Профессиональная компетентность педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования


Профессиональная компетентность педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования
Учитель истории
и обществознания
Уцмигова Л. Х.
 Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности.
Одним из направлений образовательной инициативы «Наша новая школа» является совершенствование учительского корпуса.
«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего».
Сегодня педагог должен быть готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей образования
А что такое «компетенция»? Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить несколько наиболее значимых.
- Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.
- Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
- Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.
- Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
-Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
- Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности
- Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
- Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
-Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:
-          компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,
-          компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,
-          компетентность в целеполагании учебной деятельности,
-          компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,
-          компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),
-          компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,
-          компетентность в разработке программ деятельности и поведения,
-          компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
-          компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,
-          компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),
-          компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Что должен уметь компетентный педагог?
-          Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
-          ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;-          видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
-          проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
-          чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
-          связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
-          закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
-          планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
-          ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
-          в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
-          привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;
-          привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
-          оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
-          оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
-          видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать, что:
-          нужно быть готовым к постоянным переменам;
-          строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
-          главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;
-          любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
-          по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;
-          передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
-          придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
-          следовать мелочным правилам и инструкциям.
Таким образом,. компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).В новой школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.
Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:
-          как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;
-          как повысить мотивацию обучающихся;
-          как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;
-          как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.п.
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике,
С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:
-          диагностирования, тестирование;
-          определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
-          Обучение на курсах повышения квалификации,  в том числе в дистанционном режиме и др.
-          Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.
-          Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
-          Участие в различных конкурсах.
-          Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
-          Обобщение и распространение опыта.
-          Аттестация.
-          Творческий отчет.
-          Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.
-          Самообразование.
-          Разработка системы стимулирования деятельности учителя.
3 этап. Анализ деятельности учителя.
-          Обобщение опыта.
-          Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.
-          Самоанализ деятельности.
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства  помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.