Методическая разработка на тему Языковое портфолио как инструмент успешной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку


Методическая разработка на тему:ЯЗЫКОВОЕ ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУАННОТАЦИЯСоздание условий, способствующих развитию личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонней подготовке его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни- есть основная задача современной школы. Среди инновационных технологий обучения выделяется технология языкового портфолио.
«Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период  его обучения в школе. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования. На второй ступени (средняя школа) Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной ); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения. На третьей ступени обучения (старшая школа) Портфолио служит инструментом профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности.В данной методической разработке представлены методы, формы и приемы работы с языковым портфолио в среднем и старшем звене. Технология языкового портфеля была реализована в 11 классе ( в 2011, 2014 годах)Методическая разработка может быть использована учителями для повышения мотивации обучающихся к изучению русского языка. ВВЕДЕНИЕ
Основной функцией общеобразовательной школы является создание целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.Выбранная тема является актуальной, поскольку современное Российское образование ставит перед нами новые цели, а именно: создать условия, обеспечивающие развитие индивидуальных способностей каждого ученика, развитие и воспитание способности и готовности к дальнейшему самообразованию в других областях знаний. В этой связи меняется и роль современного педагога. Учитель новой школы представляется нам тьютором, наставником, который должен помочь ребенку увидеть и осознать свою уникальность, помочь изучить себя. Наставник призван помочь ребенку сделать правильный выбор, должен научить ученика ставить цели, прогнозировать результат и уметь планировать свой процесс образования целесообразно. Необходимо научить ученика учиться, чтобы он продолжал непрерывно развиваться без учителя. Основное предназначение учителя – создать благоприятную образовательную среду, которая сможет предоставить ученикам возможность выбора способов работы, обеспечить самостоятельность школьников в принятии решений и которая будет стимулировать самопознание и самоопределение школьников. Технология языкового портфеля -это технология личностно-ориентированного обучения, направленная на формирование у учеников навыков рефлексии процесса и результатов собственного учебного труда. Она является одной из перспективных технологий обучения, которая, помимо повышения мотивации самостоятельной учебной деятельности, позволяет учащимся осознать ответственность за свое становление как личности, помогает каждому ученику максимально реализовать свои возможности. Данное перспективное средство обучения позволяет получить динамическую картину учебного и языкового развития обучающихся.Цель методической разработки:
раскрытие опыта работы по технологии языкового портфеля, способствующего созданию оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей обучающегося, ориентированных на успешную сдачу ЕГЭ по русскому языку.Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
Проанализировать структуру и содержание портфолио.
Разработать алгоритм работы с языковым портфелем.
Дать практические рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ (создать базу опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем)
Практическая значимость данной разработки заключена в выработке методических рекомендаций по применению технологии языкового портфолио при изучении русского языка, а также в том, что языковой портфель является гибким учебным средством и может быть адаптирован практически к любой учебной ситуации. Языковой портфель – это:
пакет рабочих материалов, представляющих тот или иной результат учебной деятельности обучающегося по овладению русским языком;
способ накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения;
инструмент самооценки и собственного познавательно творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.
Первые попытки теоретического обоснования использования портфолио для изменения системы оценивания знаний школьников были предприняты в США в начале 80-х годов. На начальном этапе стратегия портфолио подразумевала лишь целенаправленное собрание разноплановых работ учащихся, которое позволяло бы учителю поэтапно проследить динамику учебно-производительной деятельности ученика на основе анализа образцов и продуктов его труда. Уже изначально портфолио рассматривался как открытая система, дающая возможность постоянного обновления за счет смены содержательного наполнения рубрик, замены работ на более удачные и качественные по мере повышения уровня знаний и умений ученика при изучении определенного тематического модуля или по истечении определенного промежутка времени. Интерес к системе портфолио отмечен и в российском образовании. Член-корреспондент РАО, профессор М. Богуславский отмечает несомненный позитивный потенциал этого подхода к оцениванию познавательной деятельности школьников. М.А. Чошенов предлагает портфолио как альтернативную систему оценки. В 2003 году Министерство образования Российской Федерации на заседании Совета по профильному обучению под председательством Министра образования В. М. Филиппова предложило провести эксперимент с целью апробации нескольких вариантов построения портфеля образовательных достижений. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЕ
Виды и функции языкового портфолиоСтруктура языкового портфолиоМетодика работы с языковым портфелем. Принципы технологии языкового портфолио.
