Урок творчества: Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста.






Цели урока: - закреплять умение определять тему текста,
основную мысль текста, подбирать заголовок текста;
-развитие аналитического и образного мышления,
умение выделять главное, обобщать, развитие
фантазии, творческих способностей;
- воспитание самостоятельности, умение работать в паре с другими ребятами.
Оборудование: тексты на доске; тексты и задания для каждого
ученика; смайлики.
Ход урока.
Организационный момент.
- Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. Вы научитесь определять основную мысль текста, подбирать заголовки и , наконец, сами станете авторами небольших рассказов.
Работа над текстом.
- И так начнём. Нам надо выяснить, что мы называем текстом. На доске две записи. Прочитайте их. Что вы можете о них сказать?
(первая запись является текстом, вторая – нет)
Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю.
По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Москва – столица России. Как красив лес зимой!
- Почему вы так считаете? ( в первой записи все предложения связаны между собой по смыслу)
- Правильно. В первой записи все предложения объединены одной темой.
- Какая тема текста? (говорится о красивом убранстве осенних деревьев).
- Правильно. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Проведём дальнейшее исследование текста. Определите основную мысль текста.
(основная мысль заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем наряде).
- Озаглавьте данный текст. («Золотая осень», «Деревья осенью», «Красавица берёзка», «Осеннее убранство»).
Закрепление.
- Прежде чем приступить к созданию собственных текстов, закрепим умение определять тему и основную мысль текста. У вас на столе лежит листок, на котором тексты и три задания к ним. Работаете в паре.
Задание. Прочитать текст. Определить тему и основную мысль текста. Придумать и написать заголовок.
В-1. Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.
В-2. Чёрная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер. Первые крупные капли дождя упали на землю. Дождь всё усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза.
В-3. Петя и Алёша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись и увидели около скамейки пушистого котёнка. Он был такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, накормил, обогрел и назвал Пушком.
Подбор слов к теме.
- Ребята, вам даны темы, а вы должны подобрать к ним слова.
В-1. Тема «Школа» (урок, перемена, знания, учитель, ученик,….)
В-2. Тема «Магазин» (продавец, покупатели, витрина, продукты, касса…)
В-3. Тема «Театр» ( зал, фойе, сцена, занавес, спектакль, артисты …)
В-4. Тема «Больница» (врач, халат, лекарство, болезнь, палата…)
(Ученики записывают слова по темам самостоятельно, а затем при проверке дополняют друг друга).
Составление текста.
- Ребята, вам дана тема. Составьте красивый текст. ( Слабым учащимся даны опорные слова)
В-1. Тема «Мой любимый урок»
Опорные слова: урок математики, задачи, уравнения, решать, узнавать, интересно.
В-2. Тема «Книга – мой лучший друг».
Опорные слова: читать, узнавать, приключения, сказки, интересно, удовольствие, советую.
В-3. Тема «Красота зимнего леса».
Опорные слова: снежные шапки, серебряный иней, большие сугробы,
ледяной дворец.
В-4. Тема « Как хорошо летом на реке!»
Опорные слова: жаркое лето, река, песок. Купались, загорали, плескались.
Заслушиваем несколько текстов каждого варианта. Ученики называют наиболее удачные тексты. Учитывая соответствие теме и основной мысли, образность языка, точное употребление слов, правильность составления предложений и связь их друг с другом.
Итог урока.
- Что такое тема текста?
- Что выражает основная мысль текста?
-Что должен отражать заголовок текста?
Домашнее задание.
К своим текстам нарисовать иллюстрации.
Рефлексия.
- Выберите смайлик, который изображает ваше настроение, с которым вы уходите с урока.