Конспект урока по окружающему миру по теме -Береги природу, человек!.docx


Урок окружающего мира в 1 в классе.
УМК «Планета знаний»
Тема урока: Береги природу, человек!
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы; создать условия для выведения правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников; способствовать расширению знаний обучающихся о Красной книге.
Задачи урока:
Образовательные:
учить бережному отношению к природе;
Воспитательные: 
воспитывать любознательность, эстетические чувства;
показать бережное и экологически правильное отношение к природе;
воспитывать аккуратность;
воспитывать интерес и любовь к природе;
воспитывать желание учиться и делать открытия;
воспитывать умение слушать других, работать в парах.
Развивающие:
развивать фонематический слух, внимание, память, речь, интеллектуальное мышление (сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы);
развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, сказок, создания проблемных ситуаций;
развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством работы в паре;
научить применять изученный материал в повседневной жизни;
развивать эмоции, творческие способности;
развивать словарный запас.
Планируемые результаты:
а) предметные: определяют способы взаимодействия человека и природы; формулируют правила поведения человека в природе.
б) личностные: осознают себя жителями планеты «Земля», испытывают чувство ответственности за сохранение её природы.
в) Метапредметные:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе, используют рисунки, фотографии для получения необходимой информации.
Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, приводят убедительные доказательства; умеют работать коллективно, в паре;
Оборудование для учителя:
Презентация к уроку, мультфильм «Мальчик и экология».
Оборудование для учеников:
-Учебник окружающего мира УМК «Планета знаний»;
Рабочая тетрадь № 2 для 1 класса;
- карточки;
- круги красного, желтого и зеленого цвета;
- костюмы для экологической скзки;
- оборудование для сценки.
Необходимые ресурсы:
компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация Power Point  к уроку.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнем урок тогда!
- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.
(Дети поворачиваются, кивок головой).
- Тихонечко садимся и начнем же урок, не будем зря время терять.
2. Постановка учебной задачи.
Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую. (слайд 1)
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы, (слайд 2)
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться. (слайд 3)
Змеи. Слоны. Черепахи и птицы. (слайд 4, 5, 6)
Вот вам подарок, люди, владейте!
- Но прошло время и многое на планете изменилось.
- Ребята, у вас у всех есть смайлы радости и грусти, приготовьте их. Сейчас внимательно смотрите на экран и к каждой иллюстрации покажите свое отношение. (Слайд 7, 8, 9, 10)
- Какие чувства вызвали у вас эти иллюстрации? Почему?
- Что же изменилось на планете Земля? (Слайд 11)
- Кто создаёт эти проблемы? (человек)
- Сформулируйте тему нашего урока?
- Верно, тема нашего урока «Береги природу, человек!» (Слайд 12)
(Доска закрыта, открываю).
Проблемный вопрос.
- Ребята, посмотрите, на доске иллюстрации.
На доске:
тема урока.
Слева: картинка заботы о природе, гармония с природой.
Справа: картинка безжалостного потребления ресурсов природы.
- Поднимите руки те, кому нравится картина слева.
- Почему?
- А теперь поднимите руки те, кому нравится картина справа.
- Почему?
- Хорошо. Как вы думаете, как человеку нужно относиться к природе: бережно или владеть ее богатствами, используя все во благо человека?
- Правильно ли вы выбрали ответ, мы узнаем в течение урока и докажем правильность ваших выводов.
- Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: Как человек должен беречь природу? (Слайд 13)
3. Актуализация знаний.
- Ребята, скажите, а что такое природа? (то, что окружает нас вокруг)
- Как вы думаете, а природа имеет вообще какое - то значение в жизни человека? (ответы детей)
Работа с учебником стр. 94.
- Откройте учебники на странице 94. (слайд 14)
- Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что даёт природа человеку?
(ответы детей)
- Правильно, она даёт пищу, воду, и другие богатства для жизни человека. (Слайд 15)
- Какой же мы можем сделать вывод? (ответы детей)
- Наша жизнь невозможна без природы.
- Закройте учебники, уберите на край парты.
4. Выявление места и причины затруднения.
Работа с видеороликом «Мальчик и Земля».
- А сейчас посмотрим мультфильм, где главный герой - мальчик. Смотрите внимательно, а потом ответите на вопросы.
Просмотр мультфильма.
- Что мальчик делал не так? (Ответы)
- Что рассказала Земля мальчику?