Эффективность использования технологии языкового портфолио.
Виды и функции ЯПВнедрение технологии портфолио позволяет:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
усилить ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок;
поощрять активность и самостоятельность,
расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки оценочной деятельности обучающихся;
формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
содействовать индивидуализации образования школьников;
создать условия для проявления креативности обучающегося и его творческой самореализации в языковой, информационной и образовательной среде;
обеспечить непрерывное изучение языка и культуры в условиях вариативного языкового образования.
Систематическое поэтапное заполнение языкового портфеля реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую. Языковой портфель создает условия для личностно-ориентированного подхода к обучению, акцентирует внимание на деятельность обучающегося. В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов. В современной практике эффективно используются:
Это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости обучающегося и отражающая его успехи (грамоты, сертификаты, дипломы, табели успеваемости ).
Языковой портфель обучающего типа содержит различного рода средства самостоятельной диагностики и оценки владения речевыми умениями, а также мониторинга динамики овладения ими. Здесь могут быть представлены образцы лучших самостоятельных, творческих и контрольных работ, выполненных в течение определенного периода( сочинения, изложения, эссе, рисунки, таблицы, памятки, зачетные работы, презентации, результаты психологических обследований, инновационные технологии, такие как кластеры , синквейны )
Языковой портфель как инструмент обратной связи, включающий в себя материалы выполненных учебных заданий, которые фиксируют степень сформированности различных компетенций речевого общения. Этот тип портфолио служит для того, чтобы по результатам выполнения определенных учебных заданий осуществлять обратную связь и на основании оценки результата проводить необходимую коррекцию самостоятельной учебной деятельности по предмету.
Структура языкового портфолио.
Языковой портфолио состоит из трех разделов:
Мой языковой паспорт - обзор индивидуальных компетенций в языке в данный период времени. "Языковой паспорт" содержит личные данные (имя, фамилию, дату и место рождения, национальность), иностранный язык, изучающийся в школе, информацию об участии в проектах, свидетельства, дипломы, сертификаты и таблицу самооценки, а также языковой портрет, лист целеполагания.Моя языковая копилка - способствует  развитию навыков планирования, рефлексии и самооценки в процессе изучения языка. Каков мой языковой и культурный опыт  в учебном контексте и во внеаудиторное время. В данном разделе можно увидеть отработку конкретного учебного материала по отдельной теме.
Моё языковое Досье - материалы для документирования и иллюстрирования достижений или опыта, описанных в паспорте и языковой биографии. Владелец оформляет «Дневник достижений», собирает работы, свидетельствующие  о его достижениях в самостоятельном изучении языка. (участие в олимпиадах разного уровня, участие в Международных конкурсах по русскому языку, во Всероссийских конкурсах)
Мониторинговые исследования
Методика работы с языковым портфелем.
Принципы технологии языкового портфолиоОсновными принципами технологии являются:
Самооценка результатов (входных, промежуточных, итоговых) овладения конкретными видами коммуникативной деятельности. Организация процесса обучения нацелена на то, чтобы ученик каждую самостоятельно выполненную работу мог также самостоятельно оценить. Учитель должен разработать задания, позволяющие осмысливать, сравнивать, оценивать не только результат освоения темы, но и средства, использованные учеником для достижения этого результата.
Систематичность и регулярность самомониторинга, который подразумевает необходимую коррекцию письменных работ, их тщательный анализ, отбор наиболее интересных с точки зрения ученика работ, краткую самооценку, а также, по возможности, свое мнение по поводу оценки учителя, учащихся группы или родителей.
