Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе на тему «Опасность-какая она?» Образовательная область «Безопасность».


ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(для воспитателей детских садов и учителей начальных классов)
В настоящее время происходит рост числа случаев детского травматизма, заболеваемости детей, а также увеличения количества преступлений, направленных против детей. Поэтому обеспечение безопасности детей и профилактика детского травматизма сегодня стали безусловными приоритетами государственной политики в отношении детей и подростков. В нашей стране ведется работа по анализу и профилактике детского травматизма . Принимая ребёнка в коллектив детского сада, учреждение берет на себя ответственность в первую очередь за его безопасность. Обеспечение безопасности ребёнка в детском саду складывается из трёх основных составляющих:
Безопасный объект (детский сад)
+
Подготовленный персонал
+
Активная позиция ребёнка в заботе о собственной безопасности
___________________________
= БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА в детском саду
Существующие на сегодняшний день подходы к обеспечению безопасности детей в основном ориентированы только на два первых пункта: поддержание соответствующих условий инфраструктуры и совершенствование инструктажа персонала применительно к мерам обеспечения безопасности детей. При этом активная позиция самого ребёнка в заботе о собственной безопасности зачастую не принимается во внимание.
Для обеспечения комфортного пребывания ребенка в детском саду и формирования навыков безопасного поведения разработаны занятия. Я хочу предложить разработку занятия, где в основу взята программа «Путь твоей безопасности». ( Методический сборник подготовлен для педагогов, реализующих образова-тельный программный модуль «Путь твоей безопасности» может быть использован специалистами детских образовательных учреждений, организующих работу по профилактике травматизма, основам безопасности и формированию навыков безопасного поведения. Данная программы является авторской и разработана Московским координационным центром социальной поддержки молодежи.). Полностью данную программу применить в детских садах невозможно, но использовать некоторые ключевые моменты реально, применив их к определенному возрасту воспитанников.
Анализ итогов проведенных в детских учреждениях Российской Федерации за последние годы убедительно показывает рост числа случаев детского травматизма, заболеваемости детей, а также увеличения количества преступлений, направленных против детей. Поэтому обеспечение безопасности детей и профилактика детского травматизма сегодня стали безусловными приоритетами государственной политики в отношении детей и подростков.
Комплекс таких занятий можно назвать – ЗУП («ЗНАЙ, УМЕЙ, ПОБЕЖДАЙ»). Он может быть реализован в формате периодических обязательных занятий для всех участников детского коллектива. Суть –обучение жизнесберегающему поведению, формированию рационального поведения в любых ситуациях, умение быстро реагировать на обстоятельства и применять правильные алгоритмы собственных действий. Ориентирован он в первую очередь на игровые интерактивные методики освоения учебного материала и, что особенно следует отметить, не заменяет, а качественно дополняет существующие образовательные курсы и практику инструктажей по технике безопасности.
Для разработки занятий определены наиболее актуальные темы по безопасности. Логика выбора и подачи материала определяется в соответствии с возрастными и психологическими особенностями восприятия информации детьми и критическими данными статистики о детском травматизме и чрезвычайных ситуациях с участием детей.
Занятия все проводятся в виде игры. Нужные знания ребята «добывают», выполняя определённые задания, и закрепляют в специальных интерактивных соревновательных мероприятиях.
Занятия с дошкольниками способствуют развитию межличностных отношений, то есть задают систему ожиданий, установок, стереотипов, через которые ребята воспринимают и оценивают друг друга (каждый ребенок степень опасности одного и того же явления воспринимает по-своему).
В основе все мероприятия имеют увлекающую детей игру. Характерная особенность такой игровой модели является ее двуплановость. С одной стороны, играющий осуществляет реальную деятельность, которая требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач. С точки зрения психолога , очень важным достоинством этой программы является возможность психологического воздействия на ребенка посредством организации совместной групповой деятельности. Различные способы (методы) активного обучения позволяют создать благоприятную психологическую атмосферу в детских группах. Такое обучение развивает у ребят способность мыслить на языке проблем или ситуаций, которые могут возникнуть в их жизни, и решать их быстро, проконтролировав ситуацию, оценив возможные риски.
Содержание игрового сюжета разработано с учетом физического развития, запаса представлений и понятий, уровня развития мышления и речи воспитанника детского сада, что создает предпосылки для того, чтобы они с готовностью и интересом овладели новыми знаниями, умениями и навыками по формированию безопасной модели своего поведения как в детском саду, так и в дальнейшей жизни, по возвращению домой.
Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний: сначала формируется интерес к самому процессу учебных занятий (делать то, что им в жизни пригодится, хотя они не всегда это осознают), затем формируется интерес к результату своего труда (впервые самостоятельно попробовал правильно подобрать одежду для леса, попробовал сделать искусственное дыхание, одел противогаз и т.д.). После возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебных занятий и потребность приобретать новые знания.
Переживание детьми чувства удовлетворения от своих достижений: ребята этого возраста испытывают, например, чувство гордости, особый подъем сил, когда взрослый, поощряя их и стимулируя их желание работать лучше, говорит: «Вы работаете теперь не как маленькие дети, а как взрослые!». И ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции социального «Я» ребенка.
Приоритет в занятиях отдан интерактивным формам работы (обучения), где ребенок находится не в роли пассивного, скучающего наблюдателя, а является активным участником процесса обучения, в результате которого остаются личные впечатления и опыт безопасного поведения, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Интерактивное обучение (от англ. «interact» – взаимодействовать) — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие воспитателя и воспитанника.
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
•«мозговой штурм» (атака);
•мини-рассказ;
•работа в малых группах;
•различные виды игр (ролевые, моделирующие, деловые);
•игровые упражнения;
•решение ситуационных задач;
•инсценировка ситуаций;
•групповые дискуссии (с присваиванием или без социальных ролей);
•интервью;
•просмотр и обсуждение фильмов (видеосюжетов);
•обсуждение литературных, музыкальных и других художественных произведений;
•обратная связь.
Занятия предполагают приоритет интерактивных форм работы с группой, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.
Все знания, полученные в ходе занятия, рассматриваются с точки зрения их практического применения в дальнейшей жизни ребёнка.
Коротко суть и преимущество интерактивных методов обучения хорошо объясняются в одной китайской притче: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».
На занятиях и в игровых интерактивных мероприятиях задачей взрослого является организация и координация процесса, в котором ключевую роль выполняют сами дети.
Участники обращаются к своему социальному опыту, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Активная позиция ребёнка обеспечивает его эмоциональное включение в изучение материала, с одной стороны, и необходимость свободы на основе собственного опыта и в результате общения с другими – с другой.
Активная позиция ребёнка в процессе обучения способствует повышению точности восприятия и наблюдательности, улучшению работы памяти, более интенсивному развитию устойчивости внимания, умению его распределять, способности к анализу и самоанализу.
Практически на всех занятиях предусмотрена работа с аудио- и видеосюжетами, использование мультимедиа презентаций. Выполнение заданий по некоторым темам предполагает возможность выхода в Интернет.
Включение подобных современных информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения позволяет разнообразить формы работы с группой, делать подачу учебного материала более яркой и интересной для восприятия, что улучшает усвоение материала.
Методические рекомендации по проведению занятий включают следующие основные пункты:
•цели занятия;
•основные задач и ожидаемые результаты занятия;
•ключевые понятия;
•необходимое оборудование;
•краткий ход занятия.
Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе на тему
«Опасность-какая она?»
Образовательная область «Безопасность».
Цель занятия: мотивация интереса детей к посещению занятий , к приобретению личных навыков безопасного поведения, акцентирование внимания и личной эмоциональной реакции каждого участника занятия на ценности жизни и здоровья человека. Формирование осознанного желания контролировать окружающие риски и быть хозяином положения.
Ключевые понятия:
•Ценность жизни и здоровья.
•Опасные ситуации и риски.
•Сигналы об опасности.
•Причина – последствие.
Ожидаемые результаты занятия:
•актуализация темы безопасности;
•повышение личной оценки ценности собственной жизни и здоровья;
•осознанное, добровольное решение о посещении занятий, настрой на качественную работу, понимание личной значимости знаний и навыков, которые предстоит получить.
ХОД ЗАНЯТИЯ
-Сегодня важный день. Вся наша жизнь состоит из ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Нужно только уметь их замечать и использовать. Сегодня мы хотим познакомить вас с ВОЗМОЖНОСТЬЮ БЫТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ ОПАСНОСТИ.
-А как же ее побеждать, если она нападает внезапно? И приходит в гости, когда ее никто не ждет и не зовет?
-Давай с ребятами вместе нарисуем сейчас ее портрет и развесим везде, чтобы ее везде узнавали!
(рисуем на доске).
Возможные вопросы:
Она хоть красивая? (Бывает, когда она прячется в несъедобной ягодке), но часто и страшная (на рисунке уже лицо-схема из двух половинок улыбка и с зубами). Она незаметная. Она внезапная. Может быть, очень горячая. Электрическая. Тяжелая.
– А где подстерегает Опасность? (На высоте. На глубине. Там, где электричество. Там, где незнакомое место). (Можно показать фрагмент мультика «Смешарики» Безопасность на дороге». Можно показать фрагмент из мультика «Чебурашка и Крокодил Гена»-фрагмент с электрощитовой. (ситуацию разбирают).
– А кто ее помощники? (Невнимательность. Беспечность. Хвастовство. Незнание).– Посмотрите, ребята, какая у нас картина получилась.

