придвиньте синие круги к красным, объедините синие и красные круги. Скажите .не считая, сколько всего кругов на наборном полотне? (3 да ещё 2.) Сколько всего кругов на наборном полотне? (Присчитывают вслух синие круги к красным, говорят: 5.) Выполняются аналогичные задания по выполнению операций на удаление из множества его правильной части и выполнение действия вычитания в неявном виде (4 без 1) и нахождение результата путём отсчитывания. На этом этапе работы над задачей и на остальных незаменимая помощница интерактивная доска, которая позволяет использовать изображения в динамическом режиме, т.е. манипулировать объектами. Одновременно с выполнением задания всеми детьми на своём рабочем месте один из них выполняет его на интерактивной доске. Как видим, предоставляется возможность очень легко и наглядно работать с множествами различных предметов
2 этап. Основная цель этого – научится узнавать задачу среди различных текстов, понимать её отличие от рассказа и загадки, ознакомиться с понятием «задача» контекстуально.
3 Этап. Понимать структуру задачи, отвечать на её вопрос, выполняя арифметическое действие в неявном виде.
На всех этих этапах, на всем протяжении обучению решению простых арифметических задач особенно нужна наглядность, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Работая без интерактивной доски, учителю и воспитателю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минут. А как долго приходится готовиться, чтобы изготовить наглядный материал, а здесь достаточно щелчка мышки.
Хотелось бы остановиться еще на одной проблеме в обучении решению арифметических задач – узкий уровень кругозора современных детей. Они не ограничены в получении информации. Зачастую, ребенок уже не в состоянии выбрать нужное и необходимое в таком огромном информационном мире. Они много знают о компьютерах, мобильных телефонах, о разных странах и т.д. Но современные дети очень далеки от тех задач, которые представлены в учебниках. Дети не знают, что такое фабрика или завод, ателье, что такое теплица и т. д. Вот тут то и незаменима Интерактивная доска, в галерее которой можно найти материал по конкретной задаче или подключится во время занятий к интернету. Они дают минимальную зрительную информацию по необходимой теме и ребенку уже легче понять, как собирают огурцы в теплицах, как работает ателье, завод, фабрика.
Очень жаль, что в нашем городе ДОУ еще не обеспечены интерактивными досками, да и в начальных классах школ города еще не все кабинеты оснащены на должном уровне.
Изучая эту проблему, пришли к выводу, что разумное использование информационных технологий (в частности интерактивной доски в ДОУ и начальной школе) – ведет к активизации познавательного интереса у детей, повышению качества образования, дает возможность педагогу получать необходимую информацию, затрачивая меньше времени, а самое главное – делает процесс адаптации первоклассников к школе менее проблемным. Использование различных функций интерактивной доски позволяет ребенку быть не только пассивным слушателем, а активным исследователем.

Список литературы
Бережнова, О. В. Вариативные формы организации предшкольного образования /. О. В. Бережнова, Л. М. Долгих, С.Ю.Бубнова. – СПб.: Детство-пресс, 2011.
Бабаева, Т.И. Программа «Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова - СПб: Детство-пресс , 2011.
Арынгазин, К.М Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с ее использованием К.М. / Арынгазин, А.В. Дзюбина // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE 15