Самостоятельность мышления. Организация учебной деятельности ученика и всего учебного процесса должна стимулировать самостоятельное принятие решений учеником, принятие им на себя ответственности за результаты собственного учебного труда.
Структуризация материалов портфеля всех письменных пояснений (постановка задач и цели; определение критериев отбора материала; подбор средств самопроверки и самоконтроля; критерии оценки вложенных в портфель работ).
Тематическая завершенность представленных материалов.
Эстетичное оформление портфолиоФормы работы с языковым портфелем могут быть различными в зависимости от поставленной цели. Целесообразно, на мой взгляд, внедрение технологии языкового портфеля в 7 классе. Во-первых, обучающиеся уже могут осознавать всю важность предстоящей работы, анализировать проблемы и намечать пути их решения ( при помощи учителя).У каждого обучающегося на протяжении ряда лет (7-11 класс) создаётся свой собственный языковой портфель, который отражает динамику его языкового развития. После вводного занятия (сентябрь - начало нового учебного года) ученик заводит папку и постепенно наполняет портфолио содержимым. На втором занятии ( сентябрь ) знакомим обучающихся с памяткой по работе с портфолио, еще раз обозначая практические цели ведения портфолио . Раздел Мой Языковой Паспорт включает: (Приложение №1)
личная информация о владельце Портфолио;
мой языковой портрет, включающий и сочинение-миниатюру «Русский язык в моей жизни»;
лист целеполагания, в котором обучающийся ставит цель на определённый период времени (четверть, год), определяет сроки её достижения, заполнение рубрики «Мои жизненные планы»;
учебный дневник, в котором отражается, что нового узнал и чему научился ученик за прошедший месяц;
мои жизненные планы;
высказывания (цитаты, афоризмы о русском языке)
В разделе Моя Языковая Копилка содержится информация:
(Приложение №2)
об эффективных способах изучения русского языка для данного ученика;
о проектах, в которых ученик принимает участие;
об опыте участия в лингвистических конкурсах и олимпиадах(Данный раздел каждый ученик заполняет самостоятельно) ;интересные и актуальные творческие работы;
описание исследовательских работ и проектов, карты понятий, схем и алгоритмов по отработке отдельных тем и разделов программыИзучив языковой паспорт и языковую копилку, можно выявить задачи, которые ставит перед собой каждый обучающийся и в зависимости от поставленных целей наметить обеспечение тьюторского сопровождения каждого обучающегося. Раздел Мое Языковое Досье содержит: (Приложение №3)
1) дневник достижений обучающегося «Мой языковой и культурный опыт», в котором отражается языковой и культурный опыт конкретного обучающегося (Наименование мероприятия, уровень, результат или степень активности)
2) грамоты, сертификаты, дипломы участия в конкурсах, лингвистических играх, олимпиадах различного уровня;
3) список прочитанной литературы, имеющихся в личной библиотеке словарей, справочников, книг.
Раздел Мониторинговые исследования: (Приложение №4)
(Этот раздел особо эффективен в 10-11 классах)
В старших классах проводится мониторинг качества знаний обучающихся по всем заданиям ЕГЭ. В начале 10 класса на каждого заводится диагностическая карта, в которой отражается результативность подготовки к ЕГЭ по каждому заданию частей А и В, записываются даты проведения тренингов, проверочных работ, пробных экзаменов и их результаты, выявляются пробелы, и планируется работа по их устранению. 
Опыт показывает, что к 9 классу программный материал по орфографии требует актуализации. Обучающиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с 5-7 классами, навыками правописания в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры. Почти на каждом уроке для повторения активно использую лингвистические разминки (орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные),содержащие задания ЕГЭ, которые разрабатываю с опорой на методические пособия Волковой О.В., Егораевой Г.Т, Цыбулько И.В., Т.О.Скиргайло, Л.А.Чешко. Для повторения активно использую ИКТ: презентации, электронные тренинги и тестирование. 
Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является часть С – написание сочинения-рассуждения. С 7 класса начинаю формировать у обучающихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.  В 10-11 классе продолжается работа по формированию навыка написания сочинения-рассуждения. При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических. 
Мною были разработаны таблицы мониторинговых исследований, созданы карты успешности для каждого обучающегося.В конце учебного года обучающийся защищает или демонстрирует свой языковой портфолио на отчётном уроке (обычно на этот урок приглашаются родители и администрация школы). После демонстрации проводится рефлексия. (Что удалось /не удалось? В чем плюсы/минусы )Планомерное ведение такого портфолио способствует более слаженной, целенаправленной и эффективной работе по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Эффективность использования технологии языкового портфолиоУчебные и личностные достижения моих учеников характеризуются позитивной динамикой. Успеваемость составляет 100 %. Повышается и качество знаний по предмету русский язык.
Сравнительные результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников по русскому языку в форме ЕГЭ ( Средний балл)
2009-2010 уч.год2010- 2011 уч.год2012- 2013 уч.год2013-2014 уч.год2014-2015 уч.год57,80 71 59,2 79 73,5
----------------- Вели портфолио--------------------- Вели портфолиоВели портфолиоРезультаты ЕГЭ по русскому языку (максимальный и минимальный баллы)
2009-2010 уч.год2010- 2011 уч.год2012- 2013 уч.год2013-2014 уч.год2014-2015 уч.годmax 70 87 67 90 82
min 44 57 46 71 61
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников по русскому языку за 2014- 2015 учебный год
Предмет % справившихся Средний балл
Русский язык ЯМР школа РФ ЯО ЯМР школа
100% 100% 65,9 70,9 69 73,5
Анализ результатов итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ ещё раз подтверждает, насколько важно вводить в практику школ технологию « Языковое портфолио». В рамках МО учителей филологии МОУ СШ пос.Ярославка мною был представлен опыт работы по созданию и внедрению Языкового портфолио в старших классах школы. Коллеги одобрили наработки и стали активно использовать их при подготовке своих учеников к итоговой аттестации, что значительно увеличило процент качества знаний.
Высокий познавательный интерес к русскому языку подтверждается и активным участием обучающихся в разных формах внеурочной деятельности по русскому языку и литературе: недели русского языка на базе школы, научно-практические конференции, интеллектуальные районные игры «Лингвистический бой», районные и областные конкурсы «Проба пера», районные олимпиады по русскому языку, Всероссийские конкурсы сочинений (есть победители и призёры). Результаты за несколько лет, достижению которых во многом способствовало внедрение технологии языкового портфолио:
Год Название мероприятия Уровень Результат
2007 Лингвистический бой Район 1 место
2008 XV областной краеведческий конкурс исследовательских работ Регион 3 место
2009 Конкурс чтецов Район 2 место
2010 Конкурс чтецов Район 1 место
2010 Конкурс юных поэтов «И вновь душа…» Район участие
2011 Конкурс чтецов Район 1 место
2011 Конкурс стихов на противопожарную тематику Район 3 место
2012 Всероссийский конкурс сочинений на тему»Моя семья» Регион 3 место
2012 Конкурс юных поэтов Район 3 место
2012 Областной смотр –конкурс «Помни, каждый гражданин спасенья номер 0-1» Регион 2 место
2013 Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» Регион 1 место
2014 Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» Регион 1,1, 2, 3 место
2014 Всероссийский конкурс «Ёж» РФ участие
2015 Литературный конкурс по творчеству М.Ю.Лермонтова РФ 3 место
2015 Научно-практическая конференция «УМКА» Район Победитель в номинации
2015 Всероссийский конкурс сочинений 2015 Район Победитель
26.11.20152015 Конкурс чтецов,посвящённый 100-летию со дня рождения К.М.Симонова Район Призёр
Таким образом, можно сделать вывод о том, что языковой портфель:
повышает мотивацию обучающихся к изучению русского языка;
учит анализировать учебный процесс, формирует речевую культуру;
формирует умение самостоятельно оценивать собственные достижения;
позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я убеждена, что использование технологии портфолио способствует повышению творческой активности участников образовательного процесса и достижению главной цели обучения русскому языку: формированию языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся; воспитанию чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи. А особенно это необходимо при подготовке к ЕГЭ. Результаты апробированной методической разработки позволяют сделать вывод о положительном опыте применения технологии языкового портфолио.
. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. – Казань, 1996. – 567 с.
Булгакова Н.А. Портфолио учащегося. Классный руководитель.-2005.№5.
Голуб Г.В. Портфолио в системе педагогической диагностики. Шк. Технологии.-2005, №1.
Лизинский В.М. Портфолио как учёт и средство воспитания. Заместитель директора школы по воспитательной работе.-2005.№3.
Министерство образования Российской Федерации. Рекомендации по построению различных моделей ―портфолио учащихся основной школы. М., 2003.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
Попов А.А. Индивидуальность и знание: современные обусловленности / В сб. Открытое образование и региональное развитие: проблема современного знания. Томск, 2001. С.31-34.
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М.: «Владос», 2000.
http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/45_80-справочно–информационный портал Gramota.ru- русский язык для всех.
http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/- справочно–информационный портал Gramota.ru -русский язык для всех.
http://www.dofa.ru/open/book/1_russ/titul.htm#ogl- учебные и методические материалы по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Приложение 1.
Языковой паспорт
ФИО_____________________________________________ Моё фото
____________________________________________________
Дата рождения ________________
Начало оформления Языкового Портфолио 7 класс (10.09.2015 год)
Знак Зодиака _______________________________________
По Гороскопу________________________________________
Домашний адрес_____________________________________
____________________________________________________
Домашний телефон____________________________________
ФИО учителя русского языка и литературы:

Ученическая биография
Интересы и увлечения:
Любимые предметы _________________________________________________
Мое хобби _________________________________________________________
___________________________________________________________________
Иностранный язык, который изучаю в школе (со 2 класса)_________________
Мой языковой портрет
Я (кто?)____________________________________________________________
Я (какой,какая?)_____________________________________________________
Я знаю_____________________________________________________________
____________________________________________________________________
Я умею______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Я хочу научиться (чему?) _______________________________________________
_____________________________________________________________________
Сочинение-миниатюра «Русский язык в моей жизни»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист целеполагания на 2015-2016 уч. год
1 четверть
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 четверть __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 четверть __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 четверть (год) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебный дневник (7 класс) 2015- 2016 учебный год
№ Виды работ Дата проведения Процент справляемостиОценка о выполнении (с учётом проведения РНО)
1 2 3 Мои жизненные планы
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Высказывания и цитаты о русском языке
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Приложение 2.
Памятка "Секреты успеха на уроке"
1. Подготовь все необходимое для урока до звонка, положи на парту.
2. Не отвлекайся: сосредоточившись на задании, ты лучше его поймешь.
3. Не выкрикивай с места, поднимай руку.
4. Не разговаривай с соседом по парте, сиди ровно.
5. Не надейся списать, рассчитывай на себя, соблюдай правила этикета.
7. Выключай мобильный телефон. 
Памятка "Как писать сочинение"
Чтобы получить удовольствие от такого интересного, творческого вида работы, как написание сочинения, необходимо хорошо подготовиться: выбрать тему, продумать план.
Приступать к работе над сочинением по литературному произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного) прочтения.
1. Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.
2. План сочинения должен включать в себя 3 пункта: вступление, основную часть и заключение.
3. Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в основной части сочинения. В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.
4. Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению, знай, что эпиграф – это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы.
5. Чтобы подтвердить свои мысли, используй цитаты – дословные выдержки из текста.
6. Об особенностях сочинений разных жанров (сочинение-размышление, эссе, анализ поэтического произведения и т. д.) расскажет учитель. Не стесняйся задавать ему вопросы!
7. Твоя письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем. 
Памятка "Работа с тетрадью"
Замечательные слова написал один ученик: "Люби тетрадь, и она тебе поможет". Красиво оформленная, аккуратная тетрадь будет твоим помощником на уроке и дома, просматривая ее, ты восстановишь в памяти весь пройденный материал; еще раз обратишь внимание на свои ошибки с тем, чтобы их больше не делать. Советы:
1. Оформление тетради:
оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку), аккуратно подпиши ее;
записи делай синей ручкой;
оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.
2. Ведение тетради:
выполняй все работы (в том числе рисунки, схемы)аккуратно, преимущественно простым карандашом;
не рисуй и не записывай в тетради лишней информации, не касающейся темы урока;
не стирай ластиком записи, сделанные ручкой;
пиши аккуратно, разборчиво;
записывай правила и все самое важное по теме урока.
3. Умей проверять и исправлять ошибки:
проверяй работу от начала к концу и наоборот; каждое слово прочитай по слогам;
если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;
если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно исправь карандашом;
делай работу над ошибками (анализ ошибок);
если ты не уверен, сначала пиши на черновике;
Примеры творческих работ
(кластеры, синквейны, приём постановки вопроса)
Пример синквейнарусский язык
живой,удивительныйучит, объясняет, творит
Берегите наш родной язык!
Познание
Пример кластера

Приём постановки вопроса


Приложение 3.
Мой языковой и культурный опыт
(учебные достижения)
№ Учебный год Название мероприятия (конкурс, олимпиада, научно-практическая конференция, участие в проекте) Уровень (область, район, школа) Результат/
Степень активности (низкая, средняя, высокая)
1 2 3 4 5 6
Приложение 4.
Подготовка к итоговой аттестации
по русскому языку в 11 классе
2015-2016 уч. год
Учитель:_________________________________________
Количество обучающихся в классе:_______
На начало учебного года обучаются на
«5»………………………………………………..чел…………………….%
«4»…………………………………………………чел…………………….%
«3»………………………………………………..чел………………………..%
Входная контрольная работа
Дата проведения:_________________________
Количество учеников, выполнявших работу____________
«5»………………………………………………….чел ………………………….% (фамилии)
«4»……………………………………………………чел………………………….%
«3»…………………………………………………..чел…………………………..%
Не справились…………………………………….чел.…………………….% (фамилии)
Допустили ошибки (классификация)
1)
Учитель:____________________/ /
Ассистент:________________/ /
Контрольный диктант за 1 полугодие
Дата проведения:______________________
Количество выполнявших работу______________
«5»………………………………………………….чел ………………………….% (фамилии)
«4»……………………………………………………чел………………………….%
«3»…………………………………………………..чел…………………………..%
Не справились…………………………………….чел.…………………….% (фамилии)
Допустили ошибки (классификация)
1
Учитель:____________________/ /
Ассистент:________________/ /
Итоговая контрольная работа за год
Дата проведения:______________________
Количество выполнявших работу______________
«5»………………………………………………….чел ………………………….% (фамилии)
«4»……………………………………………………чел………………………….%
«3»…………………………………………………..чел…………………………..%
Не справились…………………………………….чел.…………………….% (фамилии)
Допустили ошибки (классификация)
1)
2)
3)
4)
5)
Учитель:____________________/ /
Ассистент:________________/ /
Работа со слабоуспевающими обучающимися
( Ф.И. ……)
1)индивидуальная карта достижений
2)регулярная проверка домашнего задания
3)план (график) индивидуальных консультаций по отдельным темам
4)программа индивидуальных заданий
5)ведение тетрадей-тренажёров
6) беседа с классным руководителем (с указанием даты и темы беседы)
7)беседа с родителями (с указанием даты, темы, рекомендаций)
Таблица – отчёт о выполнении домашних заданий по предмету
(+ - выполнено, - не выполнено, v - выполнено наполовину)
(отметка о выполнении домашней работы с указанием даты проверки)
№ ФИ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
1 2 3 (отметка о выполнении домашней работы с указанием даты проверки)
№ ФИ 23 24 25 26 27 28 1 2 3 Дата Тематические зачёты (ЕГЭ)
Тема №1. Морфемика (% справляемости отслеживается )№ Ф.И. Зачёт 1 Зачёт 2 Зачёт 3 1 % % % 2 Тема № 2. Орфоэпия
(% справляемости отслеживается )№ Ф.И. Зачёт 1 Зачёт 2 Зачёт 3 1 % % % 2 3
Тема № 3 Орфография
(% справляемости отслеживается )№ Ф.И. Зачёт 1 Зачёт 2 Зачёт 3 1 % % % 2 3 Тема № 4. Пунктуация
(% справляемости отслеживается )№ Ф.И. Зачёт 1 Зачёт 2 Зачёт 3 1 % % % 2 3 Тема № 5 Синтаксис
(% справляемости отслеживается )№ Ф.И. Зачёт 1 Зачёт 2 Зачёт 3 1 % % % 2 3
Тема № 6 Культура речи
(% справляемости отслеживается )№ Ф.И. Зачёт 1 Зачёт 2 Зачёт 3 1 % % % 2 3 Тема № 7 Текстоведение (% справляемости отслеживается )№ Ф.И. Зачёт 1 Зачёт 2 Зачёт 3 1 % % % 2 3 Тема № 8 Стилистика
(% справляемости отслеживается )№ Ф.И. Зачёт 1 Зачёт 2 Зачёт 3 1 % % % 2 3
Тема № 9
(% справляемости отслеживается )№ Ф.И. Зачёт 1 Зачёт 2 Зачёт 3 1 % % % 2 3
Подготовка ЧАСТИ С(количество набранных баллов)
№ Ф.И. Соч 1 Соч 2 Соч 3 Соч 4 Соч 5
Пробные работы (ЕГЭ)
( % справляемости) Дата Дата Дата Дата Дата№ Ф.И. 22.10.2015 А В С А В С А В С А В С А В С
1 2 3 Психологический тренинг №1 при подготовке к ЕГЭ
Дата:_______________________
Ответственный:________________ /_____________________/
Классный руководитель:_________________________ /__________________________/
Учитель:________________________________________ /_________________________/
Психологический тренинг № 2 при подготовке к ЕГЭ
Дата:_______________________
Ответственный:________________ /_____________________/
Классный руководитель:_________________________ /__________________________/
Учитель:________________________________________ /_______________________
Ознакомление обучающихся с заполнением
бланков ЕГЭ и с КИМамиИнструктаж №1. Дата________________________
(с показом презентации)
№ Ф.И. Ознакомлен (пишет обучающийся) Подпись
1 2 3 Учитель:_____________________/ ____________________________/
Ассистент:____________________ /_____________________________/
Инструктаж № 2. Дата____________________________
№ Ф.И. Ознакомлен (пишет обучающийся) Подпись
1 2 3 Учитель:_____________________/ ____________________________/
Ассистент:____________________ /_____________________________/
Примечание №1
(можно выполнить таблицу по заданиям ЕГЭ, где рекомендуется проанализировать уровень справляемости с тем или иным тематическим разделом, после чего удобнее составлять программу индивидуальных занятий)
Лист тематического контроля по русскому языку
учени__ _______ класса МОУ СШ пос.Ярославка ЯМР
(Ф.И,)_____________________________________________________________________Разделы программы
Основной контроль:
№ Дата проведения Форма контроля Тематическое содержание Отметка
(% справляемости) Подпись учителя Подпись родителей Работа над ошибками
1 2 3 Информация для родителей
(по вопросу подготовки обучающихся к ЕГЭпо русскому языку в 2015-2016 уч. году)
№ Дата записи Содержание (рекомендации, выводы) Подпись родителей Контроль и результаты
1 2 3 Примечание №1
(можно выполнить таблицу по заданиям ЕГЭ, где целенаправленно проанализировать уровень справляемости с тем или иным тематическим разделом, после чего удобнее составлять программу индивидуальных занятий)