Библиографическое пособие.Развитие лидерского потенциала у школьников. Библиографический указатель. Я — лидер.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №77 города Донецка»
Библиотека
Развитие лидерского потенциала у школьников
Библиографический указатель

Донецк
2016
ББК 78.55-2
Р17
Развитие лидерского потенциала школьников: библиографический указатель / сост. С.И.Феденко. – Донецк, 2016. – 37 с.
Составитель: Феденко С.И.
Содержание
Вступление4
Лидер: личные качества и их развитие 9
Лидер и коллектив21
Практический опыт воспитания
лидера в школе30
Словарь понятий36

Введение
Лидерство – это один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, господствующими в обществе социальными отношениями. Для школьников характерна разная выраженность лидерского потенциала. При этом лидерские качества подразумеваюттакие черты характера, как доминирование, целеустремленность, совестливость, практичность, проницательность, смелость, спокойствие, радикализм, самоконтроль.
Учащегося, обладающего высоким лидерским потенциалом, высокими организаторскими и коммуникативными способностями, отличает четкость постановки целей деятельности, тщательное планирование, назначение конкретных сроков ее выполнения, как следствие, организованность обучения. Им свойственна энергичность, быстрая переключаемость с одного вида деятельности на другой, готовность к долговременной организации усилий по достижению целей. Такие школьники более активные, успешные в учебе, научной деятельности, занимающиеся спортом, участвующие во внутришкольных, межшкольных, областных, международных олимпиадах, различных культурно-массовых мероприятиях, организующие праздники. Определение своего места в жизни, формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание, формирование лидерской позиции школьника – все это происходит в школьной жизни. Что касается старшеклассников, то для этого возраста характерно жизненное самоопределение, активный поиск себя и экспериментирование в различных ролях, становление мировоззрения и взятие на себя лидерских функций.
Таким образом, можно ожидать, что учащиеся с высоким и средним уровнями лидерского потенциала будут более успешными в своей учебной и профессиональной деятельности.
Воспитание лидерских качеств у школьника – одна из главных задач общеобразовательного учебного заведения. Тем, кто принимает участие в этом процессе (учителя, воспитатели) необходимо мониторить издания данной тематики, знакомиться с новыми направлениями, формами работы, изучать опыт коллег.
Цель данного библиографического указателя – сгруппировать издания по развитию лидерского потенциала учащихся в помощь учителю.
Задачи пособия:
– рассмотреть наличие литературы данной тематики в библиотеках ДНР;
– познакомить учителей общеобразовательных учреждений с литературой, изданной за 10 лет по развитию лидерского потенциала школьников;
– сформировать базу библиографических записей данной тематики.
При составлении библиографического пособия использовались следующие документы:
– ГОСТ 7.1-84 Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.
– ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание;
– ГОСТ 7.12-93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.
Библиографический указатель содержит как статьи из периодических изданий, так и книги по данной тематике. Рекомендательные аннотации раскрывают основные сведения об авторе, характеристике содержания документа, целевое назначение документа и т.д. Материал в пособии предоставлен за последнее десятилетие.
Издание предназначено для учителей, классных руководителей общеобразовательных учреждений, школьных библиотекарей. Может использоваться в разработке методических материалов по данной тематики, а также при подготовке к классным часам и других школьных занятий.
Лидер: личные качества и их развитие
Кристофер, Э. Тренинг лидерства: Leadershiptraining [Текст] / Э. Кристофер, Л. Смит ; пер. с англ. А. Смирнова. ─ Санкт –Петербург: Питер, 2001. ─ 317 с. ─ (Эффективный тренинг). 
Издание американских психологов Э. Кристофера и Л. Смита представляет собой сборник упражнений, предназначенных для проведения тренингов по развитию лидерских качеств. Активные методы обучения являются одними из самых продуктивных в развитии основных поведенческих навыков, которые необходимы руководителям группы в разнообразных ситуациях. Издание может быть использовано во время проведения обучающих тренингов, будет полезно педагогам, воспитателям, менеджерам, тренерам и т.д.
Находится в фондах Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской и Донецкой республиканской библиотеки для молодежи.
Кричевский, Р.Л. Психология лидерства [Текст] / Р.Л. Кричевский. ─ М: Статут, 2007. ─ 536 с.
В пособии доктора психологических наук, профессора, специалиста в области социальной психологии Роберта Львовича Кричевского представлены данные мирового опыта разработки проблематики одной из центральных областей социальной психологии - психологии лидерства. Прослежена история становления научного знания о лидерстве, изложены современные теоретические подходы. Рассмотрены структурно-динамические характеристики лидерства. Показана его связь с различными аспектами индивидуального, группового, организационного поведения. Описаны разнообразные модели организационного лидерства.
Может использоваться учителями при проведении мероприятий по развитию лидерских качеств у школьников, студентов.
Находится в фонде Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской.
Лоуб, М. Лидерство для «чайников» [Текст] / М.Лоуб, С.Киндел. ─ М: Диалектика, 2005. ─ 385 с. ─ (Для чайников). 
Издание предназначено для тех, кто хочет выработать в себе лидерские качества и стать эффективным руководителем группы. Рассмотрены эффективные методики по самоорганизации, навыкам общения, командной работе и др. Рассчитано на широкий круг читателей, планирующих в будущем применять на практике не только специальные знания, но и организаторские способности.
Находится в фонде Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской.
Мак-Гарви, Б. Парадокс лидерства: приспосабливайся и выделяйся [Текст] / Б. Мак-Гарви. ─ М: Эксмо, 2008. ─ 270 с. 
Благодаря огромному опыту, накопленному в процессе исследовательской и практической деятельности в сфере эффективности бизнеса, эксперт по вопросам лидерства Блайт Мак-Гарви открыла правило, которое, несмотря на его кажущуюся противоречивость, непременно следует выполнять, чтобы стать успешным лидером: необходимо уметь приспосабливаться к своей среде и в то же время выделяться из нее. Эти два действия, уравновешивая друг друга, обеспечивают завоевание устойчивых лидерских позиций. С помощью изложенной в издании методики предлагается научиться умело манипулировать этими задачами. Издание будет полезно молодым, нацеленным на успех лидерам, а также всем, кто интересуется современными проблемами лидерства. 
Находится в фонде Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской.
Менегетти, А. Психология лидера [Текст] / А. Менегетти – М: ННБФ «Онтопсихология», 2004. – 256 с.
Лидер—движущая сила любого социального контекста — кто он? Какие качества отличают лидера? Каким образом психология может помочь лидеру? Антонио Менегетти раскрывает причины того, почему одни люди побеждают, а другие проигрывают. Какова логика ведения дел? Какие пути ведут к успеху в делах? Издание способно помочь каждому понять особенности собственного психологического поведения. Следовательно, внимание данного издания сосредоточено на индивидуально-психологических особенностях нашего отношения к самосозиданию.
Адресована тем, кто стремится к максимальному самораскрытию. Находится в фонде Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской.
Осокин, Р.В. Феномен лидерства. Первый среди равных [Текст] / Р.В. Осокин, Н.С. Носова. ─ М: ГроссМедиа; Рос. Бухгалтер, 2008. ─ 196 с.
Лидерские качества необходимы, чтобы развиваться, реализовывать свой потенциал. Человек вынужден в той или иной степени быть лидером. Данное издание раскрывает качества лидера, его навыки и способности, стили управления, содержит методы и приемы выявления лидерского потенциала, его развитие. Автор издания, кандидат политических наук Родион Владимирович Осокин делится личным опытом по развитию лидерских качеств. Рассчитана на широкий круг читателей.
Находится в фонде Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской.
