Добро пожаловать в литературную гостиную


«Добро пожаловать в литературный салон» Современная русская литература.
Факультативный курс для учащихся 10 - 11 класса.
Пояснительная записка
Программа факультативного курса призвана обеспечить наиболее полное представление учащихся о направлениях и тенденциях развития современной отечественной литературы.
Хронологические границы изучаемой в рамках факультативного курса литературы – 1985-2004 годы, включая произведения Вен. Ерофеева, А. Битова, А. Соколова, созданные в конце 1960-1970-х гг., но вошедшие в русскую литературу только в конце 1980-х гг..
Программа данного факультативного курса рассчитана на 68 часов (10-11 классы старшей школы).
Цель курса:
•сформировать представление учащихся об основных направлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры;
•развить навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом;
•научить школьника ориентироваться в постоянно меняющемся и противоречивом мире современной культуры и литературы, самостоятельно оценивать разнохарактерные литературные явления и уметь эту оценку адекватно обосновывать.
Задачи курса:
•расширение и углубление знаний по истории русской литературы конца ХХ века, осмысление специфики современной русской литературы как о культурном явлении, продолжающем традиции русской литературы и обладающем своими особенностями;
•углубление знаний по теории литературы, овладение литературоведческими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература (модернизм, постмодернизм);
•формирование начальных навыков литературно-критической работы (написание рецензий на изучаемые в рамках курса и самостоятельно прочитанные произведения, эссе на материале произведений современной литературы).
Освоение современной литературы связано и с необходимостью информационного обеспечения учебной работы по литературе. Динамичность развития современной литературы и оперативность литературной критики требуют овладения приемами быстрого поиска информации, в том числе получения ее интернетовских литературных сайтов.
Образовательные результаты программы:
•понимание специфики развития, проблематики и поэтики современной литературы;
•умение выбирать адекватный литературоведческий инструментарий для оценки литературного произведения;
•умение самостоятельно формулировать собственное мнение о явлениях художественной культуры.
Методологическая основа курса:
- Программа по литературе под ред. В.А.Чалмаева, С.А.Зинина
-Программа по литературе под ред. А.Г. Кутузова;
-Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля.
В основе программы факультатива лежит периодизация современной литературы, принятой авторами учебника и методических пособий по литературе Агеносовым В.В., Безносовым Э.Л. и др.
Содержание курса
Литературная ситуация конца 1980-1990-х гг.
Место литературы в художественной культуре. Литература в условиях плюрализма и гласности; «возвращенная» литература и «забытая» литература, ее современное звучание.
Литературные традиции и новаторство в литературе. Основные направления современной литературы и ее условность.
Литература с реалистической доминантой.
Особенности, связь с классической русской литературой, проблематика и эстетика литературных произведений, основные тенденции литературы с реалистической доминантой: «неопочвенничество», «философическая проза», «жестокий реализм».
«Неопочвенничество» как литература, сохранившая наиболее тесную связь с литературой «деревенской прозы» и сумевшая отобразить проблемы современной жизни.
Валентин Распутин. «Нежданно-негаданно».
Социально-нравственная проблематика рассказа, боль автора за уничтожение духовности в человеке, мысль о необходимости человека быть ответственным за окружающую жизнь. Публицистический пафос произведения.
«Жестокий реализм». Основные особенности прозы «жестокого реализма»: любовь-ненависть к своему народу, активное неприятие зла, образ человека-праведника.
Виктор Астафьев. «Людочка».
Жестокость современной жизни. Необходимость борьбы за справедливость. Условность положительного героя.
Проба пера. Эссе. Есть ли место прекрасному в современном мире?
Г. Владимов. «Генерал и его армия».
Традиции русской литературы и ее новаторство в изображении человека на войне. Особенности решения патриотической темы. Психологизм романного повествования.
Владимир Маканин. «Кавказский пленный».
