Разработка КТД на тему Волшебное солнышко по устному народному творчеству (4 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Мулино Нагорского района Кировской области













КТД
(Устное народное творчество)

«Волшебное солнышко»







Работу подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ ООШ с. Мулино
Кочкина Светлана Геннадьевна




с. Мулино
2012 год

Пояснительная записка
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте особое внимание отведено внеурочной деятельности школьников. Внеурочные занятия должны углублять базовое содержание образования. Воспитание в чистом виде не существует, оно не может быть сведено к одному виду деятельности: учебной или внеурочной, оно пронизывает весь образовательный процесс и происходит только при взаимодействии детей и взрослых, детей друг с другом. В результате такого взаимодействия происходит присвоение нравственных ценностей.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных норм и правил. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности. Задачей воспитательной работы с младшими школьниками является повышение образовательного и культурного уровня детей, развитие самостоятельности, творческой активности, способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений; формирование ценностного отношения к окружающей среде, здоровью, природе; приобретение полезных умений и навыков. Перед начальной школой в соответствии с требованиями ФГОС стоит задача формирования универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Все эти действия успешно формируются через
различные формы воспитательной работы, которые направлены на раскрытие творческих способностей, стимулирование инициативности, помогали раскрытию талантов и способностей детей.
Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.
Данное КТД проводится для учащихся начальной школы. Перед занятием за несколько дней классы делятся на группы, идет распределение ролей и обязанностей. Каждая группа ищет и отбирает материал, проводит репетиции.
1 группа – разыгрывание по ролям пестушек;
2 группа – проговаривание скороговорок с играми для рук;
3 группа – выразительное чтение небылиц;
4 группа – подготовить частушки;
5 группа – инсценирование сказки;
6 группа – подготовить колыбельные песни.
КТД «Волшебное солнышко» сопровождается показом презентации.

Цели: обобщение и расширение знаний школьников по устному народному творчеству.

Задачи:
1. Повторить старые и выучить новые скороговорки, потешки, заклички, небылицы, частушки, сказки, колыбельные песни, загадки.
2. Формировать коммуникативную компетентность.
3. Расширять кругозор.
4. Развивать творческие способности.
5. Воспитывать чувство любви к Родине.

Оборудование:
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Презентация «Волшебное солнышко»






















Ход мероприятия:

1). Организационный момент:
Учитель: (слайд 1)

- Рада всех вас повстречать,
Будем КТД мы начинать.
2)Основная часть КТД:
(слайд 2-9)
- Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.

Сегодня наше КТД посвящается русскому устному народному творчеству.
- Что такое устное народное творчество? (Народная мудрость).
- Почему называется устное? (Устное – «передача из уст в уста», т.е. без записи текста) - Почему народное? (Народное – принадлежит народу).
- Почему творчество? (Творчество – от слова «творить».)
Произведения устного народного творчества – живая память, которая передаётся от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отражаются жизнь и обычаи народа. Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений. Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?
- Все эти произведения называются фольклором.
- Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?
- Кто является их автором?
Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?
- Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. С искусством народа мы знакомимся с первой услышанной в детстве песни, сказки, потешки. Первые колыбельные песенки пели вам ваши мамы, когда вы были совсем маленькими. Сегодня мы с вами вспомним жанры устного народного творчества, с которыми знакомились на уроке, слышали от мам, бабушек. А поможет нам в этом Волшебное Солнышко. (слайд 10)
- Посмотрите, чего нет у солнышка? (лучиков)
- Правильно. По ходу занятия, наше солнышко будет всё краше и краше, благодаря вам!
Учитель: - (слайд 11)
- Собирайся народ!
Становись в хоровод!
Без толчеи, без спешки.
Вас сегодня ожидают
Русские потешки.

- А приготовила нам потешки первая группа .

Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки. Например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?
Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).
Представьте такую ситуацию – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас в руках.

У лисы боли,
У медведя боли,
А Петенькины боли
Уходите за горы.
Еще интересная ситуация – ваш ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать. Вам в помощь текст.

Не ходи за селом,
Там Яга с помелом.
Не ходи вопотьмах –
Ходит страх во кустах

Самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах).


Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.

- Подумайте, какие жесты можно добавить.
Во всех этих ситуациях что же нам помогло?
От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.


- Ладушки, ладушки!
-Где были?
-У бабушки.
-Что вы ели?
-Кашку.
-Пили?
-Простоквашку.
-Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
(Дети вскидывают ручки, делают взмахивания и прикладывают ладошки к головке).

