Применение активных методов обучения в преподавании профессионального модуля Выполнение работ по профессии младшей медицинской сестры по уходу за больными

Применение активных методов обучения в преподавании
профессионального модуля
Выполнение работ по профессии младшей медицинской сестры по уходу за больными

Актуальность и обоснованность выбранной темы:
Среднее профессиональное образование в России имеет древнюю историю и глубокие традиции. С момента первых профессиональных школ оно призвано готовить специалистов для различных отраслей страны. Система СПО РФ сложилась в начале 90-х годов на базе советской профессиональной школы. За эти годы изменилась структура подготовки специалистов, появились специалисты повышенного уровня, открылось высшее сестринское образование, быстрыми шагами развивается международное сотрудничество в системе подготовки медицинских сестер.


Задачи:
Перед профессиональной школой стоит задача подготовить для общества высококвалифицированного специалиста, который обязан уметь хорошо работать. С этой целью предлагаются различные способы улучшить качество обучения студентов, оптимизировать процесс обучения. Оптимизация медицинского образования это приведение системы образования к такому уровню, который может обеспечить каждому студенту стабильные высокие результаты обучения и воспитания наиболее экономным путем с минимальными затратами времени и усилий студентов и преподавателей.

Рабочая гипотеза:
Главный смысл заключается в том, чтобы традиционному пассивному обучению противопоставить методы, значительно активизирующие мыслительную познавательную деятельность студентов в овладении ими профессиональными умениями. И чтобы эти методы обеспечили достижение поставленной цели.

Цели:
К методам активного обучения относятся те, при которых учащийся вынужден активно добывать, перерабатывать и реализовать учебную информацию, представленную в такой дидактической форме, что это обеспечивает объективно существенно лучшие, по сравнению с традиционными способами, результаты обучения практической деятельности.
Отсюда вытекает:
Цель активного обучения добиться существенно лучших результатов, чем при пассивном обучении;
Отсутствие жесткого ограничения: применять не только одни и те же методы обучения; что дает простор педагогическому творчеству;
Обозначено главное отличие способ получения, переработки и реализации учебных сведений. Активность обучения зависит от дидактической формы учебного материала;
Зафиксирована четкая нижняя граница практическая деятельность, т.е. умение применять полученные знания на практике;
Не обозначена верхняя граница обучения, что позволяет активными методами формировать и совершенствовать высший уровень обучения творчество.

В связи с переходом на Государственный образовательный стандарт третьего поколения, возникла необходимость пересмотра методики преподавания предметов, обеспечивающих данную специальность. В соответствии с новым Государственным образовательным стандартом третьего поколения, медицинская сестра должна обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способности:
организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы решения профессиональных задач;
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
организовываться в условиях смены технологии в профессиональной деятельности;
проводить профилактические мероприятия в пределах своей компетенции;
участвовать в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах;
оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях;
осуществлять организационную и исследовательскую сестринскую деятельность;
медицинская сестра должна уметь организовывать подбор и расстановку кадров среднего звена;
проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий;
организации и проведении лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех возрастных категорий в системе первичной медико-санитарной помощи, учреждениях специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи;
организовывать и оказывать сестринскую помощь, консультировать по вопросам укрепления здоровья пациента, его семьи, в том числе и детей; групп населения в учреждениях первичной медико-санитарной помощи;
организовывать и оказывать специализированную и высокотехнологичную сестринскую помощь пациентам всех возрастных категорий.

Компетенция медицинской сестры это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач в процессе сестринской деятельности.


