Ассоциативный метод преподавания на уроках русского языка и литературы


Ассоциативный метод преподавания на уроках русского языка и литературы
Борис Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Бахмут
Муниципального района
Куюргазинский район
Республики Башкортостан,
tboris83@mail,ru.
В последнее время отношение педагогов к традиционным методам сильно изменилось, так как изменилось мировоззрение и мировосприятие учащихся. Вследствие этого нам, педагогам, наряду с традиционными методами необходимо использовать какие-то новые, чтобы достичь успеха в обучении. В чем же основное отличие традиционных методов преподавания от новых? Деятельность учителя носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором этих знаний. Учащиеся только воспринимают сообщаемое. Их деятельность носит репродуктивный характер. Хорошо это или плохо? Не то и не другое – репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения. Следовательно, основное отличие новых технологий – это идея диалога, где ученик рассматривается как субъект обучения. Именно деятельность ученика стоит на первом месте в обучении, а учитель направляет и корректирует его работу.
Одним из компонентов инновационных технологий обучения является ассоциативный метод, который я активно использую на своих уроках русского языка и литературы.
Ассоциативный метод реализуется через ассоциативные образы. Существуют определённые требования к образам:
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан каким-то общим признаком.
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету; - месту расположения;- форме;- звучанию;- действию; - вкусу;- материалу;- назначению;- количеству
Не нужно навязывать ребенку своей ассоциации! Каждый ребёнок способен провести свою ассоциацию, не стоит убивать личность в детях, необходимо позволять им самостоятельно мыслить и не бояться, не стесняться высказать свою точку зрения. При работе с ассоциациями следует уделить особое внимание системности подачи изучаемого материала. Одним из важнейших условий применения метода является эмоциональность учителя: мимика, жесты, выразительность речи.
Ценность идеи – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная тема.
Применение ассоциативного метода реализуется через систему упражнений. Одним из таких упражнений является упражнение ассоциативная цепочка. На уроках русского языка в 6 классе при изучении темы «Разряды имён прилагательных» я использую тематическую ассоциативную цепочку.
Учащиеся при изучении указанной темы уже знакомы с понятиями «сравнительная степень» и «превосходная степень», выстраивают лесенку ассоциаций по заданной теме, выясняя, что работают они с качеством. Значит прилагательные эти – качественные. Следовательно, все остальные прилагательные, для которых такую лесенку построить нельзя (т.е. они не имеют степени сравнения) не являются качественными.
5334024765Например, для прилагательного «высокий» дети выстраивают ступенчатую цепочку ассоциаций: высокий, выше. высочайший. Далее каждый ученик предлагает свою ассоциативную цепочку. На следующем этапе работы мы выясняем, по какому признаку выстраивались наши ассоциативные цепочки. Оказывается, это качество и, в зависимости от положения слова на лесенке, оно проявляется у слов в большей или меньшей степени. Следовательно, прилагательные эти качественные. А все ли прилагательные качественные? Дети проводят небольшое исследование, выстраивая аналогичные «лесенки» для разных прилагательных, и приходят к выводу, что не все прилагательные качественные, а лишь те, которые имеют степень сравнения, то есть их качество проявляется в большей или меньшей степени.
При изучении темы «Притяжательные прилагательные» мы с ребятами на уроке рисуем зрительный зал и заполняем его разными «зрителями». Каждый ребёнок сам заполняет таблицу в тетради, а один учащийся - у доски.
мама лиса медведь … …
папа заяц … … …
бабушка тигр … … …
дедушка волк … … …
Далее следует вопрос учителя «Это чьё место? А это?» Дети отвечают: «Это мамино место, это – папино, лисье, заячье, волчье и т.д.» Затем учитель сообщает, что этот разряд прилагательных заметно отличается от всех остальных. Ведь он – единственный, отвечающий на вопрос ЧЕЙ, ЧЬЯ, а не КАКОЙ. Отсюда и название этой группы: предметы как бы притягивают, присваивают себе эти прилагательные.
