Консультация для родителей Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Фонематический слух  это способность к распознованию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются признаки фонем. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой, чтением и письмом в школе без специальных занятий. У детей следует различать биологический «элементарный» слух, как способность слышать вообще (он имеется и у животных) и фонематический слух, как способность различать фонемы, понимать смысл речи (он имеется только у человека). Фонематический слух формируется на основе физического, он появляется к одному году, одновременно с первыми словами и формируется к пяти годам. С развитием фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, фонематический анализ. 1 этап: развитие неречевого слуха На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания.
«Послушай, запомни и определи,что звучит».
Перед ребенком несколько звучащих игрушек(погремушка, колокольчик,бубен и т.д). Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенку нужно только на слух определить,что звучит(без зрительной опоры).
«Внимательные ушки».
Перед ребенком 4-5 предметов:деревянная ложка, металлическая коробка,пластмассовая игрушка, стеклянная вазочка и т.д. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре, позже добавляются еще два предмета. Затем только на слух! Определить, что звучит.
«Определи, что в баночке».
В одинаковые металлические баночки помещаются сыпучие продукты: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Нужно запомнить звучание каждого продукта в металлической баночке при ее встряхивании – нужно отгадать, что в баночке?
4. «Внимательные глазки, внимательные ушки».
Ребенок рассматривает хорошо знакомые ему предметы: ножницы, карандаш,чашка с водой, бумага, пустая чашка. Взрослый объясняет, что только по слуху ему предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях возможно полнее. Предметы закрываются ширмой. За ширмой взрослый переливает воду из одной чашки в другую, водит карандашом по бумаге, рвет ее, мнет, режет ножницами бумагу, стучит ножницами о чашку, карандашом. После каждого действия ребенок рассказывает, что он слышал. При трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. 2 этап: развитие речевого слуха На этом этапе развиваем способность различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса; способность различать слова, близкие по звуковому составу; а также умение дифференцировать слоги и фонемы. Игры и задания, направленные на различение высоты, силы и тембра голоса: «Кто как кричит?», «В лесу» ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко; «Три медведя» определить, кому принадлежат реплики из сказки. "Бычок смоляной бочок", "У страха глаза велики" и др. «Угадай, что нужно делать». Дети сидят полукругом. У каждого в руках флажок. Если воспитатель сильно ударит в бубен, дети поднимают вверх флажки и машут ими. Если ударяет тихо, руки лежат на коленях. «Тихо-громко». Договариваетесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы будете произносить слова громко и когда тихо. Есть похожий ариант игры – «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко. «Узнай по голосу, кто тебя позвал?» Игры на различение слов, близких по звуковому составу: "Правильно ли я назову предмет": взрослый дает ребенку два кружка красный и зеленый и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания: На картинке изображен БАНАН. Говорим: баман, паман, банан, банам, ваван, даван, банан, баван. Или КЛЕТКА – къетка, тлетка, кветка, клетка, къетка и т.п. Упражнение на повторение за взрослым пары слов. Ребенок должен определить, похожи ли они по звучанию: пень-день, топот-кубик, майка-байка, фантик-бантик, лифт-банан и т.д. Учим детей подбирать рифмы. Рифмы помогают ребенку улавливать подобность звукового состава разных слов. Игра «Третий лишний»: из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных. Мак-бак-банан, Сом-индюк-ком, Лимон-вагон-кот, Так-рак-веник Игра "Отгадай загадки", где ответ будет в рифму: Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее (подушка). Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха гуляет (черепаха). Можно в рифмы играть и вот так: взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребенок, добиваясь рифмы в стихе, должен закончить вторую строку одним из трех предложенных слов: Шепчет ночью мне на ушко сказки разные(перина, подушка, рубашка) Ой, ребята, верь, не верь от меня сбежала (кошка, дверь, стенка) Взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом: Отругала мама зайку Не надел под свитер ГАЙКУ. (МАЙКУ) Пес Барбос совсем не глуп, Но не хочет рыбный ДУБ (суп) Можно самим придумывать рифмы, рифмовать слова: Маша-Даша, Маринка-картинка и т.д. При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, используем прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками: упражнение "Цепочка" (Такие упражнения развивают слуховое внимание, память). Повтори: ма-мо-му; ста-сты-сту, да-дя-да и т.д. «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». (Я буду называть глас звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «А». АУ-О-И) Игра "Сколько звуков?". Дети должны определить количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок может отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал. 3 этап: развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза. На этом этапе учим выделять первый и последний звук в слове; определять место, количество, последовательность звуков в слове; определять количество слогов в словах разной сложности; развиваем умение различать звуки по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой–звонкий, твёрдый–мягкий). Игры: "Определи первый звук", "Найди место звука в слове", "Цепочка слов" (угадать какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например, сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот), "Как их зовут?", по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.  «Мяч передавай слово называй». (Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч другому. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше). «Звуковая цепочка»: например: весна автобус слон нос сова Для закрепления умения делить слова на слоги играем в игру «Футбол»: Представьте, что мы пришли на стадион. Ребенокболельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова: no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско–рей, спе-ши, у-ра. «Папа зовет детей» папа произносит имена детей по частям – слогам «И-ра, Во-ва, На-та-ша». «Дятел-телеграфист» передать по телеграфу слова – названия картинок, отстукивая количество слогов. Игра “Найди пару” (дети учатся подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.). Применение данной системы работы повышает активность ребенка, повышает уровень готовности к школьному обучению, предупреждает дисграфию и дислексию у дошкольников. В процессе этой работы происходит развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).