Рабочая программа по биологии 7 класс ( к учебнику Константинова В.М., Бабенко В.Г.)


2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273 (гл.2 ст.11,12,13);
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования (приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. №1089);
-Учебного плана МКОУ «Веретенинская ООШ» на 2015-2016 учебный год;
- Положения о рабочей программе МКОУ «Веретенинская ООШ»;
- Годового календарного графика МКОУ «Веретенинская ООШ» на 2015-2016 учебный год;
-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

- Примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М.Константинова, В.С.Кучменко, И.Н.Пономарёвой //Биология в основной школе: Программы.-М.:Вентана-Граф, 2005.- 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 класса по биологии предусматривает обучение биологии в объёме 70 часов учебного времени в неделю .Авторской программе соответствует учебник: «Биология 7 класс» В.М.Константинов, рекомендовано Министерством образования и науки РФ ,М.: « Вентана- граф», 2013.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных и практических работ.
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности животных, условиями среды их обитания, а также с происхождением представителей различных таксономических единиц.
Школьный курс «Биология. Животные.» имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. продолжением
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
При изучении данного курса у учащихся складываются представления о целостности животного организма, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой. Учащиеся узнают, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.
Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведётся в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.
Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,
понимание ценности знаний о своеобразии царства животных в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;
сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;
дать представление о многообразии животных организмов и принципах классификации;
сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем.
.
3. Содержание тем учебного курса
Общие сведения о мире животных. ( 5ч.)
Зоология - наука о животных. Краткая история развития  зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных..Строение  тела  животных. ( 3ч)
Клетка. Ткани, органы и системы органов.
Подцарство Простейшие .( 4ч).
Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Значение простейших.
Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории- туфельки"
Подцарство Многоклеточные животные. (2ч).
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Разнообразие кишечнополостных.
Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (5ч)
Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. Класс Малощетинковые черви.
Лабораторная работа №2   "Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость",
Лабораторная работа №3  «Внутреннее строение дождевого червя».
Тип Моллюски (5ч).
Общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.
Лабораторная работа №3 "Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков."Тип Членистоногие. (6ч)
Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые: пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые - вредители культур растений и переносчики заболеваний человека.
Лабораторная работа №5 "Внешнее строение насекомого"

Тип Хордовые. (7ч)
Хордовые - примитивные формы. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Лабораторная работа №6 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб." Лабораторная работа №7 « Внутреннее строение рыбы.»Класс Земноводные, или Амфибии. (4ч)
Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов земноводных. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (5ч)
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение.
Класс Птицы. (8ч)
Общая характеристика класса . Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. разнообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Лабораторная работа №8 "Внешнее строение птицы. Строение перьев."Лабораторная работа №9 "Строение скелета птицы."Экскурсия №1 "Птицы леса ( парка )".
Класс Млекопитающие , или Звери. (9ч)
Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и разнообразие млекопитающих. Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные , хищные, ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные, приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Лабораторная работа № 10 "Строение скелета млекопитающих".
Развитие животного мира на Земле. (3 ч)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.
Повторение и обобщение. (4 ч)
Красная книга Курской области ( животный мир).
Экскурсия № 2 « Многообразие животных в природе.»4.Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения биологии в 7 классе ученик должен:
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных; растений, животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
уметь: объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека растения и животные;
выявлять приспособления организмов к среде обитания,
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации и находить: в тексте учебника – отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках – значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
5.Тематическое планирование.

п/п Перечень разделов, тем Количество часов Виды занятий
Теоретические Практические
1 Общие сведения о мире животных5 5 -
2 Строение тела животных3 3 -
3 Подцарство Простейшие4 4 л.р.-1
4 Подцарство Многоклеточные животные2 2 -
5 Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчвтые черви5 5 л.р.-2
6 Тип Моллюски5 5 л.р.-1
7 Тип Членистоногие6 6 л.р.-1
8 Тип Хордовые7 7 л.р.-2
9 Класс Земноводные, или амфибии4 4 -
10 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии5 5 -
11 Класс Птицы8 7 Э.-1
л.р.-2
12 Класс Млекопитающие, или Звери9 9 л.р.-1
13 Развитие животного мира на Земле3 3 -
Повторение и обобщение4 3 Э.-1
Итого: 70 68 2
\s
7. Календарно - тематическое планирование.
