развитие фонематического слуха у детей


Развитие фонематического слуха

Хорошо развитый фонематический слух важен при обучении письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не различает фонем родного языка. Необходимо решать проблему, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Если ребёнок правильно воспринимает фонемы на слух, ему легче ориентироваться в написании букв, обозначающих эти звуки. Тогда как, наоборот, неверное восприятие фонем приводит к дополнительным ошибкам на письме. Цель упражнений на развитие фонематического слуха — научить ребёнка слушать и слышать. Для развития фонематического слуха используйте следующие упражнения и игры.
1 . Прочитайте ребёнку хорошо знакомое ему стихотворение. Можно взять следующие известные стихи:
«Уронили мишку на пол, Оторвали Мишке
лапу. Всё равно его не брошу, Потому что
он (хороший)».
^
«Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик, Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке (мяч)».
При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребёнку самому сказать .недостающие слова.
«Маленький учитель». Скажите ребёнку, что его любимая игрушка хочет научитьсяправильно говорить. Попросите ребёнка «объяснить» игрушке, как называется тот илииной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и чётко произносил слова.
Игра со звуковыми символами.
Нужно изобразить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10x10 см. Символы рисуются красным цветом, так как сначала ребёнка знакомят с гласными звуками (звук [А] — большой полый круг; звук [У] — маленький полый круг; звук [0] — полый овал; звук [И] — узкий красный прямоугольник). Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: [А], [У], [О], [И]. Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.
Покажите ребёнку символ и назовите звук, чётко артикулируя: ребёнок должен хорошо видеть ваши губы. Затем соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кри-чит «и-и-и»).
Произнесите вместе с ребёнком звук перед зеркалом и обратите внимание ребёнка на движение губ (когда мы произносим звук [А] — рот широко открыт; когда произносим [О] — губы выглядят как овал; при произношении [У] — губы сложены трубочкой; при произношении [И] — губы вытянуты в улыбку).
После того как ребёнок усвоит эти звуки, можно переходить к следующим заданиям.
«Поймай звук». Произнесите гласные звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
«Внимательный малыш». Назовите звук, а ребёнок должен показать соответствующий символ.. •
«Дирижёр». Прорисуйте рукой ребёнка в воздухе заданную букву. Затем пустьон попробует сделать это самостоятельно.
«Архитектор». Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребёнок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.
&. «Хорист». Пропевайте заданный звук вместе с ребёнком с разными интонациями.
9.«Сломанный телевизор». Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребёнку, что у телевизора сломался звук, ипоэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулируетгласные звуки в окошке телевизора). Ребёнок должен угадать, какой звук произносится.Затем можно поменяться ролями.
10.«Звуковые песенки». Предложите ребёнку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребёнок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мыудивляемся). Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропеваяеё, затем — второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку изЖуковых символов и прочитывает составленную схему.
1 1 . «Кто первый». Покажите ребёнку картинку с предметом, который начинается : гласного [А], [У], [О] или [И]. Ребёнок должен чётко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребёнок должен выбрать соответствующий символ.