 Психология современного лидерства [Текст] / общ.ред. Т.Н.Ушаковой, ред. – сост. Д.П. Канджеми, К.Д.Ковальски. ─ М: Когито-Центр, 2007. ─ 284 с.
Издание посвящено одной из актуальнейших тем современной социальной и политической реальности – психологии успешного лидерства разного уровня. Описаны современные представления о типах лидерства, методы управления, условия принятия удачных решений, ситуации социального партнерства, достижение доверия между партнерами, эффективные стили лидерства, в частности, у женщин.
Авторы издания – активно практикующие американские специалисты, имеющие большой опыт консультирования бизнесменов и руководителей фирм по всему миру.
Находится в фонде Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской.
Психологическая школа молодежных лидеров [Текст] / сост. А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев; Моск. псих.-соц. ин-т. ─ М: МПСИ ООО "Полиграф центр", 2005. ─ 272 с. ─ (Социальная психология). 
В издании на основе сорокалетнего опыта подготовки молодежных лидеров в рамках функционирования созданного авторами под руководством профессора Л.И. Уманского психологического центра «Комсорг» (психологической школы лидеров) анализируются условия теоретического и практического решения проблем молодежного лидерства. 
Обосновывается актуальность школ данного направления, раскрываются их специфические особенности через введение социального обучения в рамках особого социума - развивающей социальной среды («социального оазиса») Представлены социотехники создания развивающей социальной среды и технологии организации социального обучения и помощи личности Подробно описываются алгоритмы, условия, перспективы реализации технологий.
Находится в фонде Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской.
Трейси, Б. Личность лидера [Текст] / Б. Трейси ─ Минск: Попурри, 2002. ─ 287 с. ─ (Успех!).
Брайан Трейси, практикующий психолог, дает проверенные методы развития лидерских качеств. Издание знакомит с интересными техниками, практическими занятиями по данной теме. Может использоваться во время проведения тренингов и мастер-классов.
Находится в фонде Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской.
Щебетенко, А.И. Психологические тесты для лидера коллектива [Текст] / А.И. Щебетенко. ─ М: Сфера, 2005. ─ 156 с. ─ (Приложение к журналу "Управление дошкольным образовательным учреждением"). 
Издание знакомит с особенностями руководителей, их темпераментом и характером. Объясняет какими качествами должен обладать деловой человек и лидер коллектива. Доктор психологических наук, профессор А.И.Щебетенко также разместил здесь тесты, консультации психолога. Адресована широкому кругу читателей - руководителям образовательных учреждений, школьникам, преподавателям и студентам, воспитателям, учителям и родителям. 
Находится в фонде Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской.

Лидер и коллектив
Блэклок, Дж. Технологии командной игры [Текст] / Дж. Блэклок, Э. Джек. ─ М: Изд. дом Гребенникова, 2008 . ─ 231 с.
Амбиции, харизма и новаторское мышление - ценные качества, но они не гарантируют того, что человек сможет проявить себя как выдающийся руководитель. Современный лидер должен уметь создать команду - постоянно находить новые таланты, воспитывать в команде деловое рвение, выявлять лучшее в каждом сотруднике и вести группу отличающихся друг от друга людей как единую команду к достижению оптимальных результатов. В издании подробно рассматриваются четыре основные сферы ответственности лидера: самосовершенствование, создание правильной рабочей структуры, соблюдение плана, поиск правильных людей. При составлении авторы использовали данные исследований рекрутинговых и консалтинговых компаний, занимающихся вопросами коучинга и подготовки руководящих кадров. 
Может быть полезно воспитателями, учителям, преподавателям вузов при создании оптимальных условий в детском коллективе.
Находится в фонде Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской.
Инновационные технологии в современном образовании [Текст] – Донецк: Донец. ин-т управления, 2002. – 133 с.
Издание, в том числе, знакомит с отношениями в школьном коллективе, раскрывает позиции лидерства и ответственность за группу в условиях работы в классе. Может быть полезно для учителей при конфликтных ситуациях и желании изменить атмосферу в коллективе.