№ Наименова-
ние раздела программы, количество часов Тема урока Тип урока Практичес-
кая часть Дата
План Факт
1 Раздел 1. Общие сведения о мире животных (5 ч) Зоология – наука о животных. Вводный инструктаж по ТБ.
Вводный урок 2 Животные и окружающая среда.
Комбиниро-
ванный урок 3 Классификация животных и основные систематические группы.
Комбиниро-
ванный урок 4 Влияние человека на животных.
Комбиниро-
ванный урок 5 Краткая история развития зоологии.
Комбиниро-
ванный урок 6 Раздел 2.
Строение тела животных(3 ч. )Клетка.
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний 7 Ткани. Комбиниро-
ванный урок 8 Органы и системы органов.
Комбиниро-
ванный урок 9 Раздел 3. Подцарство Простейшие (4 ч) Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний 10 Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.
Комбиниро-
ванный урок 11 Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1
« Строение и передвижение инфузории –туфельки»
Комбиниро-
ванный урок Лаборатор-
ная работа
№ 1
« Строение и передвиже-
ние инфузории –туфельки»
12 Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Комбиниро-
ванный урок 13 Раздел 4. Подцарство Многоклеточ-
ные животные (2 ч) Тип Кишечнополостные.
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний 14 Морские кишечнополостные.
Комбиниро-
ванный урок 15 Раздел 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 ч) Тип Плоские черви.
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний 16 Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.
Комбиниро-
ванный урок 17 Тип Круглые черви. Класс Нематоды.
Комбиниро-
ванный урок 18 Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.
Комбиниро-
ванный урок 19 Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.
Лабораторная работа № 2
«Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость» Лабораторная работа № 3 «Внутреннее строение дождевого червя».
Комбиниро-
ванный урок Лаборатор-
ная работа № 2
«Внешнее строение дождевого червя; передвиже-
ние; раздражи
мость» Лаборатор-
ная работа № 3 «Внутрен-
нее строение дождевого червя».
20 Раздел 6.Тип Моллюски
( 5 ч ) Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний 21 Класс Брюхоногие моллюски.
Комбиниро-
ванный урок 22 Класс Двустворчатые моллюски.
Лабораторная. работа № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»
Комбиниро-
ванный урок Лаборатор-
ная работа № 4 «Внешнее строение раковин пресновод-
ных и морских моллюсков»
23 Класс Головоногие моллюски.
Комбиниро-
ванный урок 24 Зачет № 1. «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.
Тип Моллюски.» Урок контроля и оценки знаний 25 Раздел 7. Тип Членистоногие (6 ч) Общая характеристика типа Членистоногие.
Класс Ракообразные.
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний 26 Класс Паукообразные.
Комбиниро-
ванный урок 27 Класс Насекомые. Лабораторная работа № 5
«Внешнее строение насекомого» Комбиниро-
ванный урок Лаборатор-
ная работа № 5
«Внешнее строение насекомого» 28 Типы развития и разнообразие насекомых.
Комбиниро-
ванный урок 29 Общественные насекомые- пчёлы и муравьи . Полезные насекомые. Охрана насекомых.
Комбиниро-
ванный урок 30 Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Комбиниро-
ванный урок 31 Раздел 8. Тип Хордовые (7 ч) Хордовые. Примитивные формы.
Комбиниро-
ванный урок 32 Рыбы: общая характеристика и внешнее строение.
Лабораторная работа № 6
«Внешнее строение
и особенности передвижения рыб». Комбиниро-
ванный урок Лаборатор-
ная работа № 6
«Внешнее строение
и особенности передвиже-
ния рыб». 33 Внутреннее строение рыб.
Лабораторная работа № 7
«Внутреннее строение
рыбы » Комбиниро-
ванный урок Лаборатор-
ная работа № 7
«Внутреннее строение
рыбы ». 34 Особенности размножения рыб.
Комбиниро-
ванный урок 35 Основные систематические группы рыб.
Комбиниро-
ванный урок 36 Промысловые рыбы, их использование и охрана.
LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\Александр\\Рабочий стол\\биология 5-9кл.docx" OLE_LINK1 \a \r \* MERGEFORMAT
Комбиниро-
ванный урок 37 Зачет № 2 «Тип Членистоногие . Тип Хордовые». Урок контроля и оценки знаний 38 Раздел 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч) Среда обитания и строения тела земноводных
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний 39 Строение и деятельность внутренних органов земноводных.
Комбиниро-
ванный урок 40 Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.
Комбиниро-
ванный урок 41 Многообразие и значение земноводных.