- Теперь мы знаем эту особу, как она выглядит и где она может прятаться. И теперь на всех наших занятиях мы будем учиться побеждать опасности. Сегодняшнее занятие наше закончено, а дома вы нарисуете сами «Опасность» и принесете свои рисунки и мы и мы их развесим в группе, чтобы все видели ее.
В блок ЗУП можно ввести такие занятия:
- Один дома
- Безопасность движения
- Безопасность на воде
- Как приручить жар-птицу
- Повелители стихий
- Живая природа
- Я и чужие- Цифровая крепость
- Путевые заметки и др.
Каждое занятие должно проходить не более 20 минут. Поэтому, перечисленные выше занятия, разбиваются на более мелкие . За каждое занятие воспитаннику желательно давать наклейку – по окончании проведения блока занятий, ребенок соберет какую-то картину. Это придаст интригу и заинтересует каждого участника проводимого блока.
Например:
Можно в ходе первого занятия рассказать ребятам про Остров Безопасности.

Чтобы туда попасть, нужно многому научиться. Наши занятия помогут получить необходимые знания и попасть на остров . В заключение хочется сказать, что ребята ходят на такие занятия с большим интересом, выполняют все задания.
А к конце модуля я давала каждому участнику «Диплом Академика ЗУП» (можно сделать «Сертификат», можно медаль с фотографией ).