Рабочая программа внеурочной деятельности по программе курса Тропинка к своему Я . Духовно–нравственные ценности моей малой родины в 6в


«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель Руководитель МБОУ
_______/Удалова Е.Ю../ руководителя по УВР СОШ № 20 г. Пензы
Протокол №_____ от МБОУ СОШ № 20 ________/Лысова О.А../
«____»________2016г. ________/ШикинаВ.А../ Приказ №_____ от «____»__________2016г.«____»__________2016г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________ от «_____» ___________2016 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 г. Пензы
Рабочая программа внеурочной деятельности попрограмме курса «Тропинка к своему «Я» . Духовно–нравственные ценности моей малой родины» в 6в
Автор-составитель
Кузюрина Елена Петровна
г. Пенза
2016-2017учебный год
Программе курса "Тропинка к своему «Я» . Духовно–нравственные ценности моей малой родины» в 6в
,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденным Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, была разработана данная програма внеурочной деятельности. Данная программа позволяет вести внеурочную деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классноурочной, и направленна на достижение школьниками личностных и метапредметных результатов основного общего образования. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. 1.1. Нормативно-правовая и документальная основа программы:
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. ФГОС основного общего образования - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644);
3. Письмо ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 - 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»,
4. План внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 20 г. Пензы на 2016-2017 учебный год;
1.2. Внеурочная (внеучебная) деятельность соответствует требованиям ФГОС: - деятельность учащихся организуется в целях формирования единого образовательного пространства общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ № 20 г. Пензы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах; - внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом основного образования;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила задачи образования и воспитания школьников. Ее реализация призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у учащихся понимания ценностей демократического общества.
Особую значимость в этой связи приобретает обращение к истории родного края, малой Родины. Изучение краеведения позволяет человеку осознать свою непосредственную причастность к истории, узнать свои «корни», сохранить и развить «связь поколений» своей семьи и родственников. Все это делает жизнь человека более значимой, вкладывает в него дополнительный смысл существования.
Работу по изучению краеведения целесообразно выстраивать по следующим принципам:
- систематичности;
- доступности для учащихся при определении содержания и форм проведения работы;
- использования межпредметных связей. Обращение к краеведению происходит в ходе изучения различных предметов (географии, литературы, истории, обществознания, биологии, искусствоведения, фольклора, этнографии и др.);
- опоры на социальный опыт учащихся;
- направленности на формирование положительного личностного отношения школьников к истории родного края, их активной гражданственности.
Данная программа позволяет более глубоко изучить историю страны, непосредственно отражающуюся в истории родного края, так как в базовом курсе истории эта дисциплина представлена недостаточно полно.
Целью данной программы является изучение истории России, воплощение её героических и трагических страниц, отражение многовековой жизни наших предков, изучение культуры и традиций прошлого и настоящего нашей страны.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА
1. Формирование гуманистической направленности личности учащихся, приобщение к духовным ценностям, накопленным как народами нашей страны..2. Воспитание патриотических чувств, формирование гражданина, ценностно – ориентированной личности, способной к самоопределению и самореализации.
3. Формирование у учащихся важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма.
4. Расширение кругозора учащихся и их познавательных возможностей.
Нравственность-это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.  
Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству. Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себе семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.  
Становление и формирование личности процесс трудоемкий, выходящий, как правило, за рамки школьного урока.
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. На протяжении десятилетий школа была лишена возможности воспитывать учащихся на подлинных духовных ценностях. При этом наиболее уязвимой сферой педагогической деятельности оказалось нравственное воспитание. Сегодня первостепенной задачей нашего общества стала проблема поиска нравственного идеала.
Данный курс  непосредственно связан с культурой и историей нашей страны. Он предназначен для учащихся, проявляющих интерес к истокам становления села, к знакомству с интересными и талантливыми людьми своей малой Родины.  Изучая историко-культурное наследие своего села, необходимо подчеркнуть ее важнейшую роль в формировании нравственных истин личности ученика, его культурного багажа, духовного развития человека, показать, что культура села является частичкой культуры России в целом.
