Урок по изобразительному искусству на тему Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Дымковская игрушка


«Урок по изобразительному искусству для 5 класса «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Дымковская игрушка»(2–й урок)
Тип урока: Систематизации и обобщения знаний и умений
Вид урока: Урок-практика
Цель урока: систематизировать знания о традиционном промысле, его истории, традициях и технологии.
Задачи: -Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком при росписи объемной формы(модели).
-Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.
-Закрепить знания геометрического орнамента на народной дымковской игрушке.
Планируемые результаты:
Предметные: -Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объемных работах.
-Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи.
Метапредметные: - Представление о народном промысле – глиняная Дымковская(Вятская) игрушка(Кировская область).
-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.
-Умение моделировать(макетировать) объемные формы тел вращения.
Личностные: - воспитание уважения, и интерес к творчеству своего народа, чувство отзывчивости на прекрасное.
- развивать интерес своими руками создавать красоту.
Оборудование:
Для учителя: Оригинальные образцы дымковской (и иной народной) игрушки, выполненные руками мастера промысла, модели (макеты) дымковских игрушек – работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров, цветные иллюстрации с изображением дымковских ( и иных-в сравнении) игрушек, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской росписи.
Для ученика:Рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, опорные таблицы с элементами узоров дымковской росписи, раздаточный материал – карты-вставки «дорисуй юбку» с дополнительными карточками, глиняные игрушки или бумажные модели игрушки на каждого ребенка, печатки-тычки различной формы и размера, краски гуашевые, кисти, палитра, стаканчики-непроливайки, салфетки.
Литературный ряд: Сборник «Народные художественные промыслы России», стихи о дымковской игрушке, сказка о Дымке, Кроссворд «Народные промыслы»- дополнительно для детей, закончивших раньше других практическую работу.
Музыкальный ряд: Вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
- песня «Чем знаменито Дымково» (слова В.Фафанова);
- мелодии как сопровождение слов и действий учителя и, как фон во время самостоятельной работы учащихся.
Видеоряд: Мультимедийная презентация
Ход урока:
Этапы урока Развитие УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап. Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей)
Коммуникативные (взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме)
Познавательные (анализ, обобщение, поиск и выделение необходимой информации)Личностные (развитие эстетических чувств, смыслообразование) Встали рано, прозвенел звонок.
Прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
- Ребята, давайте возьмём друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.
- Проверьте готовность рабочих мест, на партах должны быть глиняные игрушки или бумажные модели игрушки,печатки-тычки различной формы и размера, краски гуашевые, кисти, палитра, стаканчики-непроливайки, салфетки.
– Ребята! Посмотрите, кто кнам пришёл? (демонстрируется крупно на экран изображение «Дымковской барыни»)
*Как ласково и нежно называют эту игрушку ? (Дымка)
*Почему эти игрушки называют Дымковские?(По месту их рождения - они из слободы Дымково)
*Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?
Из всего выше сказанного давайте сформулируем цель урока.
Молодцы! А теперь внимание на доску.
Дети проверяют свою готовность к уроку
Отвечают на вопросы учителя
Формулируют цель
Постановка цели и задач урока. Познавательные
(Обобщают знания о традиционных видах росписи, материалах и технологиях Дымковского народного промысла)
Коммуникативные
(Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец)
Регулятивные
(Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок)
Личностные
(осознание ценности народного промысла для культуры нашей страны) Просмотр мультимедийной презентации.
*Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка – белоснежная.Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
*Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
(Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии)
*Какие цвета брали для росписи игрушек?
(Желтый, синий, красный,зеленый, белый (фон), черный).
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
* Как в узорах расположены элементы относительно друг друга:
(в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.)
*Обратите внимание на точки:
(Между кольцами;
на кольцах;
по краю колец.)
*Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
Просматривают презентацию, отвечают на вопросы
Актуализация знаний. Познавательные
(Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости)
Регулятивные
(Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективыи исправлять ошибки) -Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе?
Дети выполняют упражнение «Дорисуй юбку».
Обобщение и систематизация знаний Познавательные
(Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции)
Коммуникативные
(Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме)
Регулятивные
(Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи) А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья пара первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре. Дети выполняют задания игры.
Применение знаний и умений на практике Познавательные
(Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора)
Регулятивные
(Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона – оригинального образца Дымковской игрушки) -Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят дымковские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
Какие?
Какие элементы росписи будете использовать?
– Хорошо. Приступайте к работе.
(во время самостоятельной работы детей звучит музыка).
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;
Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи:
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки всякие на все манеры:
Вот и барышни и кавалеры.
У барынь алые щёки и губки,
Нарядные платья и тёплые шубки.
Красна девица в венце
У неё румянец на лице
Собой хороша,
Стоит не дыша!
Посмотрите, что за конь
Ручкой только его тронь
Он с тобою вместе
Ускачет вёрст за двести.
И с хвостом и с гривой
Вот какой красивый!
А вот стоит козёл
На стройных ногах
Вся краса у козла в рогах!
Он качает головой
Посмотрите я какой!
Яша-дружок
Дует в рожок,
Сидит на спинке
У красивой свинке!
Индя-индя-индючок!
Ты похож на сундучок,
Сундучок то не простой,
Красный, жёлтый, голубой!
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
Выполняют практическую работу - роспись глиняных фигурок по мотивам дымковских игрушек
Рефлексия Познавательные
(Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и своих группах)
Коммуникативные
(Взаимодействуют друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают оценки)
Регулятивные
(Осуществляют самооценку и взаимооценку, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий). Выставка работ учащихся.
- Ребята, продолжите предложения:
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
Я смог…
Я выполнял задания…
У меня получилось…
Урок дал мне для жизни … Оценивают свои работы и работы товарищей, высказывают своё отношение к проделанной работе.