Антигероическое изображение войны в рассказе. Мотив красоты. Диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский).
Творческий практикум. Анализ эпизода художественного произведения.
Александр Солженицын. «На изломах», «Желябугские выселки».
Обновление литературы с реалистической доминантой.
Литература с модернистской доминантой.
Основные особенности модернистской прозы: критицизм и антитоталитарность, субъективизм в восприятии картины бытия, утраты цельности мира. Особенности стиля и поиски нового стиля. Основные течения внутри литературы с модернистской доминантой: антиутопическая проза, условно0метафорическая проза и «другая» проза.
Владимир Маканин. «Лаз».
Осмысление писателем мира. Повесть-антиутопия. Философское звучание произведения и его символизм. Традиционные образы русской литературы и их современная интерпретация.
Татьяна Толстая. «Кысь».
Роман-антиутопия. Предупреждение о деградации жизни на Земле и самого человека.
Проба пера. Рецензия на прочитанное произведение.
Условно-метафорическая проза.
Фазиль Искандер. «Кролики и удавы».
Философическая сказка. Стремление осмыслить мир с точки зрения вечности. Фольклорные корни произведения.
Людмила Петрушевская. «Свой круг».
Традиции русской классики и новаторство писательницы. Символизм названия; двухмерность мира героев, «футлярность» их сознания.
Татьяна Толстая. «Сомнамбула в тумане».
Оторванность героя от жизни, «свой свет» в их мироощущении. Традиции русской литературы и их ироническое переосмысление автором.
Творческий практикум. Стилистический анализ произведения.
С. Каледин. «Стройбат».
Модернистские черты в повести «Стройбат».
В. Пьецух. «Новая московская философия».
Сочетание реализма и неореализма в прозе В. Пьецуха.
Литература с постмодернистской доминантой.
Основные особенности: размытость границ, «смерть автора», кризис новизны и игра культурными, идеологическими и стилевыми пластами; смешение жанров.
Вен. Ерофеев. «Москва – Петушки».
Образец предельного выпадения из времени. Трагический характер поэмы. Особенность героя, прожигание жизни, преодоление замкнутости в людских отношениях. Понятие интертекстуальности, основные источники реминисценций и аллюзий в поэме.
Саша Соколов. «Школа для дураков».
Структура повествующего «я» в романе.
Расщепленность сознания героя, двойственность отраженной в его сознании реальности. Пространственно – временная организация романа. Лирическая стихия повествования.
Проба пера. Сочинение-рассуждение о времени и о себе.
Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление».
Биография как литературный факт. Взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С. Довлатова. Экзистенциальные аспекты проблематики рассказов.
Людмила Улицкая. «Перловый суп».
Объективное и субъективное («персональное») время в рассказе. Предметный фон повествования и его значимость в раскрытии психологического облика персонажей. Двойственность повествовательной перспективы рассказа, особенности художественного языка
Андрей Битов. «Пушкинский дом».
Роман-музей. «Пушкинский дом» как автометарефлексивный текст. Обнажение цитатной природы культуры: биография героя как вариации на тему классических сюжетов. Проблема внутренней свободы героя. «Подлинность» и «симулятивность» реальности в «Пушкинском доме».
Творческий практикум. Стилистический анализ текста.
Новые тенденции в современной поэзии
Андрей Вознесенский.
Сборник стихотворений «Казино». Стилистическое своеобразие лирики поэта последних лет. Традиции русского футуризма, «срывание всех и всяческих масок» («Желтый дом», «Казино «Россия»). Видеомы А. Вознесенского.
Лирика Юрия Кузнецова.
«Неоромантизм лирического героя – исключительность человека-одиночки; бескомпромиссность жизненной позиции, жестокость оппозиции. Возвращение к глубинам национального мифа. Метаморфоза как центральный закон поэтического мира Ю. Кузнецова.
Тимур Кибиров.
Поэтика полимпсеста в поэзии Т. Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. «Сентиментальность» и ирония.
