Занятие по формированию элементарных математических представлений Приключения в сказке Теремок (средняя группа)

Формирование элементарных математических представлений
в средней группе
«Приключения в сказке «Теремок»

Тип ситуации: «Открытие» нового знания.
Основная цель: формирование представления детей о величине и количестве предметов без использования счета
Задачи:
образовательные:
Сформировать элементарные представления:
о способах сравнения предметов по величине с помощью условной меры;
о действиях по использованию заместителей для отбора заданного количества предметов;
о способе построения сериационного ряда;
развивающие:
содействовать развитию:
- представлений детей о величине и количестве предметов;
- мыслительных операций: наблюдения, сравнения, анализа;
- диалогической речи, выразительности движений;
- наглядно-действенного мышления;
- зрительного внимания и восприятия;
- качеств личности: любознательности, настойчивости;
- мелкой моторики рук;
воспитательные:
содействовать развитию:
- чувства удовлетворения от совместной деятельности;
- активности и самостоятельности в познавательной деятельности;
- трудолюбия, целеустремленности, самостоятельности и желания помогать слабым;
- умения работать в парах, сотрудничать, делить успех или неудачу.

Предварительная работа – разучить подвижную игру с правилами «Теремок».
Материалы к занятию.
Демонстрационный материал: мультимедиа оборудование, 8 (по кол-ву детей) полосок разного цвета, последующая отличается от предыдущей на 1 см; лист бумаги с наклеенной горизонтально коричневой полосой. На каждого ребенка: узкая оранжевая полоса (мерка), желтая и голубая бумажные полоски; карандаш; бумажный дом с намеченными контурами окон, прямоугольники - окна по 12 шт., 4 коробки, фишки по 12 шт.

Ход образовательной ситуации
«Приключения в сказке «Теремок»

Введение в игровую ситуацию.
(хочу – могу - надо)
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
- ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

- Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
(На экране изображение сломанного дома)
- Дети, посмотрите на экран, что необычное вы заметили? - Что это за домик? И кто в нем мог жить? (лесные звери)
- Назовите героев сказки по порядку (мышка), (лягушка), (лиса), (волк), (медведь)
- Где же теперь будут жить лесные обитатели? (построят новый теремок)
- Вы сможете помочь героям сказки? (да, сможем)
Тогда нам нужно отправиться в сказку. Закрывайте глазки и кружитесь. (На экране волшебное мерцание)
- Покружились, покружились. Раз - и в сказке очутились.
(на экране изображение Бабы Яги)

Актуализация в игровой ситуации.
Цель: выделение у детей важных знаний, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
- актуализация изученных способов действия (наблюдения, способы деятельности)
- достаточных знаний для построения нового знания.
– Ой, кто это? (баба Яга)
- Ха-ха-ха, не видать вам Теремка, я заколдовала всех героев сказки, и они не могут двигаться! Только выполнив трудные задания за них, вы сможете их оживить. Но вы такие маленькие, вам не справиться и за сто лет! Ха-ха-ха!
- Ребята, вы согласны с Бабой Ягой, что не справитесь с трудностями? (Мы сможем справиться), (Мы хотим помочь героям сказки), (Мы сможем оживить животных)
- Да, я уверена, что вы уже достаточно большие и умные ребята, много знаете и умеете! Давайте расколдуем героев сказки!
- Повторяйте вместе со мной начало сказки Теремок.
Стоит в поле теремок, (показывают)
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит. (На экране изображение мышки, через 10 секунд затемнить)
Чтобы оживить мышку, надо выполнить первое задание.