Сестринское дело находилось на уровне вспомогательной и полностью зависимой от воли врача части медицины. Считалось, что медицинская сестра - это всего лишь помощник врача, беспрекословный исполнитель его назначений. У медицинской сестры не было возможности проявить свой потенциал, т. к. уровень её профессиональных знаний и характер подготовки не позволяли ей заметно влиять на ход болезни, активно участвовать в лечении пациента в пределах своей компетенции.
Специфика работы специалистов среднего звена требует в основном практической подготовки.
Изучение дисциплины «Основы сестринского дела» начинается на втором курсе. Студенты должны освоить 3 блока: «Сестринский процесс», «Манипуляционная техника», «Сестринский уход за пациентами». В учебном кабинете создаются зоны, условно соответствующие изучаемым темам: процедурный кабинет, приемный покой, палата. Это дает возможность максимально приблизить студента к атмосфере работы медсестры в больнице.
В своей практической деятельности, мы используем активные методы обучения студентов: групповой тренинг, деловая игра, решение ситуационных задач, электронная викторина.
Студентам второго курса хочется поскорее увидеть профессиональную деятельность в реальной обстановке. У них возникает естественное желание делать что-то своими руками, осуществлять помощь пациенту. Самым сложным в этот период является не только выполнение манипуляций на фантоме, но и преодоление страха, скованности, неуверенности. В связи с этим используется групповой тренинг.
«Групповой тренинг» служит для обучения манипуляционной технике на фантомах с применением алгоритмов манипуляции. Суть методики заключается в том, что студенты в процессе обучения имитируют профессиональную деятельность медицинской сестры, выполняя необходимые манипуляции на фантомах (муляжах). Занятия по этой методике проводятся в доклиническом кабинете. Для каждого студента оснащается свое рабочее место согласно теме практического занятия. Преподаватель демонстрирует манипуляцию на фантоме, затем группа студентов повторяет данную манипуляцию по алгоритму. Если один студент выполнил манипуляцию неточно, то студенты-эксперты исправляют ошибки. После этого преподаватель выделяет время для закрепления манипуляции в виде группового тренинга. Студенты, быстро изучившие манипуляцию, становятся экспертами для других. Таким образом, преподаватель обучает манипуляциям всех студентов.
«Решение ситуационных задач»- это элементы активного обучения, направленные на формирование клинического мышления. По основам сестринского дела ситуационная задача направлена на определение нарушенных потребностей пациента; на выявление психологических, физиологических и социальных проблем пациента. Использование ситуационных задач на практических занятиях помогает студенту выбрать приоритетную проблему, которая требует сестринского ухода. Решение таких задач помогает закрепить теоретические знания по теме занятия. Постепенно преподаватель переходит от простых ситуационных задач к сложным.
Среди форм и методов активного обучения весьма эффективными является «деловая игра», цель которой: выполнение определенной профессиональной деятельности. Например, сбор информации о пациенте или выявление нарушенных потребностей, проблем пациента.
Большое значение имеет разбор деловых игр и обсуждение допущенных ошибок.

В подготовке занятия применяются 7 признаков деловых игр:
Моделирование профессиональной деятельности руководящих работников и специалистов.
Наличие общих целей игровых коллективов.
Наличие ролей и назначение на них участников.
Различие интересов участников (конфликт) и учет условий неопределенности.
Принятие и реализация последовательности решений.
Наличие системы стимулирования.
Объективность оценки результатов.

Результаты обучения с применением деловых игр гораздо выше, чем при использовании традиционных методик преподавания. Метод поэтому и называется активным, что, применяя его, при наименьших затратах труда и времени можно хорошо обучить студентов необходимым умениям и навыкам.
На занятии по теме: «Сердечно-легочная реанимация», студенты проигрывают ситуацию по клинической смерти, методом искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. В данной ситуации студенты действуют в полном соответствии с реальностью: добиваются улучшения состояния пациента, либо предупреждают осложнения или гибель пациента. Студенты получают оценку «отлично», если у реанимационного фантома появляется сердцебиение и пульсация на сонной артерии.
Деловые игры погружают студентов в модель ситуации, близкой к будущей профессиональной деятельности, вырабатывают навыки реанимационных мероприятий в данной ситуации.
Для изучения медицинской терминологии, закрепления нового материала используется метод - «электронная викторина». На экране телевизора появляются вопросы или термины, студенты должны дать определение или ответ.
Сегодня выпускник должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные знания и умения избранной им области деятельности, но и иметь достаточное фундаментальное образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте новые знания в соответствии с Государственным образовательным стандартом третье го поколения.
Таким образом, творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать активные методы обучения, обеспечивающие наилучшее достижение поставленных целей: усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого мышления.

15