Находится в фонде Донецкой республиканской библиотеки для молодежи.
Лидерство в детском коллективе [Текст] / авт.-сост. Л.М. Волкова, А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик . ─ Минск: Красико-Принт, 2008 . ─ 125 с. ─ (Деятельность классного руководителя). 
Издание знакомит с общими понятиями лидерства, отношений в коллективе. Разнообразные тесты могут помочь определить обстановку в коллективе, отношения между детьми в классе.
Находится в фонде Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской.
Коноплёва, Н. А.Психология делового общения [Текст] : учеб.пособие. – М: Флинта; МПСИ, 2008. – 408 с.
В пособии раскрываются основы деловой коммуникации, прослеживается психологическое своеобразие различных типов людей, возможные способы общения между ними, их сильные и слабые стороны. Издание позволит быть успешными профессионалами, руководителями коллективов. Может быть полезно для школьников, студентов, учителей и преподавателей вузов.
Находится в фонде Донецкой республиканской библиотеки для молодежи.
Стюарт-Котце, Р. Результативность: секреты эффективного поведения [Текст] / Р. Стюарт-Котце. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 288 с.
Издание о том, как превращать смелые планы в конкретные результаты, понимая взаимосвязь всех элементов организации и заставляя их работать на реализацию общей стратегии. Автор рассматривает управление результативностью как единую систему, гармонично сочетающую известные методологии улучшения атмосферы в коллективе. Рассказывает о том, как собирать данные, преобразовывать и трансформировать их в информацию, помогающую быстро принимать правильные решения.
Находится в фонде Донецкой республиканской библиотеки для молодежи.
Ушакова, Н. В. Имиджелогия [Текст]: учеб.пособие. – М: Дашков и К., 2009. – 280 с.
Имидж тесно соприкасается с авторитетом лидера. Учебное пособие посвящено концептуальным вопросам современной имиджелогии. Рассматриваются теоретические основы формирования и функционирования имиджелогии, ее место среди других гуманитарных наук, ее составной элемент — имидж. Особое внимание уделяется цивилизационным и технологическим аспектам управления имиджем на персональном и корпоративном уровнях. В конце каждой главы приводятся практические задания.
Находится в фонде Донецкой республиканской библиотеки для молодежи.
Шейн, Э.    Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование [Текст] / Э. Шейн. ─ Санкт –Петербург: Питер, 2002. ─ 335 с. ─ (Теория и практика менеджмента).
Издание ученого, основателя научного направления «Организационная психология», автора многочисленных бестселлеров, Эдгара Шейна представляет системное описание организационной культуры в меняющемся мире и место лидера в создании и управлении культурой. В этом глубоком, многоплановом исследовании предлагается ясная и отчетливая концепция организационной культуры, раскрывается ее структура, оценивается роль в успехах и провалах организаций, даются методики исследования, создания и трансформации культуры. Приводятся примеры работы в коллективах. Может использоваться как пособие для улучшения атмосферы в коллективе.
Находится в фонде Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской.
Янг, Р. Лидерство в командах: Создание команды. Разрешение конфликтов. Получение желаемых результатов в ходе командной работы [Текст] / Р. Янг. ─ М: НIРРО, 2004. ─ 121 с. ─ (Азы бизнеса) .
У великих команд есть одна общая черта - их возглавляют великие лидеры. Команда - не просто группа людей. Но как превратить группу людей в выдающуюся команду? В издании рассматриваются все стадии становления команды и даются практические рекомендации о том, как можно ускорить этот процесс. Автор предлагает проверенные и испытанные методы решения проблем, согласования действий и достижения результатов.
Находится в фонде Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской.
Практический опыт воспитания лидера в школе
Башкирова, Е. Тренинг общения «Найди клад» [Текст] / Е. Башкирова // Воспитание школьников . – 2009 . – № 3. – С. 38 – 43.
