Методические рекомендации по сопровождению выпускников группы риска в период подготовки и сдачи экзаменов


Психолого-педагогическая стратегия поддержки выпускников
в период сдачи ГИА
Уважаемый учитель!
Наши выпускники подходят к первому испытанию на пороге взрослой жизни – Государственной итоговой аттестации.
Помощниками в его преодолении, помимо родителей, конечно же, является учитель, который в течение 11 лет вкладывал в каждого выпускника частичку своих знаний. Наша основная задача на сегодняшний день - смоделировать в учебном процессе ситуацию успеха, в которой бы каждый ребенок, с различными способностями и потенциалом, почувствовал бы себя способным преодолеть это испытание.
Возможности психологической поддержки учеников непосредственно во время экзамена, безусловно, невелики, но мы можем оказать помощь выпускнику в процессе подготовки к нему. В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений, который педагог может определить методом наблюдения во время уроков, мы выделили следующие группы риска:
Краткая психологическая характеристика. Основные трудности. Стратегии поддержки.
ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ
Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных».
низкий уровень произвольности
Неустойчивая работоспособность
Частые колебания темпа деятельности
Часто отвлекаются Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (песочные часы,; составление списка необходимых дел , линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.
АСТЕНИЧНЫЕ (ОСЛАБЛЕННЫЕ) ДЕТИ
Высокая утомляемость, истощаемость
Быстро снижается темп деятельности и увеличивается количество ошибок
Утомляемость чаще имеет неврологическую природу, поэтому возможности её коррекции крайне ограничены ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени
очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости Важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать. Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать.
ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ
быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму.
высокий темп деятельности
импульсивны и порой несдержанны.
быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно
не проверяют себя и не видят собственных ошибок
склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности.
Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания.. Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.
«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ
низкая подвижность, низкая лабильность психических функций.
с трудом переключаются с одного задания на другое.
медлительны
им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания.
если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше. необходимость быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы Навык переключения тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене.
ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ (С ВЕДУЩЕЙ ЛЕВОЙ РУКОЙ)
Ведущим является левое полушарие, но значительно повышена активность правого.
Богатое воображение
Развитое образное мышление
Прекрасно воспринимают метафоры, образы. Испытывают сложность мыслить логическими категориями
Трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.
Деятельность, связанная с тестированием, «левополушарна» по своей сути. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.
ДЕТИ-СИНТЕТИКИ (ФИЛОСОФЫ)
Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности.
мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.
испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки.
трудно составлять планы или конспекты,
при сдаче ЕГЭ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.
Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности — от общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?
ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ
Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную
часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное,
При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого.
обычно задают множество уточняющих вопросов
при выполнении индивидуального задания просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали»
часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Ситуация экзамена сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка
Можно поддержать словами: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».
НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ
Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение
склонны прибегать к помощи других людейне могут самостоятельно проверить качество своей работы:
хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения.
они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ!