Урок нравственности Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними

Урок нравственности в 6 классе : «Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними»
Учитель МКОУ «Тенистовская СОШ»
Гданова Эвелина Рустемовна

Цель: Формирование осознанного ответственного поведения в ситуации значимого выбора и потребности в нравственном поведении
Задачи:
- развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
-формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
-учить прогнозированию последствий своих поступков;
-развивать готовность к социальному взаимодействию.

ХОД УРОКА:

1. Актуализация опорных знаний. «Теперь, когда мы научились летать, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Учитель: Эпиграф сегодняшнего урока - высказывание Бернарда Шоу. Проанализируем цитату и поразмышляем о том, что необходимо каждому человеку для жизни в окружающем его мире. Д: Взаимное уважение, понимание, сочувствие, сострадание, толерантность, согласие, мир сосуществование. Учитель: Исходя из ваших высказываний, какой проблемный вопрос мы обозначим на уроке? Д: Как жить в мире (в обществе) людей? Учитель: Постараемся найти ответ?

Мотивация на занятие. Игра «Три задания». К доске приглашаются 6 детей. Они встают в пары, лицом друг к другу. Первой тройке предлагается придумать задания для человека, стоящего напротив него (выбор заданий не ограничен). Задания проговариваются вслух. Затем предлагается выполнить эти задания тому, кто их и придумал. Вторая тройка садятся на свои места.

Вопрос: какое правило человеческих отношений демонстрирует эта игра? О нём и пойдёт сегодня речь на уроке.

3.Просмотр отрывка из сказки “Счастливый принц»
Проблемный вопрос : «Отчего Ласточку стало холодно? А почему люди Ценят добро? (Заслушиваются ответы детей)


Работа с высказываниями древних мудрецов.

Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.
На слайдах высказывания, дети записывают их в тетрадь.
Ахикар «Что тебе кажется плохим, ты не должен делать товарищам».
Конфуций «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»
Бхишма «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому не приятно, пусть не делает другим людям»
Гилель «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе»
Питтак «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам»
Фалес «Не делай сам того, что осуждаешь в других»
7Иисус Христос «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Текст №1. «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».  Текст №2. «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»  Текст №3. «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.


(Дайте свою формулировку этого правила.
(записывают в тетради)
- Чему учат эти правила? Что их объединяет?
Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.


- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?

4.Учитель: Подберите существительные к прилагательному «золотой»
(ответы детей)
-Скажите, пожалуйста,можем ли мы назвать самое главное правило нравственности золотым? Почему? Произнесите его вслух.
Учитель: Исходя из ваших гипотез, как звучит тема сегодняшнего урока? Д: «Золотое правило нравственности». 
II .ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
6.Беседа: Учитель: Почему появилось золотое правило? Д: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае. Учитель: Чему учат эти правила? Д: Быть добрым. Творить добро в жизни. Д: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло. Д: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека. Д: Учат правильно жить. Учитель: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности.  Учитель: Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм применения этого правила? Перечитайте последний абзац статьи. 1. Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие. 2. Каково будет мне, если со мной так поступят? 3. Хочу ли я, чтобы со мной так поступили? Учитель: Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах, наедине с собой и т.д. Учитель: Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Как люди выстраивают свои отношения?
7. Работа с притчами. «Мудрый царь Соломон», «Осел», «Зеркальце»




8.Физминутка( песенка кота Леопольда)
9.- Прослушайте сказку . Ответьте на вопросы.
Полезное колдовство
Во дворе Витю многие дети считали не очень хорошим и даже немножечко противным. Как и все, он очень любил получать хорошее от других, а вот делать хорошее другим совсем не стремился. Ему даже чуточку нравилось обижать, что-то отнимать, ломать, вредить или мешать. А иногда, делая плохо, он веселился, думая в этот момент о том, какой он умный, хитрый, ловкий и сильный.
И вот в самый обыкновенный день во двор вошел старый уставший человек с палочкой и присел отдохнуть на скамейке рядом с детьми. Увидев, как Витя мешает другим и бросает камни в построенный из песка город, старичок подозвал его к себе и сказал:
– Ай-ай-ай, Витя, некрасиво ты поступаешь по отношению к другим. Сам-то, небось, не захотел бы, чтобы кто-то стал разрушать твой город из песка.
– И откуда этот незнакомый старик знает мое имя, – удивленно подумал Витя, но тут, заметив, что старичок ходит с палочкой и очень старенький, он осмелел и грубо ответил:
– Нечего меня учить. В школе учат, дома все учат, да еще и во дворе хотят учить, сейчас как приведу свою собаку из дому, она у меня большая и очень страшно рычит.
– Ну что ж, Витя, если тебя слова не могут научить, то пусть тебя сама жизнь научит.
Старичок вдруг закрыл глаза и стал еле слышно бормотать какие-то непонятные слова:
абра мубра ракадуга,
веке креке куру бе,
все, что хочешь для другого,
нехорошего, плохого,
пусть воротится к тебе.
При этом старичок перевернул свою палку и, три раза стукнув ею о землю, встал и медленно ушел...
– Ага, все-таки испугался, – подумал Витя, глядя ему вслед. – А то бы ему здорово досталось от моей собаки.
И только он об этом подумал, как вдруг две собаки во дворе зарычали, залаяли и кинулись на него. Еле успел Витя на дерево залезть и только сидя наверху понял, в чем тут дело:
– Наверное, этот старик колдовать может и сделал так, что если что-нибудь плохое ему пожелаешь или сделаешь, то это сразу же к тебе вернется. Надо просто об этом старике не думать ничего плохого, а еще лучше о нем совсем забыть.
Перестал Витя думать о старике, и собаки сразу же разбежались. С дерева Витя увидел Юрку, катающегося на своем новеньком велосипеде, и вспомнил про вчерашний день, когда Юрка не дал ему прокатиться.
– Ух, вредина и жадина, – подумал про Юрку Витя. – Сейчас ты у меня свалишься.
Только Витя попытался сломать ветку дерева, чтобы потом кинуть ее в колесо велосипеда, как вдруг ветка под ним обломалась, и он сам упал на землю.
Сидит Витя на земле, трет место ударенное, а сам размышляет:
– Что же это такое получается? Неужели всю жизнь все плохое будет ко мне возвращаться? А может быть, это все случайно вышло? Ну-ка я лучше еще раз проверю.
Витя отошел от деревьев, поднял над головой куртку и захотел, чтобы Юрке с дерева яблоко на голову упало. Пять минут стоял Витя посреди двора, закрываясь курткой, и ждал, когда с неба яблоко упадет. Но на голову ему совсем ничего не падало.
– Ага, значит, не колдовство это все было, а так, случайность. На всякий случай Витя еще раз захотел проверить и стал желать, чтобы Юра в дерево на своем велосипеде врезался или прямо в лужу грохнулся. И опять ничего с ним не произошло.
– Ура, – закричал от радости Витя и стал прыгая повторять: – Колдовство не действует, колдовство не действует.
– Что это ты тут раскричался про какое-то колдовство? – спросил Юра, подъехавший к Вите.
– Да так просто, – ответил Витя. – Лучше бы дал на своем велике проехать, а то вчера жадничал, как самая последняя жадина.
Дал Юра свой велосипед, и Витя помчался. За поворотом он врезался в яблоню, свалился в лужу, да еще и свалившимся яблоком по голове получил.
Только теперь Вите стало по-настоящему страшно. Колдовство старика оказалось самым настоящим. Что же теперь будет с ним, если все его плохие мысли и пожелания будут к нему возвращаться.
Только оттер Витя со своей мокрой куртки грязь, как увидел Аню. У нее был сегодня день рождения, и она вышла во двор с большой красивой коробкой вкусных конфет.
– Вот глупая, – подумал Витя. – Я бы такие конфеты все сам съел бы, а она других угощает. Только Витя додумал свою жадную мысль, опять подействовало колдовство, хотела Аня конфету дать Вите, да вдруг передумала и сама ее съела. Обиделся Витя и говорит:
– Подумаешь, ну и подави... – тут Витя запнулся на полуслове, замотал головой и решил не договаривать свое плохое желание. Ведь оно рано или поздно обязательно к нему самому вернется.
Теперь догадайтесь, кто стал во дворе самым доброжелательным и у кого появилось больше всех друзей? Конечно, у Вити. Сначала ему было трудно желать и делать другим одно только хорошее, но потом он к этому привык, это даже ему понравилось, потому что все вокруг стали относиться к нему намного лучше и добрее.
А на того старичка, который заколдовал его на всю жизнь, Витя ни капельки не сердится, а наоборот, каждый раз добрым словом вспоминает.