- Какие правила необходимо человеку соблюдать, чтобы сохранить Землю?? (как вести себя в природе)
- Ему необходимо знать правила поведения в природе.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
- Посмотрите, ребята, на экран и скажите, что человек сделал с природой на иллюстрациях? (Слайд 16-17)
+ Разбросал мусор.
- Мусорит человек везде, не задумываясь о том, что тем самым причиняет вред природе.
- Есть, ребята, такие заводы, где сжигают мусор. Но вредные вещества от сжигания поступают в воздух, которым дышит все живое на Земле. А есть еще заводы, которые мусор перерабатывают. Там после специальной переработки материалов, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.
- Давайте подумаем, а как мы можем помочь окружающей среде, что мы должны делать с мусором?
- Правильно, выбрасывать мусор нужно в специально отведенные места, можно делать поделки из ненужных вещей.
- Посмотрите, какие поделки из ненужных материалов можно изготовить. Эти поделки делали мы с вами и ребята из других классов. (Выставка поделок)
- Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен.
(Слайд 18)
- Как вы думаете почему?
- Сортировка мусора облегчает его переработку на заводе. Теперь так начали делать и в нашей стране. Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка.
6. Реализация построенного проекта. Практическая работа.
Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно».
- Ребята, у вас на партах лежат карточки с мусором и контейнерами для него. (Слайд 19).
Давайте посмотрим, контейнеры для каких видов мусора на иллюстрации?
+ Металл, бумага, стекло, пластик.
- Поработаем в парах. Вы должны рассортировать мусор по контейнерам. Стрелками укажите, куда вы будете складывать, например, пакет или картонную коробку. Но, прежде чем начать работать, вспомним правила работы в парах. (Ответы детей.)
(Слайд 20).
(Слайд 21).
- Закончили работать. Давайте проверим. (Слайд 22)
- Вот какие молодцы! Вы сегодня научились не просто сортировать мусор, а вы научились беречь природу, ее богатства! Посмотрите, какой красивый наш город, когда в нем нет мусора и кругом чистота. (Слайд 23).
- А теперь немного отдохнем.
Физминутка. Солнышко лучистое.
- А что еще человек загрязняет, узнаете, отгадав загадку.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него прожить не можем…… воздух.
- Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, без воздуха – несколько минут.
- Только ли людям необходим воздух?
- Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Почему? - Что загрязняет воздух? (автомобиль, заводы, ….)
- Верно, (Слайд 24-25) это выхлопные трубы автомобилей и заводы, выбрасывающие в воздух ядовитые вещества.
- А на берегу нашей реки Белой тоже построен завод. Какой?
(Благовещенский арматурный завод). (Слайд 26)
- Ребята, Арматурный завод промывает изготовленные на нем задвижки в реке Потеха, которая протекает по городскому пруду, а эта речка впадает в Белую. (Слайд 27)
- И, соответственно, вода становится загрязненной, с химикатами. А еще завод Полиэф, который находится рядом с городом и завод «Благовещенский пластик», находящийся в черте города также сбрасывают свою отработанную воду в реку Белую. И эти же заводы выбрасывают и в воздух ядовитые химикаты.
- Поэтому, ребята, сырую воду из-под крана пить нельзя, ведь там тоже течет вода из речки. Дома воду нужно очищать с помощью фильтров для воды или покупать чистую питьевую воду.
- Как защитить воздух от загрязнения?
+ Необходимо заводам и автомобилям на трубах устанавливать фильтры, очищающие пары. Автомобилям переходить на газовое топливо.
- Что хорошо очищает и освежает воздух? (растения)
- Чем больше зелени, тем чище воздух, которым мы дышим.
Беседа о лесе.
- Отгадайте загадку.
Загадка о лесе.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
(Слайд 28)
- Лес – это «фабрика» чистого воздуха.
- Люди не могут обойтись без леса. Лес помогает сохранять в почве влагу; в лесу растут грибы, травы, ягоды, живут звери и птицы. Леса – это легкие нашей планеты. (Слайд 29)
- Но, к сожалению, человек для своей жизнедеятельности все больше и больше вырубает лесов. С каждым годом людям требуется все больше изделий, приготовленных из дерева. (Слайд 30)
- Скажите, а для чего человек вырубает деревья? Зачем они ему?
+ Производство мебели, строительство домов, изготовление тетрадей, книг и других изделий.
