Урок-исследование по литературе в 9-ом классе Художественные особенности рассказов Л.Улицкой «Капустное чудо» и «Бумажная победа» (УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ)

Урок-исследование по литературе в 9-ом классе
Художественные особенности
рассказов Л.Улицкой «Капустное чудо» и «Бумажная победа»
(УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ)
Цель:
познакомиться с биографией Л.Улицкой;
выявить и исследовать художественные особенности рассказов;
совершенствовать и развивать умение интерпретации художественного текста, деталей как средства художественного изображения.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известной современной писательницы Людмилы Улицкой. Родилась она в городе Давленканово (Башкирия) в 1943 году. Сейчас живет в Москве. По национальности – еврейка. По профессии – биолог.
Л.Улицкая активно печатается в центральных журналах. Её называют гранд-дамой в литературе, считают самой титулованной из российских писательниц. Она лауреат престижных французских и итальянских литературных премий Медичи и Джузеппе Ацерби, лауреат премии «Буккер». Её произведения переведены на 25 языков мира. Печататься она начала во Франции и только потом в России. Это было в конце 80-х годов. Сегодня Л.Улицкая – одна из читаемых отечественных писательниц.
Многие свои произведения она связывает с собственным жизненным опытом. В большинстве своём это то, что она пережила в детские годы в конце сороковых.
Рассказы «Капустное чудо» и «Бумажная победа» тому подтверждение.

-Вспомните и назовите определение рассказа как жанра художественной литературы, его признаки.
Рассказ – малая эпическая жанровая форма художественной литературы, небольшое по объему изображенных явлений жизни прозаическое произведение.
«Режим экономии»: не может быть длинных описаний.
Большую роль играют не детали-подробности, а детали-символы (особенно при описании пейзажа, портрета, интерьера).
В области психологизма: важно не столько отразить душевный процесс во всей его полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героя в данный момент.
В композиции рассказа очень важна концовка, которая носит либо характер сюжетной развязки, либо эмоционального финала, либо «открытого» финала (концовка, которая не разрешает конфликта, а лишь подчеркивает его неразрешимость).

«Капустное чудо» и «Бумажная победа» входят в цикл произведений Л.Улицкой под названием «Детство – 49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было 6 лет. Книга была написана ещё в 80-х годах прошлого века, но была опубликована только спустя 20 лет в 2003 году. Кроме названных рассказов в данный цикл входят ещё 4 рассказа: «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай».

Сегодня на уроке мы попытаемся выявить и исследовать художественные особенности рассказов «Капустное чудо» и «Бумажная победа» прежде всего через детали произведений, а также интерпретировать их.
- Какое событие (события) легло в основу рассказа «Капустное чудо»? «Бумажная победа»?
- Время действия?
- От какого лица ведется повествование в рассказах?
- Чьими глазами читатель видит мир?
- Есть ли в текстах описания портретов главных персонажей?
(отдельные портретные детали).
- Как вы думаете, почему для анализа предложены именно эти рассказы? Что общего между ними? (Затронута тема сиротливости души: дети ищут близких людей. В первом рассказе Ольга и Дуся , потеряв родителей, хотят быть в семье, во втором – Геня Пираплетчиков страдает от неприязни сверстников и пытается наладить с ними отношения. У мальчика нет друзей, и ему очень одиноко.)

- Найдите в текстах портретные детали. В чем их своеобразие? О чем они говорят?
«Капустное чудо»
«Бумажная победа»

1. Детали внутренней характеристики: умненькая Дуся; вострая (т.е. – какая? находчивая) Дуся.
2. Детали внешней характеристики: по-деревенски повязанные толстыми
платками; ботинки были дареные, из-
ношенные, тепла не держали; давно
продрогли; сгорбленные девочки;
побелевшими пальцами; Ольга – уг-
лы треугольного рта.
- На каком приеме построены детали внутренней и внешней характеристики? (контраст)
- Что подчеркивается контрастностью? (ощущение тревоги детей, их одиночество)
1. Неладно с ногами; странная прыгающая походка; заложен нос; губы сохли – часто облизывал; шерстяная лыжная шапочка с поддетым под неё платком и в зеленом длинном шарфе, обмотанном вокруг шеи.
2. Совершенно поглощен своим любимым занятием.
- Что это за занятие? (Деталь – «Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником». Почему?)

Так же применяется приём контраста (начало рассказа – после прихода гостей)


Главное не в описании портретов, а в передаче восприятия окружающего мира детьми, их душевного состояния.
- Что в этом помогает читателю? (Описание природы)
- Найдите в текстах пейзажные зарисовки и определите их смысловую нагрузку (зачитать в эпизодах)

«Капустное чудо»
«Бумажная победа»




(Детали-символы, помогающие раскрыть тему бесприютности человеческой жизни, её беззащитности, а также быстрого взросления детей).

Художественное своеобразие рассказов Л.Улицкой исследовала ученая Т.Колядич. По её мнению, особенности стиля Улицкой проявляются «в четком конструировании фразы, употреблении цепочки эпитетов, часто встречаются цветовые или составные эпитеты, разновидности наречий (обычно временные и слова состояния), смешении разных слоев лексики с целью проявления оценочного эффекта».