Ассоциативные цепочки помогают учащимся ориентироваться в названиях компонентов и быстрее их запоминать. Так на уроках русского языка я часто использую ассоциативную игру. Например: дается слово “части речи”, детям предлагается выстроить цепочку ассоциаций. У них может получиться следующий результат: имя существительное – имя прилагательное – глагол – местоимение – общее грамматическое значение – синтаксическая роль. Так же в игровой форме можно работать над восстановлением логической цепочки “звукобуквенный анализ слова”, “лексика русского языка ” и т.д.
Ассоциативные цепочки можно использовать и на уроках литературы при изучении специальной терминологии, анализа текста, при характеристике героя и т.д.
Например, на уроке литературы в 8 классе при изучении рассказа Максима Горького «Челкаш» мы рисуем схемы:
старый травленый волкмолодой парень

бос, в старых, широкоплеч,
вытертых ЧЕЛКАШсмелый вор коренаст ГАВРИЛА в лаптяхплисовых
штанах
в грязной ситцевой рубахе с ребячьими светлыми глазами
с разорванным воротом
Далее, опираясь на текст произведения и схемы, учащиеся составляют ассоциативные ряды. Челкаш - вор, пьяница, ненадёжный, бездельник, жадный и т.д. Гаврила – крестьянин, трудолюбивый, сильный, добрый, справедливый.
Кроме ассоциативной цепочки я в своей работе часто использую символизацию. Ребятам предлагаются следующие задания и упражнения: выразить при помощи цвета настроение произведения, характер героя произведения, цвет своего настроения и т.д.
При изучении стихотворения И.А Бунина «Детство» я прошу учеников нарисовать то, как они чувствуете это стихотворение. Совсем неважно уметь хорошо рисовать. Это могут быть любые цветовые пятна, любые движения, любой рисунок, который возникнет сейчас в их сознании при прочтении стихотворения.
Мы замечаем, как по-разному они воспринимают и строчки, и рисунок. А происходит это из-за того, что каждый из них уже высказался, он уже заговорил вместе с автором, потому, что он уже нарисовал то, что почувствовал, а когда он это сделал, он невольно или вольно включается в диалог, ему хочется сказать. И это очень удобный способ спровоцировать детей на то, чтобы они со мной заговорили, но не просто заговорили, а заговорили, заглядывая в текст произведения. Таким образом, мы почувствовали текст, прикоснулись к нему.
А затем вычленяем из стихотворения слово, с которым будем работать, которое будем исследовать. Я спрашиваю у ребят:
- Определим, о чем сказал автор, какова тема текста?
Они отвечают:
- Детство.
Далее я задаю вопрос:
- А каково лексическое значение слова?
Ребята рассказывают, как они понимают слов «детство». Затем я предлагаю им поиграть:
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?
Далее мы играем с мячом в ассоциации. Одинаковых ассоциаций нет. Так и должно быть. Все мы видим, воспринимаем и чувствуем по-разному. И это правильно.
Таким образом, мы наполняем слово смыслом, содержанием, присваиваем его. Мы с учащимися окунаемся в атмосферу детства. Далее мы обращаемся к стихотворению И.А.Бунина и выясняем, а что есть детство для поэта.
– Ребята, каким осталось детство в памяти Ивана Алексеевича?
– Как вам кажется похожи впечатления Ивана Алексеевича Бунина на ваши впечатления?
– Ребята, почему стихотворение, написанное казалось бы, о природе, автор назвал “Детство”?
Учащиеся размышляют и отвечают, что перед нами не просто пейзаж. Автор нам передаёт ощущения испытанные в детстве, передает впечатления, переживания ребенка, возвращает читателя в настроение детства. Это образ детства, в котором соединились и любовь к природе и движения души.
Ассоциативные методы  обучения многообразны, они  базируются, в первую очередь,  на принципах наглядности,  доступности и систематичности, позволяют  перейти  от непосредственных  детских ощущений и восприятий через их анализ и синтез – к представлениям и понятиям. Данные методы, несмотря на кажущуюся несерьезность, не являются несостоятельными и имеют своих сторонников, особенно среди педагогов-новаторов.
Результатами работы данного метода являются:
творческая активность детей;
раскрепощение личности каждого ребёнка;
создание ситуации успеха;
обогащение словарного запаса;
развитие логического мышления;
улучшение памяти учащихся;
приобретение опыта работы в группах, в парах, самостоятельно;
усиление мотивации в обучении.