Материал к Всероссийской проверочной работе по русскому языку (4 класс).Работа с текстом.



Материал к Всероссийской проверочной работе по русскому языку
4 класс
Тема: Работа с текстом.
Текст №1
Конь Васька.
. Прочитай текст и выполни задания
(1) Конь Васька был большой умница.(2) Он понимал каждое моё слово. (3)И сам умел многое сказать. (4)Вот как заставлял он меня принести ему сахару.
(5)Выйду я на крыльцо, Васька подходит и тычет морду в ладони.
(6)Если сахара нет, берёт губами моё ухо и поворачивает лицо к дому: иди, мол, принеси.(7) Сахар брал по кусочку.
(8) С Васькой дружила наша охотничья собака Гейша. (9) на водопой - собака за ним.
(10)Лошадь и собака встречались утром на дворе.
(11)Васька наклонял голову и целовал Гейшу, а Гейша , став на задние лапы, лизала морду и уши Васьки.
(12)Но сучилась с Васькой беда.(13) Разгорячённого, его напоили холодной водой, и конь стал непригоден для верховой езды. (14)Его сдали в табун.
(15) полгода я поехала проститься со своим любимцем. (16)Пришли на луг где он пасся с другими лошадьми, стали в сторонке. (17) Видим, Васька повернул к нам голову, глубоко втянул ноздрями воздух, тихонько заржал.(18) Смотрю, он идёт прямо ко мне.
(19)Подошёл, положил голову на моё плечо. (20) Я обняла коня и
заплакала.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос. Примерные вопросы.
Каким был Васька?
Как конь заставлял принести сахару?
Что случилась с конём?
3.Как ты понимаешь значение слова «водопой» из 9-го предложения? Запиши своё объяснение.
Ответ. Водопой – это____
Текст №2
ВОТ ТАК ГУСЬ!
(1) Девушка бросала в озеро кусочки хлеба.(2_) Гусь подплывал к хлебу и быстро глотал его. (3)Утром он вышел на берег.(4) Девушка погладила птицу и направилась к палатке геологов.(5) Пошёл сильный дождь , и гусь остался с геологами. (6)Назвали его Гошей.
(7) Вскоре геологи стали собираться домой. (8)Сняли палатки,
попрощались с гусем за лапку и направились по тропинке к самолёту.
(9)Гоша вперевалку пошёл за маленьким отрядом. (10)Девушка взяла Гошу с собой. (11)Через день геологи были в Москве
.(12) Два дня гусь гулял по квартире.
(13)Затем девушка отвезла его в зоопарк. (14)Девушка долго прощалась со своим питомцем.
(16) Прошла зима, наступила весна.(17) Лёд на пруду растаял, и птиц пустили к воде. (18)Гоша быстро плавал.
(19)И однажды он услышал: «Гоша!» (20) Гусь повернул голову и бросился к берегу. (21) Девушка, целуя его голову, радостно приговаривала: «Гошенька, милый, хороший, узнал!»(22) Не раз потом приходила девушка в зоопарк.
( 156 слов)
(По В. Емельянову)
1.Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
2. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос
Примерные вопросы
1.Почему гусь остался с геологами?
2.Зачем девушка приходила в зоопарк?
3.Как ты понимаешь значение слова «геолог» из 4-го предложения?
4..Составьте план к тексту .
Примерный план.
1.Гусь в палатке геологов.
2.Гоша в Москве.
3.Гусь в зоопарке.4. Радостная встреча.
Текст №3
. Пернатый барометр . (1) Дождь прошел, и запели птицы. (2) И вдруг раздались мелодичные звуки. (3)Сколько в них было энергии, бодрости, задора! (4)Звонкий голос незнакомого певца заглушал голоса всего птичьего хора. (5) Я стал разыскивать птицу.(6) Разглядеть ее удалось только в бинокль. (7)Вот так открытие!(8) В развилке ветвей старой осины свила гнездо золотистая иволга! (9)Но однажды с осины раздался резкий, пронзительный крик.(10) Я схватил бинокль.!(11) В кричащей птице я узнал самку иволги.(12) Она-то и издавала резкий, скрипучий звук до тех пор, пока в небе не грянул гром и не полил дождь. (13)Через несколько дней эти резкие звуки повторилось.(14) И снова, как тогда, пошел дождь.
(15) С тех пор, пользуясь услугами пернатого барометра, я еще ни разу не ошибся.
1. Как ты понимаешь значение слова «бинокль» из 6-го предложения?
Ответьте на вопросы.
1.Где свила иволга своё гнездо?
2.Почему иволга сменила свой крик?
Составьте план текста.
.Примерный план .
Голос неизвестного певца.
Вот так открытие!
Пернатый барометр не ошибся.