[?] – Правильно ли сделал старичок, что совершил такое колдовство?
– Почему Витя вспоминал старичка добрым словом и не сердился на него? (Помог стать добрее и лучше).
– А вы бы сердились на старичка, если бы он точно так же заколдовал вас и вам как можно скорее пришлось бы исправляться?
Обобщение: как научиться применять золотое правило нравственности вжизни?
1.Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.
2. Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.
3. Ответить на вопрос «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?».
4. Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.
Сейчас вы по группам напишите несколько важных правил поведения, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Затем первая справившаяся группа читает свои правила, а остальные отмечают в своих записях знаком «+» те ответы, которые совпадают и озвучивают новые варианты.

Применив «Золотое правило нравственности», поиграем.
Игра «ДА-НЕТКА» (предлагаются ситуации)
-В счастье зазнавайся.
-Когда тебя обижают другие - обижай и ты их сам и сло-вом, и делом.
-Избегай споров в пустых вещах.
-Помогай ближнему сове-том, примером, достатком.
-Ты желаешь себе здоровья и счастья. Не радуйся здоровью и счастью других.
-На грубость отвечай грубостью, на жестокость – жестокостью.
-Ложась спать, вспомни, не обидел ли кого в течение дня капризами, упрямством.
-Засыпай с твердым намерением исправиться и сделаться добрым ребенком.

-Все эти житейские мудрости можно сформулировать одним предложением. Каким?
- Как звучит «Золотое правило нравственности»?

Тренинг «Волшебное зернышко»
-В моих руках сундучок. В нем находятся волшебные зернышки Добра, которые помогут вам следовать «Золотым правилам нравственности» Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало (подхожу к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладу в них невидимое зернышко)
(звучит фонограмма Д.Ласта «Одинокий пастух»)
- А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела. Нарисуйте в своем воображе-нии цветок добра. Положите его на обе ладони. Почув-ствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваши тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и прият-ная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поме-стите свое добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко.
Вас овевает теплый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Ребята, а теперь откройте глаза.
Чтобы проросли ваши зернышки, необходимо за-писать добрые дела, которые вы совершите в течение недели.
Оформите свои проекты в виде любимых цветов. Мы с вами создадим цветочную «Поляну Добрых Дел»
Подумайте:
-Кому нужна ваша помощь?
- Кому не хватает нашей доброты и участия?
-Чем вы можете помочь другим людям?
Игра «Какой Я?». (У детей рисунки человечков и цветные карандаши) Учитель: Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет зеленый. Учитель: Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.
Учитель: Наклейте ваших человечков на ватман. Что у вас получилось? Не пугайтесь, что они у вас такие пестрые, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше хороших качеств, а для этого нужно работать над собой. Пройдите и посмотрите работы других групп: какие мы разные – по-разному видим, думаем, рисуем, но каждый из нас желает хорошего отношения к себе.
-Что было главное в уроке?
III.Подведение итогов.Рефлексия
Выберите одно из незаконченных предложений и обоснуйте мысль: (Слайд4)
-над чем задумался
-чем заинтересовался
-что взволновало
-что удивило.

- Спешите делать добрые дела, ребята.
Ведь тот, кто делает добро другим, делает добро себе.

Какое настроение вызвал урок?


Заголовок 515