«Капустное чудо»

Цветовые
эпитеты
1.Беспросветно-темная очередь; сумрачно и тихо; куча бело-голубой капусты;; белизна снега; краснощекая продавщица; темнолицая женщина из очереди; побелевшие пальцы.
2.Бело-голубым сиянием; высоко вздыбившаяся (на ассоциативном уровне).

Составные
эпитеты
1.Позднее ноябрьское утро; темно-красные от сырости флаги; желтый зубастый японец (несущий зло); бурые промерзшие листья; слепленный в крупные хлопья снег.
2.Два светло-голубых изумленных глаза.

Наречия, в т.ч. временные
наречия
Таскать Ипатьевой было тяжело; ноги еле ходили – девочки «домашнюю работу делали легко и без принуждения».
Испуганно жались; исподлобья смотрели; терпеливо ждали; давно продрогли; иззябли вконец; горестно, по-взрослому, причитала; медленно побрели; резко повернула; высоко вздыбившаяся.

Слова
состояния
Ипатьева оставила их у себя, но без большой радости; первую неделю девочки молчали; меж собой не разговаривали; только шуршат, почесывая волосы (девочкам страшно и неуютно); словно почуяв, что их жизнь решилась – заговорили (сравнение); проворчала Дуся (как Ипатьева); озябшие ноги; платки промокли, но ещё грели; охватил ужас; закричала; ревела; причитала; Ольга, опустив вниз углы своего треугольного рта, вторила сестре; всхлипывала; изумленные глаза, точно такие же; Ипатьева – плакала, убивалась: соседка – утешала.



«Бумажная победа»

Цветовые
эпитеты
Грязная вода; голые деревья; и воздух и земля – разбухшие и переполненные; бурая шляпка с вечнозелеными и вечноголубыми цветами; холодные и взрослые глаза (Айтыр); побледневшее лицо; бритые головы мальчишек.

Составные
эпитеты
Черный зернистый снег; мертвая потертая лиса.

Наречия, в т.ч. временные
наречия
Фамилия писалась нелепо; неладно с ногами; ошеломленно вслушивался в поднебесный гул (почему?) – брызги грязи тяжело упали на лицо (прием контраста).
Мать: в разговоре хмуро, холодно; бабушка: тоскливо.
Геня: тоскливо оглядывал комнату; ехидно спросит; с ужасом ждал гостей.
Дети: чинно расселись; заворожено смотрели на руки; легко бегущие звуки; недоверчиво и почти восхищенно; бдительно, строго (приметы времени).
Геня: едва успевал, снова складывал, совершенно не злые.

Слова
состояния
Фамилия писалась нелепо – ощущал её как унижение; едва оправившись после весенне-зимних болезней; на солнце было тепло; старуха села на солнце, запрокинув лицо; комната – смущало пианино (почему?); ужасная маска Бетховена; старался не думать о том, кА сейчас в его дом ворвутся ..и непримиримые враги (антитеза – шумные, веселые и непримиримые).
- В самый тяжелый для Гени момент мы узнаём о его увлечении.
Хозяин праздника с потными ладонями устремил глаза в тарелку (в чем своеобразие данных деталей?).
Мама: бросила тревожный взгляд на бабушку; увидела его побледневшее лицо, догадалась и спасла.
Все: сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились.
Геня: быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки (чувство нужности).
- Последние абзацы зачитать (радость, счастье).


Несобственно-прямая речь.

«Капустное чудо»
«Бумажная победа»

..и Дуся прикидывала, куда же они её поставят: бочонка в хозяйстве не было.
Умненькая Дуся всё думала, что бы такое сказать Ипатьевой, чтобы она их не прибила или, хуже того, не прогналаУкрали? Или отняли? Или ещё чего? Сказать «потеряла» казалось ей совсем невозможным.
1.Описание комнаты: ..книжный шкаф, ноты на этажерке..
2.Генино сердце едва не остановилось
3.Ужасное напряжение, в котором
- Какое чувство герою впервые удалось испытать перед ребятами, когда его мама играла Бетховена?


- На каком приеме строятся названия произведений? (оксюморон)

Итак, мы выявили и исследовали художественные особенности рассказов; интерпретировали некоторые детали текстов.

- Для чего? Сделайте вывод.

В ходе исследования рассказов Л.Улицкой «Капустное чудо» и «Бумажная победа» затронута тема сиротливости детской души.
Внутренний мир героев показан автором через художественные средства: портретные детали, пейзажные зарисовки, эпитеты, несобственно-прямую речь.
Эти рассказы ещё раз заставляют читателя задуматься об ответственности взрослых за хрупкий мир маленького человека, о том, как важны простые человеческие чувства – любовь, сочувствие, сострадание в процессе формирования личности. Как самые обыкновенные поступки – например, приглашение детей в гости, способны навсегда что-то изменить в душе ребенка. Даже в самых тяжелых условиях у взрослых остается возможность открыть и оставить в себе доброту, понимание и мудрость.

15