Одним из аспектов  программы курса является знакомство с литературно-художественным  богатством своей страны, с основами христианской  нравственности и морали.    Именно это поможет сформировать  у школьников чувство гордости за родной уголок, за ту землю, где  родились и за тех людей, среди которых они живут. Важно помочь ребенку раскрыть значение малой Родины в своей жизни,  научить его видеть  корни, знать историю своего села, своей страны, показать, что христианство является идеалом нравственности, духовности и совершенства.
Программа рассчитана на 34 часа (из расчета)1 час в неделю в  течение одного года.
Цель курса – создать условия для:
формирования нравственных качеств у учащихся при изучении историко-культурного наследия села.
воспитания у школьников любви к родному краю, чувства гордости за свою Родину;
привлечения учащихся к активной работе по изучению истории и литературы своего города;
сохранения культурно – духовные богатства наших предков;
укрепления преемственности поколений;
воздействия  культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств  молодежи (на примере своей малой Родины).
Учебно-тематический план
№ п/п Тема занятий Количество часов Основное содержание Дата проведения
Теория Практика 1 Введение. Цели и задачи курса. 1 ч Цели и задачи курса ««Духовно-нравственные ценности моей Родины».
2 Я гражданин России 1 ч Что такое Родина? Что такое гражданин? 3 Я житель Пензенской области. 1ч История Пензенской области 4-8 А.И. Куприн- писатель- земляк 4ч Экскурсия в Наровчат 9 12 декабря – День Конституции РФ 1 ч История Конституции. 10 12 декабря – День Конституции РФ 1 ч Наши права и обязанности 11 Кодекс этики жителя Пензенской области 2ч Содержание Кодекса
этики жителя Пензенской области 12 «Символы Родины» 1 ч Символы России 13 Символы Пензы 1ч Символы Пензы 14 Символы Пензенской области 1ч Символы Пензенской области 15 Город, в котором я живу. 1 ч Прошлое и настоящее Пензы. 16 Город, в котором я живу. 1 ч Прошлое и настоящее Пензы. 17 «Москва – столица великой страны» 1 ч Виртуальное путешествие по Москве – столице России. 18 «Герои живут вечно» 1 ч Улицы города, носящие имена героев? 19 «Герои живут вечно» 1 ч Улицы города, носящие имена героев? 20 «Аты–баты, шли солдаты» 1 ч 23 февраля – День защитника Отечества. 21 Пензенцы- герои локальных войн 1ч Встреча с участником локальных войн. 22 Посещение памятников героям локальных войн 1ч Экскурсия 23 Мемориальная доска памяти Алексея Кувшинова 1ч История жизни Алексея Кувшинова 24 Россия в освоении космоса 1 ч История космонавтики. 25 Пенза в освоении космоса. 1ч Жизнь и деятельность лётчика-космонавта, героя РФ Самокутяева А.М.. 26 День Победы «День Победы – праздник всей страны» 1 ч 9 мая – священный день для России. 27 Воспитанность как норма поведения 1 ч Воспитание в семье, в школе, в обществе. 28 Нравственные ценности человека 1 ч Собственные жизненные ценности 29 Законы дружбы 1 ч Бескорыстная дружба. Бережное отношение друг к другу. 30 Как жить в ладу со всем миром. 1 ч Воспитание учащихся в духе толерантности, терпимости к окружающему миру. 31-33 Усадьба Тарханы- колыбель великого поэта.
4ч Экскурсия в усадьбу «Тарханы» 34 Подведение итогов 1 ч Подведение итогов курса Содержание программы курса «Тропинка к своему я через духовно-нравственные ценности моей малой родины»
Введение (1 час)
Цели и задачи курса ««Духовно-нравственные ценности моей Родины». Факторы формирования духовно-нравственных качеств. Историко-культурное наследие  Родины.
Я – гражданин России (1 час).
Что такое Родина, Отчизна. С чего начинается Родина. Что значит быть гражданином своей страны.
Я житель Пензенской области (1ч)
История возникновения и развития Пензенской области
А.И. Куприн- писатель- земляк (4ч)
Биография писателя. Его тесная связь с пензенской землёй. Самобытность творчества. Посещение дома –музея на малой родине А.И. Куприна, в с. Наровчат.
12 декабря – День Конституции РФ. (2 час).
История создания Конституции. Структура Конституции. Конституция- основной закон РФ.
