Сценарий классного часа на тему Мы хотим жить!


МЫ ХОТИМ ЖИТЬ!
Сценарий классного часа
для старшеклассников
Тема: МЫ ХОТИМ ЖИТЬ!
Цели: развивать стремление к здоровому образу жизни; выработать у учащихся негативное отношение к табаку, никотину, алкоголю.
Задачи:
- показать всю пагубность воздействия на психическое и физическое здоровье человека;
- выявить прямую зависимость между наркотиками и поступками человека;
- приучить к ответственности зо свое поведение и будущую жизнь.
Подготовительная работа: учащиеся делятся на 3 группы для подготовки и проведения классного часа. Каждая группа готовит:
- лозунг о здоровом образе жизни;
- сообщения о проблемах, связанных с наркотической зависимостью.
Оформление:
1) ПЛАКАТ:
«Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом» (Л.Н. Толстой)
2) ЛОЗУНГИ
Здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто!
Живи разумом, так и лекаря не надо!
Помни: здоровье – это дело каждого, а будущее нашей нации – дело общее. Я выбираю здоровый образ жизни!
3) ДЕВИЗ
Давайте будем жить все трезво,
Здоровьем нашим дорожа,
Не принимайте вы наркотики,
Курить бросайте навсегда.
Хотим смотреть в лицо судьбе мы,
Чтоб не кидать все на авось,
Шагать по жизни твердо, смело,
О чем мечтаем, чтоб сбылось!
Ход классного часа
На фоне спокойной музыки выходят трое ведущих.
1 ведущий. Добрый день, здравствуйте!
2 ведущий. Пришли мы сегодня к вам, чтобы вас немного просветить.
3 ведущий. А может, и озадачить.
1 ведущий. Поразмышлять вместе с вами над сутью бытия и о здоровье поговорить.
2 ведущий. Известно всем давно, что вредны пьянство и курение.
3 ведущий. А еще наркотики вредны.
1 ведущий.Откуда информация? И с чего бы это так? Это все опасно, но доказать – то как?
2 ведущий. Сейчас продолжим мы рассказ, чтоб стало ясно все для вас.
3 ведущий. Открываем наш устный журнал «МЫ ХОТИМ ЖИТЬ!»
Преподаватель. Укрепление и сохранение здоровья зависит не только от соблюдения режима дня, правильного питания, закаливания. В жизни нередко человек совершает действия, которые ухудшают его здоровье, приводят к заболеваниям основных органов: сердца, легких, печени, почек. Пристрастие к таким действиям часто называют вредными привычками.
1 ведущий. О вреде курения.
Как и когда люди научились курить, никто не знает. Но без уголька не закуришь, а значит, это произошло уже после того, как люди научились добывать огонь. Полагают, что все началось с костра, в который попал росший на месте кострища дикий табак. Сладостно обалдевший от дыма первобытный человек сообразил, в чем тут дело. Потом научился делать микрокостры в виде цигарки и трубки.
В Россию табак был завезен англичанином Ченслером в XVI веке, при Иване Грозном. Цари поначалу правильно сориентировались. Михаил Романов – первый царь династии Романовых – за употребление табачного зелья рвал ноздри, бил плетьми и ссылал в Сибирь. Алексей Романов законом запретил табак. Но Петр I, набравшись в Голландии западных привычек, сам курил и других заставлял. Именно при нем появилась на Руси первая табачная фабрика, в 1714 году в Ахтырке.
Всех ловит в свои сети никотин: мужчин и женщин, белых и черных, здоровых и больных, взрослых и подростков. Сила привычки к курению возрастает тем быстрее, чем меньше возраст неразумного юноши. Мальчики начинают курить из стремления казаться взрослыми, а девушки – из кокетства и подражания мужчинам. Для многих поначалу важно не само курение, а ритуал. Некоторые курильщики удивительно интересно и красиво разминают папиросу, прикуривают.
Если алкоголизм может иметь наследственную основу, то курение – дело наживное. Курильщиками не рождаются, но зато умирают. Потребление водки и табака оборачивается «скармливанием» собственного здоровья этим наркотикам.
Многие думают, что сигарета – это не наркотик, и вред организму она не принесет.
Никотин очень вреден и опасен для человека, и употребление его в любых дозах небезопасно.
В табачном дыму содержится в 10 000 раз больше вредных частиц, чем в самом загрязненном воздухе на промышленных предприятиях. При выкуривании одной сигареты выделяется примерно 2 литра дыма, содержащего много опасных для клеток ядов. Около 70 % дыма попадает в окружающую среду и вдыхается некурящими людьми.
Курение особенно отрицательно сказывается на нервной системе человека, постепенно расшатывая ее. Нарушение деятельности нервной системы приводит к расстройству функций сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения. Отрицательно воздействует курение на умственную деятельность человека. У тех, кто курит, нередко возникает расстройство памяти, головная боль, бессонница, дрожание рук, снижается работоспособность, ухудшается настроение.