- Что вы можете сделать, чтобы помочь сохранить лес?
(подкармливать зимой зверей и птиц, огораживать муравейники, помогать сажать молодые деревца, экономно расходовать бумагу и карандаши. Ведь они изготовляются из древесины, соблюдать правила поведения в лесу).
(Закрыть проектор)
- А какие правила поведения в лесу вы знаете? Посмотрите на знаки и скажите, что они обозначают.
(Ответы детей).
Вывешиваю на доску экологические знаки.
Игра «Экологический светофор».
В середину класса со своего места выходит мальчик с рюкзаком. (Из кармана торчит рогатка.)
Учитель. Ты куда идешь?
Мальчик. В лес, конечно.
Учитель. Я смотрю, гость лесной ты какой-то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика). Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети зажгут сигнал светофора и покажут тебе, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Учитель. Поиграем с вами в экологический светофор. Каждый его сигнал на лесной тропинке означает то же самое, что и на проезжей части дороги: красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе; желтый свет зажигается для того, чтобы мы соблюдали определенные правила поведения; зеленый свет зажигается тем, кто делает для его обитателей – растений и животных – добрые дела.
Мальчик достает из рюкзака вещи.
Нож.
Я хотел ножом содрать бересту с березы, чтобы разжечь костер.
Зажигается красный свет светофора.
Спички.
Я решил, когда устану, посидеть у костра.
Зажигается красный свет светофора.
Магнитофон.
Я собирался послушать громко новые песни.
Зажигается красный свет светофора.
Лейка.
В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.
Зажигается зеленый свет светофора.
Пакет с крошками хлеба, крупой.
Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.
Зажигается зеленый свет светофора.
Учитель. Да, я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Запомни, что нельзя причинять боль природе. Ты обещаешь это?

- Ребята, а знаете, что человек беспощадно убивает животных. Для чего?
+ Мясо, шкура, бивни, кости. Все это для красивой и полной удобств жизни человека.
- Люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности и создали специальную Красную книгу. (Слайд 31).
- В Красную книгу внесены растения и животные, которые сейчас стали редкими. Есть Красная книга Российской Федерации и Красная книга Республики Башкортостан.
(Демонстрация 2-х Красных книг).
- Как вы думаете, почему выбран именно красный цвет? (цвет опасности)
Красная книга - Красная!
Значит природа в опасности!
(Закрыть проектор)
-А сейчас послушайте сказку о нашей планете Земля и космическом докторе. (На сцене мальчик в костюме доктора и девочка, изображающая планету Земля.)
Экологическая сказка.
На Красной звезде-карлике жил очень умный доктор Планет Планетович. Он обдумывал, как же на планетах Солнечной системы можно создать жизнь, такую как на планете Земля. От сложнейшей работы его отвлек телефонный звонок.
Кто звонит?
Это планета Земля! Мне срочно нужна помощь!
Что случилось?
Я вся изранена, исцарапана банками, склянками и бутылками, которые разбрасывают люди. Мое тело горит от ожогов. Люди бездумно уничтожают растения и истребляют животных, которым я дала Жизнь! Спасите меня, Доктор!
Вылетаю немедленно.
Доктор очень быстро прибыл на Землю. Осмотрев бедняжку, он задумался: какое лечение назначить? Для начала он очистил планету от мусора и оружия, а затем достал миллион километров цветного бинта и перевязал порезы.
Вылечив планету, доктор обратился к человечеству, резко дернув рукой вверх так, что чуть не упал с Земли:
-Люди, вам нужна живая планета! Живите в мире с планетой! Ваша судьба в ваших руках.
Составление правил поведения в природе. Работа в парах.
(Открыть проектор).
- Сейчас мы поработаем в парах.
- Перед вами лист с иллюстрациями. (Слайд 32)
- Вы должны внимательно рассмотреть эти иллюстрации и перечеркнуть те, на которых нарисовано, что наносит вред природе.
(Дети работают в парах).
- Давайте проверим. (Слайд 33)
- И какие же правила поведения в природе вы должны выполнять?
7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- К сожалению, число записей в Красной книге растёт.
-Как вы думаете, почему?
(человек продолжает нарушать правила поведения в природе и пагубно влиять на неё).
- Ребята, к нам в класс поступили жалобы от животных.
(учитель зачитывает)
Жалоба № 1.
«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
Кто это ? ( это сова)
(слайд 39)
(Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.)