Учитель: - А вот следующий жанр УНТ – это заклички (слайд 12)
Истоки русского фольклора берут свое начало в глубине веков. Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к солнцу, земле, ветру, воде, т.е. они произносили заклички.
Давайте и мы произнесем закличку, обращенную к солнышку, чтобы весна поскорее наступила и прогнала зиму.
Эти заклички произносились на улице, но мы на улицу выходить не будем, а только представим, что находимся на улице. Когда произносится закличка, нужно обязательно стоять на земле и руки протягивать к солнышку. А где у нас солнышко? В окошке. Произносить нужно с интонацией просьбы, ведь мы просим. Давайте произнесем эту закличку.

(слайд 13)

-Солнышко колоколнышко,
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут
По камушкам скачут.


* * * * *
- А теперь к дождю (слайд 14)
Дождик, дождик пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.

- Закличка наполняла детское сердце той же, что и у взрослых, надеждой на обильный урожай, достаток и богатство.


- Небылицы в лицах
Сидят в теремах – светлицах.
Щёлкают орешки
Да говорят насмешки.

Учитель: И следующий жанр УНТ – небылицы. А приготовила их вторая группа (слайд 15)
( выступление)
Г. Сапгир
(из мультфильма "Небылицы в лицах")
- Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
- Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.
- Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!
- Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"
- Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!
- Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.
- Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!


- Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.
- Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!
Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.
- Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!
- Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.
-Да ведь это налим!
- Hет, не налим.
- Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.

Учитель: - А вот следующий жанр вам всем известен и всегда поднимает настроение. Это частушки! (слайд 10)
Ребята из 3 группы приготовили частушки
(выступление 3 группы)
Учитель: А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ. (слайд17)
Выходит 4 группа.
Скороговорки – от слова «скоро» «говорить», чётко и быстро.
Интересно, а кто кого переговорить сумеет?

А теперь давайте проговорим скороговорку вместе, но не просто, а с движениями рук. (слайд 18)
Король – орел, орел – король.

Учитель: - Молодцы! Самый любимый жанр фольклора, конечно же, сказки! (слайд 19)
Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости... Сказка - это чудо!
Игра “Поиграем в сказку, угадаем сказку!”
- Узнали сказки на экране? (слайд 20- 23)
- А сейчас одну из сказок нам проинсценирует 5группа группа.
(выступление ребят)
сказка учит:
мир делится на хороших и плохих людей, зверей Но добрых всегда больше и их любит удача;
не бояться трудностей, верить в себя, быть смелым и помогать другим.
не имей сто рублей, а имей сто друзей;
защищать свою Родину;
добро побеждает зло;
Сказка "Репка".



любить своих родителей.



Действующие лица
Слова

Репка
А вот и я.

Дед
Так- так, так, так.

Бабка
Проказник.

Внучка
А что это я здесь делаю?

Жучка
Лай-лай-лай.

Кошка
Ну, полай на меня, ну, полай!

Мышка
От винта!



Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Пришло время репку тянуть. Стал, дед тянуть репку сам. Тянет - потянет, а вытянуть не может!» Позвал дед бабку. Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут - потянут, а вытянуть не могут. Позвала Жучка кишку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут - потянут, а вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут - потянут и вытянули репку.



Учитель: - Ребята, поднимите руки, кому из вас в детстве мамы или бабушки пели колыбельные песенки. Ведь это тоже один из жанров УНТ. (Слайд 24)
И сегодня нам приготовила колыбельные песенки 6 группа.
(выступление ребят)
Задание: Прочитайте песенку разными способами.
* Прочитайте медленно.
*Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
*Прочитайте скороговоркой.
*Прочитайте выразительно.

- Баю, кукла, баю-бай.
Завтра в школу маме.
Ты сегодня не играй,
Спи, не будь упрямой.
Спи, хорошая усни-
Сон придет веселый,
Куклы – малые они
И не ходят в школу.

-Исполните русскую народную песню, которую знаете.
Пришли к выводу, что песни сопровождают всю жизнь людей: детям поют колыбельные, поют для поздравления с праздником, песни облегчают тяжелый труд.
Учитель: - А следующий жанр нам тоже поднимает настроение и называется он Загадки. (Слайд 25 - 30) Загадка учит думать и анализировать, понимать красоту русского языка.
( на слайдах)
(отгадывают все вместе.)

3) Заключительная часть:
Учитель: - Посмотрите на наше солнышко. (слайд 31)
Какое оно стало? (ответы детей)
О каких жанрах устного народного творчества мы говорили?
Чему учат произведения устного народного творчества?
Мы должны любить, ценить, бережно и уважительно относиться к такому богатому наследию творчества русского народа! Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут.
Рефлексия (слайд 32)
- Поднимите руки, у кого на нашем занятии поднялось настроение!
- А теперь выберите и продолжите любое предложение:
*На занятии я узнал(а)
*На этом занятии я похвалил(а) бы себя
*После занятия мне захотелось
*Сегодня я сумел(а)
Занятие подошло к концу. (слайды 33-36)






























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515