Табак оказывает на центральную нервную систему наркотическое действие: человек теряет волю, становится полностью подвластным потребности в курении. Со временем эта потребность усиливается, и человек начинает курить натощак, по ночам, после еды, при выходе из помещения на улицу. Часто такие люди не в состоянии приступить к работе, не закурив.
Курение прежде всего сказывается на органах дыхания. У курящих людей часто бывают заболевания глотки, гортани, бронхов, легких. Не случайно процент больных туберкулезом легких среди курильщиков выше. Если курить бросают в молодом возрасте, функция легких возвращается к норме. Курение влияет на органы пищеварения, на сердечно-сосудистую систему.
Чтение стихотворение Е. Гая «Дела сердечные».
– Алло, Степан, как жизнь, работа?..
А у меня все кувырком:
Так сердце бьется, словно кто-то
Колотит в стенку молотком.
Ох, жмет, болит, спасенья нету!
Да, так о чем я говорю?
Сейчас… Возьму лишь сигарету,
Сейчас… Лишь кофе заварю.
Я говорю о том, что плохи
Мои дела. Печальный факт.
Едва тащу, признаться, ноги.
Недавно перенес инфаркт.
Что шаг, то приступ, я уж света
Не вижу, право. Все хандрю.
Сейчас… Возьму лишь сигарету.
Сейчас… Лишь кофе заварю.
Что день – то неотложка к дому.
Все бюллетеню, просто плачь!
Попить бы надо, что ли, брому,
Как мне сказал сегодня врач?
Да, да, прислушаюсь к совету.
На том вниманье заострю.
Сейчас… Возьму лишь сигарету.
Сейчас… Лишь кофе заварю.
Ох, это сердце! Просто сладу
С ним нету… Ох, опять, опять…
– Курить бы, милый, бросить надо
И кофеин употреблять!
– Да, да, ты прав, как мудро это!
О, я себя переборю!
Сейчас… Возьму лишь сигарету,
Сейчас… Лишь кофе заварю.
Табачный дым оказывает влияние не только на курящих, но и на тех, кто рядом. Курение наносит огромный вред не только организму курильщика, но и организму окружающих его людей. В окружающую среду уходит 50 % табачного дыма, который вдыхают люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком. Это явление называется пассивным курением.
При пассивном курении некурящий человек нередко страдает больше, чем курящий.
Некурящие люди, вынужденные находиться в одной комнате с курящими, быстро утомляются, у них снижается работоспособность, ухудшается здоровье. Пассивное курение вреднее обычного. Есть яды, которые действуют мгновенно. Они очень опасны. И эту опасность понимают все. Но есть яды, которые действуют не сразу, а постепенно. Они не менее опасны, но отношение к ним совсем другое. Доказано, что курение играет большую роль в развитии таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, рак легких, хронический бронхит и др.
Итак, мы видим, что курение оказывает на организм человека очень вредное воздействие. Курение – форма самоотравления. Зависимость от него развивается быстро и незаметно. Установлено, что 75 % тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми.
Основной яд, который попадает в кровь человека при курении – никотин. Курение вызывает много тяжелых заболеваний. Основные из них – рак легких, бронхит, поражение сосудов сердца, язва желудка и т. д.
Курящий человек становится раздражительным, неуживчивым.
При выкуривании человеком в день 20–25 папирос в организм через легкие вводится около 1 миллиграмма никотина, то есть полная смертельная доза.
Однако смерть не наступает, так как яд в организм вводится постепенно, малыми дозами.
Организм привыкает защищаться от яда, и поэтому острого отравления не наступает.
Если выкуривается много сигарет подряд, наступает тяжелое отравление.
И если бы человек избавился от вредных привычек, в том числе от курения, его жизнь была бы значительно дольше.
2 ведущий. О вреде алкоголя.
Входит ли алкоголь в группу риска, ведь он разрешен к продаже?
Алкоголь относится к легальным психоактивным веществам. Разрешен он потому, что приносит доход, употребление его исторически обусловлено.
Чем вреден алкоголь для организма человека?
– Алкоголь в организме ослабляет процессы торможения в центральной нервной системе и ведет к утрате осторожности, самоконтроля, самообладания.
– Алкоголь снижает умственную и физическую работоспособность, остроту зрения, ухудшает координацию движений, что нередко ведет к дорожно-транспортным происшествиям, тяжелым травмам и несчастным случаям.
- Алкоголизм – опасное заболевание, развивающееся при систематическом употреблении алкогольных напитков.
– Алкоголизм ослабляет умственные способности, снижается сообразительность, развивается забывчивость, неспособность сосредоточиться на чем-либо, кроме мыслей о спиртном. Нередко возникают подавленность, злобность.
А еще систематическое употребление алкоголя вызывает повреждение половых клеток – сперматозоидов и яйцеклеток, в результате чего может родиться ребенок с физическими и психическими отклонениями. У таких детей плохая память, они с трудом сосредоточиваются, не в состоянии хоть немного посидеть спокойно, не способны ждать, нетерпеливы, не могут выполнить просьбу взрослого. Дефекты у таких детей остаются на всю жизнь. При этом страдают не только дети алкоголиков, но и их родители и все окружающие их люди.