3. Затруднение в игровой ситуации
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
создание ситуации затруднения;
фиксация в речи причины затруднения.
Задание «Строительство теремка»
Задание: «Из чего строили теремок»? (из досок)
А вот и задание для мышки: построить теремок из досок.
Придвиньте к себе с широкие желтые и голубые полоски и узкие оранжевые полоски. Перед вами изображение двух досок: желтой и голубой. Мышке нужно выбрать для строительства самую длинную доску.
Какая доска из двух длиннее: желтая или голубая? Как это узнать? (голубая доска), (желтая доска), (я не знаю)
- Я правильно поняла, вы затрудняетесь, не знаете какая доска самая длинная?
Вспоминайте, как мы с вами поступали (надо измерить с помощью мерки). Оранжевая полоска - это мерка. Прикладываем желтую доску рядом с оранжевой полоской так, чтобы верхние концы подравнялись. Внизу желтой доски отмечаем длину карандашом.
- Что мы сейчас измерили? (длину желтой доски)
- Теперь точно так же измерим длину голубой доски и отметим длину карандашом .
- Что можно сказать, какая из 2 досок длиннее: желтая или голубая (желтая) (Включается изображение мышки)
- Мышка, из 2 двух досок желтая самая длинная. (Изображение: Мышка убегает. «Спасибо, ребята». Через 10 секунд затемнить)
- Что же будет дальше? Отодвиньте листочки с изображениями досок на край стола и выходите, ребята, ко мне.
А кто пришел за мышкой? (лягушка) А за лягушкой? (зайчик) (Изображение Лягушки с зайчиком, через 10 секунд затемнить)
Физкультминутка
Задание для Лягушки с Зайчиком: сделать лесную зарядку.
Будем прыгать, как лягушка, (прыжки на одной ноге)
Чемпионка-попрыгушка. (прыжки на другой ноге)
За прыжком другой прыжок, (прыжки как у лягушки)
Выше прыгаем, дружок!
1, 2,3,4,5 (загибаем пальцы)
Вышел зайчик погулять. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы (Дети присели)
А теперь замрем и мы!
Лягушка и Зайчик, мы справились с вашим заданием, сделали зарядку.
( Изображение: Лягушка с Зайчиком убегают. « Спасибо, ребята. Мы побежали теремок строить». Через 10 секунд затемнить)
Задание «Лесенка для теремка»
Молодцы, освободили лягушку с зайчиком от колдовства Бабы Яги. Кто же следующий пришел в теремок? ( Лиса и Волк, через 10 секунд затемнить)
Задание для Лисы и Волка: построить лесенку для теремка.
Лесенку будем строить все вместе, дружно. Так же, как дружно строили теремок лесные обитатели. Подходите к столу и возьмите по одной ступеньке. Строить будем, начиная с самой короткой полоски - это самая низкая ступенька. Ставим ее слева. Ступеньки будем ставить плотно друг к другу, чтобы жители Теремка не упали.
Посмотрите, вот такая ровная лесенка получилась.
Лиса и Волк, мы построили лесенку!
( Изображение: Лиса с Волком убегают. «Спасибо, ребята. И мы побежали теремок строить». Через 10 секунд затемнить изображение)
- Молодцы, справились с заданием! Выходите вспоминать продолжение сказки. Кто пришел в теремок последним?
Стоит в поле теремок, (показывают)
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю мишка бредет,
У дверей остановился и стучит.
(На экране изображение медведя, через 10 секунд затемнить)

4. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования:
соответствие используемых игр цели занятия;
индивидуальные затруднения в играх;
ситуация успеха в совместной деятельности
Задание «Окна для теремка»
Задание для медведя: вставить в окна теремка стекла.
Придвиньте к себе изображение домика, голубые прямоугольники и коробку с фишками. Посмотрите на теремок, он готов, осталось только стекла в окна вставить. В домах большое кол-во окон. Подумайте, как же принести столько стекол, сколько нужно для каждого дома? (много), (мы не знаем)
- как узнать нужное количество? (использовать фишки)
Договоримся, что ребята, которые сидят слева, будут строителями, а те, кто справа - продавцами стекол. Продавцы раскладывают свои стекла на витрине, а в это время строители накладывает на каждое окно по одной фишке. Затем собирает их и идет в магазин покупать стекла. Продавец отпускает точно столько стекол, сколько фишек дал ему строитель. Фишки остаются у продавца. Строитель возвращается к дому и вставляет стекла в окна.
Лиза, в твоем домике хватило стекол для окон (да, хватило)
-Медведь, мы вставили в окна теремка стекла!
( Изображение: Медведь убегает. «Спасибо, ребята. И я побежал вставлять стекла в окна теремка» ». Через 10 секунд затемнить)
( Изображение построенного теремка).
Посмотрите, какой красивый теремок построили.
(Изображение: Баба Яга)
-Вот это да! Удивили вы меня! Победили вы меня! Какие вы большие и умные! С вами надо дружно жить! Больше не буду вредить, вы уж простите меня.
Воспитатель:
- Ребята, простим ее? (да)
И т о г .
Цель: Организация рефлексии и самооценки деятельности.
Требования:
организация анализа детской цели;
фиксация нового знания в речи;
определение выполнения взрослой цели.
- Где мы сегодня были? (мы путешествовали), (мы были в сказке «Теремок.), (мы строили дом.)
- Для чего мы отправились в сказку? (для того, чтобы построить дом для зверей.), (узнать что – то новое.), (помочь лесным жителям).
- Что нам помогло справиться со сложными заданиями Бабы Яги (дружба), (ум), (мы были внимательные)
- Что интересного было в сказке? (Баба Яга), (мышка), (лесная зарядка)
- Что было трудного? (расколдовать медведя), (построить лесенку)
- Все ли лесные обитатели теперь пришли строить теремок? (да).
- Где вам могут пригодиться знания о постройке теремка? (в путешествии), (на конструировании), (в играх).
- С кем вы можете поделиться этими знаниями? (с родителями), (с друзьями), (с малышами)

- Сегодня вы открыли очень важные знания, они обязательно пригодятся вам в жизни. Вы были любознательные, помогали друг другу. Девочки были внимательные, а мальчики старались все выполнить правильно, и у вас все получилось! Мне очень приятно, что у вас получается самостоятельно узнать что – то новое!
Подойдите к гостям и попрощайтесь с ними.
Дети подходят к гостям прощаются с ними, выходят.












13PAGE 14215




15