Лев Лосев.
Структура лирического «я» в стихотворениях Л. Лосева. Поэтика стилизации и стилевая индивидуальность. Поэтическая традиция 19 века и ее преломление в творчестве Л. Лосева.
Творческий практикум. Анализ лирического стихотворения: восприятие, анализ, оценка.
Современная литература родного края
А. Иванов. «Сердце Пармы».
Роман – легенда об истории Перми 15 века в стиле фэнтези. Книга полна сверхъестественного, чудесного, мистического.
Итоговая конференция
«Перспективы развития русской литературы в ХХI веке».
Проба пера. Итоговая творческая работа за курс «Современная русская литература».
Формы организации занятий и контроля над знаниями учащихся
Основные формы организации учебных занятий – семинары и практикумы. Перед изучением каждого произведения учащимся предлагается система вопросов, направленных на корректировку рецепции и развитие литературоведческой наблюдательности.
По итогам изучения темы даются вопросы для повторения и задания для самостоятельной работы. Вопросы и задания дифференцированы по уровням сложности. От первых к последним урокам уровень сложности повышается (от вопросов репродуктивного характера к исследовательским заданиям).
Каждая тема заканчивается выполнением задания, связанного с развитием творческих способностей учащихся. Задания «Творческого практикума» и «Пробы пера» являются формами контроля над достижениями школьников. Формами контроля являются также и самостоятельно подготовленные учащимися доклады, сообщения.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Часы
1 Литературная ситуация конца 1980-1990-х гг. 1 час
2 Литература с реалистической доминантой. 1 час
3 Валентин Распутин. «Нежданно-негаданно». 1 час
4 Виктор Астафьев. «Людочка». 1 час
5 Г. Владимов. «Генерал и его армия». 1 час
6 Владимир Маканин. «Кавказский пленный». 1 час
7 Александр Солженицын. «На изломах», «Желябугские выселки». 1 час
8 Литература с модернистской доминантой. 1 час
9 Владимир Маканин. «Лаз». 1 час
10-11 Татьяна Толстая. «Кысь». 2 часа
12 Фазиль Искандер. Кролики и удавы». 1 час
13 Людмила Петрушевская. «Свой круг». 1 час
14-15 Татьяна Толстая. «Сомнамбула в тумане». 2 часа
16 С. Каледин. «Стройбат». 1 час
17 В. Пьецух. «Новая московская философия». 1 час
18 Литература с постмодернистской доминантой. 1 час
19-20 Вен. Ерофеев. «Москва – Петушки». 2 часа
21-22 Саша Соколов. «Школа для дураков». 2 часа
23-24 Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление». 2 часа
25 Людмила Улицкая. «Перловый суп». 1 час
26-27 Андрей Битов. «Пушкинский дом». 2 часа
Новые тенденции в современной поэзии
28 Андрей Вознесенский. 1 час
29 Лирика Юрия Кузнецова. 1 час
30 Тимур Кибиров. 1 час
31 Лев Лосев. 1 час
Современная литература родного края
32 А. Иванов. «Сердце Пармы». 1 час
Итоговая конференция
33-34 «Перспективы развития русской литературы в ХХI веке». 2 часа
Список используемой литературы для учащихся и учителя
•Агеносов В.В., Безносов Э.Л. и др. «Русская литература ХХ века». 11 класс. Методическое пособие. «Дрофа», 2002 г.
•Калюжная Л. «Русская проза второй половины ХХ века». «Большой стиль эпохи», М., «Дрофа», 2002 г.
•Кучина Т.Г. «Современный отечественный процесс». Ярославский ГПУ им. К.Д.Ушинского. 2005 г.
•Тексты художественных произведений.
•Холодяков И.В. «Другая» проза. Поиски, обретения, потери». «Литература в школе» №8, 2002 г.
•Чалмаев В.А. «Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров». «Литература в школе», №4, 2002 г.