Одной из причин употребления алкоголя является неверное представление о нем как о приятном и даже полезном напитке. Ошибочное мнение в том, что алкоголь прибавляет силы и снижает утомление, часто приводит человека к употреблению алкогольных напитков. Опьяняя человека, он притупляет чувство усталости, создает впечатление прилива сил.
И табак, и алкоголь относятся к группе веществ, которые называются наркотиками.
3 ведущий. О вреде наркотиков.
Какое страшное слово – наркотики. Какая печальная, противоестественная, но закономерная цепочка: наркотики – молодежь – дети – загубленная жизнь – смерть.
ТЫ ЕСТЬ
Ты есть, я есть, он есть,
А жизнь у каждого одна – своя.
А ей цена – достоинство и честь,
Ей возраст переходных лет,
Какой бы сложной ни была она.
Как в этом возрасте сложить судьбу?
Для многих начинается рассвет,
А кто-то погружается во тьму.
Я – педагог, родитель – ты,
Но крик души у нас – один,
Как мы могли все это допустить,
Что гибнут наши дочки и сынки?!
Ты есть, я есть, он есть,
Лишь вместе мы сумеем зло остановить,
Дорогу наркобизнесу пресечь
И сохранить достоинство, чтоб жить.
Каковы ощущения от употребления наркотиков? (Размышления учащихся)
После непродолжительных минут «кайфа», галлюцинаций, эйфории появляется жар, слабость, шум в ушах, головная боль, нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы и дыхания, озноб, тошнота, рвота, слабость, боли в мышцах. Возникает подавленное состояние, безотчетный страх, депрессия, психические расстройства. Недаром состояние после према наркотиков называют «ломкой». Чем моложе организм, тем страшнее последствия употребления токсических веществ. Система защиты от ядов у детей и подростков еще не сформирована, поэтому сопротивляемость организма ниже и быстрее наступает привыкание. Никогда не знаешь, после какой дозы станешь наркоманом: одни – сразу, другие – через месяц, но при систематическом употреблении ими становятся все.
Наркотики – это такие вещества, которые оказывают особое действие на нервную систему, весь организм человека, определяют его психическое состояние и настроение.
Наиболее распространенными являются наркотики, которые изготовляются из мака и конопли. Раньше они применялись как сильные обезболивающие средства в медицине.
При постоянном употреблении наркотиков развивается болезнь, которая называется наркоманией. При наркомании психическое состояние человека полностью зависит от дозы и регулярности приема наркотика. Если больной не принимает своевременно наркотики, возникает мучительное состояние, которое сопровождается сильными болями.
Запомните: регулярный прием наркотиков ведет к разрушению нервной системы, печени, сердца, других внутренних органов. Поэтому продолжительность жизни наркоманов на 20–30 лет короче, чем у обычных людей.
Преподаватель.
Ну что ж, мой друг, решенье за тобой –
Ты вправе сам командовать судьбой.
Ты согласиться можешь, но отказ
Окажется получше в сотню раз.
Ты вправе жизнь свою спасти.
Подумай, может ты на правильном пути.
Но если все-таки сумел свернуть,
То потрудись себе здоровие вернуть!
Помни: здоровье – это дело каждого, а будущее нашей нации – дело общее. Мы выбираем здоровый образ жизни!
А, сейчас, ребята, разобьемся на три команды, и каждая команда обсудит проблемы, связанные с употреблением наркотиков.
1-я команда – медицинские.
2-я – команда – социальные
3-я команда – правовые.
На ватмане (закрытом или перевернутом) написаны эти проблемы. Участники работают в группах. Затем представители каждой команды называют эти проблемы и сравнивают их с написанными на ватмане.
Медицинские Социальные Правовые
- специфические действия на ЦНС
- психические расстройства
- слабоумие
- поражение всех систем и органов ВИЧ и СПИД
- резкое уменьшение продолжительности жизни - прогулы в школе, на работе
- уход из школы, увольнение с работы
- несчастные случаи
- самоубийство
- проблемы в семье, со здоровьем будущего потомства
- проституция - хулиганство
- воровство
- грабеж
- убийства
- изготовление, хранение, продажа наркотиков
- склонение к употреблению наркотиков
Помогут ли вам полученные знания сделать правильный выбор? Все без исключения дети должны соблюдать определенные требования в отношении своего здоровья и придерживаться ряда правил.
1 ведущий. Правило 1. Дети не должны курить – курение вредно для здоровья. Вдыхание чужого дыма – пассивное курение. Детям следует попросить курящих взрослых не курить или отойти от них подальше.
2 ведущий. Правило 2. Детям не следует пробовать алкогольные напитки, потому что алкоголь вреден для здоровья.
3 ведущий. Правило 3. Всегда говори «нет» и уходи, если кто-то предложит тебе попробовать наркотик. Наркотики запрещены законом. Наркотики опасны для здоровья и жизни.
Преподаватель. Дружите и встречайтесь с теми, кто вас понимает, кто поможет в трудный момент, кто придет на помощь и поддержит.
Равнодушию – нет!
И бездушию – нет!
Наркомании – четкое, твердое «нет»!