Комбиниро-
ванный урок 42 Раздел 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч) Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.
Комбиниро-
ванный урок 43 Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.
Комбиниро-
ванный урок 44 Многообразие пресмыкающихся.
Комбиниро-
ванный урок 45 Значение пресмыкающихся. Происхождение пресмыкающихся.
Комбиниро-
ванный урок 46 Зачет № 3 « Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии».
Урок контроля и оценки знаний 47 Раздел 11. Класс Птицы (8 ч). Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 8
« Внешнее строение птицы. Строение перьев».
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний Лаборатор-
ная работа № 8
« Внешнее строение птицы. Строение перьев».
48 Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 9
« Строение скелета птицы».
Комбиниро-
ванный урок Лаборатор-
ная работа № 9
« Строение скелета птицы».
49 Внутреннее строение птиц.
Комбиниро-
ванный урок 50 Размножение и развитие птиц.
Комбиниро-
ванный урок 51 Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.
Комбиниро-
ванный урок 52 Многообразие птиц.
Комбиниро-
ванный урок 53 Значение и охрана птиц. Происхождение.
Комбиниро-
ванный урок 54 Экскурсия № 1.
« Птицы леса
( парка). Комбиниро-
ванный урок 55 Раздел 12. Класс Млекопита-
ющие , или Звери ( 9 ч). Внешнее строение млекопитающих. Среды жизни и места обитания. Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний 56 Внутреннее строение млекопитающих.
Лабораторная работа № 10
«Строение скелета млекопитающих».
Комбиниро-
ванный урок Лаборатор-
ная работа № 10
«Строение скелета млекопитаю-щих».
57 Размножение и развитие млекопитающих.
Годовой жизненный цикл.
Комбиниро-
ванный урок 58 Происхождение и многообразие млекопитающих.
Комбиниро-
ванный урок 59 Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные
Комбиниро-
ванный урок 60 Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.
Комбиниро-
ванный урок 61 Высшие, или Плацентарные, звери: приматы.
Комбиниро-
ванный урок 62 Экологические группы млекопитающих.
Комбиниро-
ванный урок 63 Значение млекопитающих для человека.
Комбиниро-
ванный урок 64 Раздел 13. Развитие животного мира на Земле Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина
Урок изучения нового материала и закрепления знаний 65 Основные этапы развития животного мира на Земле. Современный животный мир.
Комбиниро-
ванный урок 66 Зачет № 4
«Класс Млекопита-
ющие , или Звери. Развитие животного мира на Земле». Урок контроля и оценки знаний 67 Раздел 14.
Повторение и обобщение ( 4 ч). Красная Книга Курской области
( животный мир). Комбиниро-
ванный урок 68 Экскурсия № 2.
«Многообразие животных в природе».
Урок системаизации и обобщения знаний 69 Итоговая контрольная работа Урок контроля и оценки знаний 70 Анализ итоговой контрольной работы. Зоовикторина. Комбиниро-
ванный урок 8.Учебно-методическое обеспечение.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Биология. 7 класс (авт. Константинов В.М., Бабенко., В.Г., Кучменко В.С.) – М.: Вентана-Граф, 2013.
Методическое обеспечение для учителя:
1. Герасимов В.П, Позвоночные животные, изучение их в школе: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся. Пособие для учителей.-2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979.-144с.
2. Мамаев Б.М., Бордуков Е.А. Энтомология для учителя.-М.: Просвещение, 1985.-114с.
3. Открытые уроки по биологии. 7-9 классы / Авт-сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева.- Волгоград: Учитель, 2003.-65с.
4. Л.Г.Прилежаева. ГИА. Экспресс- диагностика. 7 класс; « Национальное образование» ; М:, 2014.- 127 с.
5. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: книга для учителя.-М.: Изд-во «Первое сентября», 2001.-224с
6. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 7 класс / Сост.Н.А.Артемьева.-М.: ВАКО, 2010.-111с
Дополнительная литература для учащихся:
Залыгин А.Г. Беседы о животноводстве: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение. 1986.-126с.
Молис С.А. книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 кл / Сост. С.А.Молис.-2-е изд., перераб- М.: Просвещение, 1986.-224с.
Я познаю мир: Дет.энцикл.: Животные/ Сост. П.Р.Ляхов; Под общ.ред О.Г.Хинн – М.: АСТ, 1994.-544с.
Л.Семаго « Золотая флейта», М:,» Молодая гвардия», 1990, 320 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»