Статья Формирование навыков безопасного поведения на дорогах и профилактика детского дорожно — транспортного травматизма среди учащихся с умственной отсталостью в условиях адаптивной школы»


КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «АДАПТИВНАЯ ШКОЛА № 6» г ОМСКА.

«Формирование навыков безопасного поведения на дорогах и профилактика детского дорожно - транспортного травматизма среди учащихся с умственной отсталостью в условиях адаптивной школы»

Подготовила воспитатель
группы продленного дня
«Адаптивной школы № 6»
Игнатенко В. Ф.

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах и профилактика детского дорожно - транспортного травматизма среди учащихся с умственной отсталостью в условиях адаптивной школы
Обеспечение сохранности жизни и здоровья подрастающего поколения–это основная цель и главная задача цивилизованного общества. За последние годы значительно увеличилось развитие сети дорог, выросло количество транспорта на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличились скорости их движения, плотность транспортных потоков, что породило целый ряд проблем и причин дорожно-транспортных происшествий. Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий с участием детей чаще всего являются: -переход проезжей части в не установленном месте; -переход перед близко идущим транспортом; -выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства; -игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее; -нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами.
Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков: Поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке.
Особое внимание необходимо уделять детям с нарушением интеллекта. Большие трудности вызывает формирование у учащихся правильного и адекватного поведения в обществе. Присущая им интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых они оказываются. Им очень трудно дается и обучение, и воспитание, и развитие, и тем более социализация. Нарушены не только важные виды деятельности, понимание окружающей действительности, но и самоощущение себя. Нередко, учащимся с нарушением интеллекта с трудом дается выполнение навыков самообслуживания, понимание элементарных правил и действий. Такой гражданин подвержен ещё большей опасности со стороны окружающей среды и социума. Очень важно совместными усилиями, используя опыт педагогов и родителей, их терпение и такт, формировать у ребят привычку правильного поведения на дорогах. Учащиеся должны знать, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, какие опасности подстерегают нерадивого пешехода на улицах и дорогах. Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения и ежедневный положительный пример взрослых позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь. Учащимся с умственной отсталостью необходимо как можно больше давать знаний по усвоению правил дорожного движения и навыков личной безопасности на улицах и дорогах, и еще больше требовать их усвоения и неукоснительного выполнения. Так как они наиболее подвержены негативным внушениям и неадекватным проявлениям, повышенному травматизму. Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил движения. А для серьезной работы мы разработали и апробировали программу по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Дорога без опасностей»
Настоящая программа по изучению правил дорожного движения создана на основе следующих нормативных документов:
ФЗ № 273 от 29.12.2012  «Закон  «Об образовании в РФ».
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам - начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ «Адаптивная школа №6» на 2016-2017 учебный год
Программа «Социализация обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII
вида»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Главной целью нашей работы является: - формирование у обучающихся с нарушением интеллекта сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, устойчивых знаний и навыков соблюдения Правил дорожного движения; - сохранения жизни и здоровья учащихся.
В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:
1. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам;
2. Расширить общий кругозор по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
3. Формирование практических умений и навыков по выполнению правил дорожного движения
4. Создание у обучающихся с нарушением интеллекта стереотипов безопасного поведения на улице
5. Воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
6. Воспитание у детей ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
УЧАЩИЕСЯ УЧАСТВУЮЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа «Дорога без опасностей» рассчитана на учащихся 1-9 классов
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Дорога без опасностей» реализуется во внеурочной деятельности в группах продленного дня, рассчитана на учащихся с умственной отсталостью на 5 лет на 34 учебные недели.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего 68 часов. Продолжительность занятий – 25 мин.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы «Дорога без опасностей» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
тематические занятия
практические занятия
беседы
конкурсы
соревнования
викторины на лучшее знание правил дорожного движения
настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
экскурсии
демонстрация фильмов и видеороликов
беседы с инспекторами дорожного движения
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
Основные методы проведения занятий:
Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Тестирование, викторины по заданным темам, практические занятия на макете перекрестка, праздники на тему «правила дорожного движения».
Учащиеся должны знать:
1.      Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2.      Что такое остановочный путь, его составляющие.
3.      Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4.      Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5.      Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6.      Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7.      Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
8.      Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
9.   Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
10.   Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
11.   Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
12.   Безопасный путь в школу.
13.   Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
14.   Возможности и особенности своего зрения и слуха. 
Учащиеся должны уметь:
1.      Определять места перехода через проезжую часть.
2.      Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3.      Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4.      Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5.      Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6.      Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7.      Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8.      Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9.      Определять признаки движения автомобиля.
10.   Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.