Жалоба № 2.
«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.
Кто это? (это жаба )
(слайд 40)
(Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут).
Жалоба № 3.
«Мы сосем кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать, а начинают чесаться. Их раздражают наши тоненькие голоса. Не любят нас люди. Постоянно ругают и уничтожают. А природе мы приносим пользу».
-Кто это? (Это комары.)
(слайд 41)
-Комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются многие птицы. Интересно, что бороться с комарами нам помогают стрекозы. Стрекозы и их личинки - прожорливые хищники. Сами стрекозы охотятся на взрослых комаров в воздухе, а личинки стрекоз - на личинок комаров в воде.
Жалоба № 4.
«А нас человек, видимо, слишком сильно любит. Рвет беспощадно, бросает потом куда попало, а мы погибаем. Мы очень похожи на музыкальные колокольчики».
- Кто это? (это колокольчик).
(слайд 42)
Колокольчик уменьшает содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма в 2 раза.
Жалоба № 5.
«Люди всегда меня топчут, ругают, говорят, что злая я, обжигаю им руки и ноги. А ведь совсем наоборот. Добрая я и полезная».
- Кто это? (это крапива).
(слайд 43)
Крапива вычистит и заживит раны, так как в крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, останавливающие кровь. Также это растение укрепляет волосы.
- Какой вывод нужно сделать?
Вывод: Нужно беречь всех животных, и белку, и ежа, и синицу, и лягушку и других животных, т.к. все они необходимы природе. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
Дополнительно:
Послушайте, какие животные обитают на территории России, но находятся на грани исчезновения. Я буду зачитывать описание, а вы должны угадать, что это за животное.
Экологическая игра «Угадай по описанию».
Описание 1. Благородное рогатое животное. Каждую зиму ветвистые рога отпадают, а весной вырастают новые. Из его рогов делают лекарство. (Сохатый лось.)
Описание 2. Это животное - крупная и опасная лесная кошка, кровожадный хищник. Она очень осторожна: неслышно ходит и далеко слышит, умеет забираться на высокие густые деревья. (Рысь.)
Описание З.Эти умные животные строят себе дома, создавая искусственные плотины на водоемах. Основное оружие - четыре передних зуба, с помощью которых они грызут деревья. Чем больше они грызут, тем длиннее и острее их зубы. Хвост они используют как руль при плавании. У него ценная шкурка и вкусное мясо. (Бобр.)
Дополнительно:
Посмотрите, на берегу реки построили завод.
К чему это может привести?
Отразится ли это на здоровье человека? Как?
- Расскажите, как загрязненные вещества поступают в организм человека.
- Если в воду поступают выбросы заводов, фабрик, различный мусор, то человек вынужден пить загрязненную воду. В таком случае может ли он оставаться здоровым?
- А кто еще страдает от этого? (Ответы детей)
- Мы с вами жители нашего города Благовещенск, что мы можем сделать для того, чтобы вода оставалась чистой? Какое участие вы можете принять в охране воды?
+ Не бросать в воду мусор, не мыть машины в реке.
- Да, пока ваша посильная помощь реке и окружающему миру в том, что не будете мусорить.
Игра «Это я, это я – это все мои друзья.»
Кто, придя на водоём,
Лилии срывает в нем?
Кто водоем не загрязняет?
Бутылки в воду не бросает?
Кто на глади зеркальной, речной
Не нарушает уток покой?
Мы улиток охраняем,
Прудовиков не обижаем?
Мы машины в реке моем,
Копоть, грязь с нее отмоем.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: - Я уверена, что вы будете беречь все живое на Земле, охранять природу.
Правила-знаки на доску.
- Итак, давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока:
как человеку нужно относиться к природе: бережно или владеть ее богатствами, используя все во благо человека?
- Почему?
9. Рефлексия УД на уроке.
Смайлики.
- Молодцы, ребята!
- Для вас подготовила стихотворение Юсупова Алия.
(Слайд 39)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя. 
Е.А. Евтушенко
- Пусть всем хватит места на нашей голубой планете! Давайте будем любить и беречь природу, не обижать братьев наших меньших. Русский писатель Михаил Пришвин сказал: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». (Слайд 40)
(слайд 41)
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали. Пожелаем успехов друг другу.
- Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:
Желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
До свидания! (вся ладонь).
Вручение медалек «Знатоку окружающего мира».