Статья рассматривает один из самых результативных тренингов по развитию лидерских качеств среди школьников «Найди клад». Тренинг рассчитан на командную работу, приводится опыт проведения подобных тренингов в общеобразовательных школах РФ.
Находится в фонде Донецкой республиканской библиотеки для молодежи.
Довганец, Е. Шесть признаков образцового лидера [Текст] / Е. Довганец // Управление персоналом + CD. – 2012. – № 4. – С. 24 – 27.
Статья на опыте класса общеобразовательного класса рассказывает о лидерах в классе и знакомит с тем, как преподавателю подчеркнуть организаторские способности учеников.
Находится в фонде Донецкой республиканской библиотеки для молодежи.
Елисеева, Н. Нужно ли воспитывать у ребенка лидерские качества? [Текст] / Н. Елисеева // Классный руководитель. – 2014. – № 1. – С. 40 – 44.
В статье поэтапно рассмотрены процессы воспитания лидерских качеств у школьников. Также даются разъяснения лидера как главы команды на примерах общеобразовательной школы.
Находится в фонде Донецкой республиканской библиотеки для молодежи.
Исследование одарённости учащихся [Текст] // Классный руководитель. – 2011. – № 1. – С. 96 – 101.
Исследованием одаренности учащихся занимаются школьные психологи, классные руководители и учителя. Выявление одаренных детей, способных быть лидером играет большое значение в жизни школы в целом. В статье приводится пример изучения возможностей учащихся.
Находится в фонде Донецкой республиканской библиотеки для молодежи.
Левин, Я. Семнадцать уроков школьного воспитания [Текст] / Я. Левин // Воспитание школьников. – 2010. – № 3. – С. 65 – 69.
Левин, Я. Семнадцать уроков школьного воспитания [Текст] / Я. Левин // Воспитание школьников. – 2010. – №7. – С. 67 – 74.
Левин, Я. Семнадцать уроков школьного воспитания[Текст] / Я. Левин // Воспитание школьников. – 2010. – №8.– С. 65 – 71.
Левин, Я. Семнадцать уроков школьного воспитания[Текст] / Я. Левин // Воспитание школьников. – 2010. – №9. – С. 59 – 67.
Данные статьи рассматривают этапы становления личности в стенах школы, лидерства в классах. Определение лидера дают возможность говорить о том, как воспитать у ребенка определенные черты характера, необходимые для развития организаторских способностей.
Находится в фонде Донецкой республиканской библиотеки для молодежи.
Карпова, Е. Сценарий занятий со школьным активом «Лидер... Организатор... Исполнитель...» [Текст] / Е.Карпова // Классный руководитель. – 2008. – № 2. – С. 131 – 136.
Практический материал, который направлен на коучинг лидерских способностей. Рассматривает этапы воспитания лидера в школьных условиях.
Находится в фонде Донецкой республиканской библиотеки для молодежи.
Кучеренко, А. Система выращивания лидеров [Текст] / А. Кучеренко // Управление персоналом + CD. – 2012. – № . – С. 12 – 14.
Рассмотрен опыт работы школы, связанный с способами воспитания лидеров на базе общеобразовательного учреждения.
Находится в фонде Донецкой республиканской библиотеки для молодежи.
Лымарчук, Е.Пусть живут инновации [Текст] / Е. Лымарчук // Управление персоналом + CD. – 2011. – № 1. – С. 30 – 33.
Статья содержит инновационные технологии взращивания организаторов и руководителей в школьных стенах.
Находится в фонде Донецкой республиканской библиотеки для молодежи.

Словарь понятий
Имидж –  совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.
Команда - круг своих людей, имеющих общую цель. 
Коучинг – метод обучения, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. Коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития.
Лидер – лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.
Лидерство  – в психологии процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения целиТренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.