Кодекс этики жителя Пензенской области (2ч)
Содержание Кодекса этики жителя Пензенской области. Кодекс этики жителя Пензенской области – свод нравственных законов.
Символы Родины (1 час). Государственная символика России. Культура родной страны. Герб, флаг, гимн.
Символы Пензы(1ч)
Символика Пензы . История создания.
Символы Пензенской области (1ч) )
Символика Пензенской области . История создания.
Москва – столица великой страны. (1ч). Краткая история создания и развития столицы нашей родины г. Москвы.
Город, в котором я живу.(2ч). Обзорная экскурсия по г. Пензе. Исторические и культурные памятники города, любимые пензенцами места и их традиции
«Герои живут вечно»
Улицы города, носящие имена героев. Герои и подвиги.
«Аты–баты, шли солдаты». Конкурс строя и песни, посвящённый 23 февраля.
Пензенцы- герои локальных войн.
Встреча с участником локальных войн.
Посещение памятников героям локальных войн. Пешая экскурсия по центру города.
Мемориальная доска памяти Алексея Кувшинова. История жизни Алексея Кувшинова. Встреча с матерью героя.
Россия в освоении космоса. Знакомство с первыми космонавтами СССР. Их вклад в развитие космонавтики России.
Пенза в освоении космоса.
Жизнь и деятельность лётчика-космонавта, героя РФ Самокутяева А.М..
День Победы «День Победы – праздник всей страны» 9 мая – священный день для России. Великий подвиг русского народа. Вклад пензенцев в дело победы в ВОВ.
Воспитанность как норма поведения. Воспитание в семье, в школе, в обществе.
Нравственные ценности человека. Собственные жизненные ценности .Как стать счастливым.
Законы дружбы. Бескорыстная дружба. Бережное отношение друг к другу.
Как жить в ладу со всем миром. Воспитание учащихся в духе толерантности, терпимости к окружающему миру.
Усадьба Тарханы- колыбель великого поэта. Экскурсия в усадьбу «Тарханы». Углубление знаний о детстве поэта, начале его творческого пути, об истории семьи М.Ю. Лермонтова
Подведение итогов. Подведение итогов курса.

Методическое обеспечение программы
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, мультимедиа источниками и т. д.).
Семинар – занятие по опросу, представлению докладов, презентаций, проектов и т. д.
Список литературы
Библиография по истории родного края:
Сборники документов:
1. Сталинград: 1942 – 1943. М. Изд-во «Библиотека». 1995.
2. Сталинградская битва. Хроника, факты, люди. Москва. «Олма – пресс». 2002.
3. Сталинградская эпопея. Москва. «Звонница – МГ». 2000.
4. Хрестоматия по истории родного края. Нижнее-Волжское изд-во. Волгоград 1970.
5. Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников (конец XVI – 1917 г.). Волгоградское научное издательство. 2005.
Литература и статьи:
1. Авторские дополнительные образовательные программы по краеведению. Под редакцией М. А. Горбовой. Волгоград. 2004.
2. Андрианова Г. Н. Художественный облик Царицына – Сталинграда. Волгоград. «Универсал». 1991.
3. ЭОР.
Мультимедиа сборники:
1. «Прогулка по городу, которого нет». Мультимедийный сборник на основе фотографий А. А. Лапинского. МОУ ДЮЦ Волгограда. Историко-краеведческий отдел.
2. Сталинградская битва. Мультмедийный сборник. ГИЦ Администрации г.
Волгограда.
3. Проектная технология в преподавании истории. Академия повышения
и переподготовки работников образования МО РФ. Шевченко Н. И.,
Сологуб В. А.
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель Руководитель МБОУ
_______/Удалова Е.Ю../ руководителя по УВР СОШ № 20 г. Пензы
Протокол №_____ от МБОУ СОШ № 20 ________/Лысова О.А../
«____»________2016г. ________/ШикинаВ.А../ Приказ №_____ от «____»__________2016г.«____»__________2016г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________ от «_____» ___________2016 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 г. Пензы
Рабочие программы по русскому языку, литературе
в 6в, 6г, 9в, 10б
Учитель
Кузюрина Елена Петровна
г. Пенза
2016-2017учебный год
\s