Многофункциональное развивающее пособие Разноцветная семейка для детей дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Ныробский детский сад»




Многофункциональное развивающее пособие
«Разноцветная семейка»
для детей дошкольного возраста







Воспитатель
I квалификационной категории
Залогина Надежда Анатольевна









Пояснительная записка

Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому, развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире. Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Наличие дидактических игр и пособий создает условие для проявления и стимуляции у детей интереса к обследованию предмета: формы, цвета, количества, расположения и простых зависимостей между объектами. Эти игры организуются как совместные, так и индивидуальные, но в целом они способствуют сенсорному и общему умственному развитию детей. Огромное количество разнообразных игр и игрушек можно купить в магазине, но хочется порадовать детей и играми – самоделками. Накопилось очень много капсул от киндер-сюрпризов. Собирали их вместе с детьми моей группы. Вот и решила изготовить игрушку.
Представленное пособие могут использовать как воспитатели, так и родители для групповой и индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
- развивать мелкую моторику рук
- развивать сенсорное восприятие
- развивать пространственную ориентировку
- способствовать развитию качественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке
- развивать длительный речевой выдох
- развивать навыки слогового анализа
- развивать навыки звукового анализа
- обучать анализу и конструированию предложений
- обогащать словарный запас
- способствовать совершенствованию лексико-грамматических конструкций (согласование прилагательных с существительными, согласование числительных с существительными)
- развивать связную речь
ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ
Игрушка состоит из основной семьи гусениц (10 штук разных цветов и длины), комплекта листьев с аппликациями (10 штук) по размеру гусениц. Листья снабжены пуговицами для пристегивания аппликаций и прорезями для лапок гусениц.
Тело гусениц состоит из головы и сегментов. Головы – это обвязанные теннисные шарики с симпатичными личиками и разными прическами. Сегменты – это обвязанные капсулы от киндер-сюрпризов. Головы и сегменты снабжены кнопками, которые обеспечивают их соединение и трансформацию. Каждый сегмент имеет пару лапок-пуговиц для крепления гусениц к листочкам. Каждая гусеница имеет свои функции и атрибуты.
Гусеница № 1 – розовая – состоит из одного сегмента. Гусеница № 2 – темно-зеленая – имеет 2 сегмента. Гусеница № 3 – желтая - имеет три сегмента со знаком ударения (ударные слоги). Гусеница № 4 – сиреневая – имеет 4 сегмента (это слоги для слогового анализа). Гусеница № 5 – голубая - имеет пять сегментов, которые снабжены ленточками для завязывания бантиков. Гусеница № 6 – оранжевая – имеет шесть сегментов и снабжена крутящимися цветочками для развития дыхания. Гусеница № 7 – зеленая – имеет семь сегментов (это мягкие согласные звуки). Гусеница № 8 – синяя – имеет восемь сегментов (твердые согласные звуки). Гусеница № 9 - фиолетовая – имеет восемь сегментов (это маленькие слова для конструирования предложений). Гусеница № 10 – красная – имеет десять сегментов (гласные звуки).
Предлагаю несколько вариантов игр. Проявив фантазию, можно придумать еще множество игр с этой забавной игрушкой.

ВАРИАНТЫ ИГР
«Собери гусениц»
Задачи: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета.
Материалы: гусеницы всех цветов.
Собери гусеницу какого-либо цвета, соединяя брюшки. Гусеницу какого цвета ты собрал?

«Найди листочек»
Задачи: развивать мелкую моторику, учить соотносить предметы по размеру.
Материалы: гусеницы всех цветов, листья.
Для каждой гусеницы найди листочек соответствующего размера. Прикрепи гусениц к листу с помощью пуговичек.

«Длинная и короткая»
Задачи: закреплять представления о длине и цвете, пополнять словарный запас («самая длинная», «самая короткая»).
Материал: гусеницы всех цветов.
Найди и покажи самую длинную (короткую) гусеницу. Какого она цвета?

«А ну-ка, посчитай»
Задачи: закреплять навык количественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Материалы: гусеницы всех цветов.
Возьми всех гусениц и разложи их по порядку от самой короткой до самой длинной. Попробуй посчитать в обратном направлении.


«Посмотри и запомни»
Задачи: закреплять навык порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.
Материалы: гусеницы любых пяти цветов.
Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Внимательно посмотри на них одну минуту. Закрой глаза. Попробуй назвать по порядку, гусеницы каких цветов лежат на столе. Открой глаза и проверь.

«Что изменилось?»
Задачи: закреплять навык порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.
Материалы: гусеницы пяти цветов.
Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Внимательно посмотри на них одну минуту. Закрой глаза. Открой глаза и посмотри, что изменилось. Гусеницы какого цвета не стало? Гусеница какого цвета появилась?

«Собирай и называй»
Задачи: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, память, мышление, речь, умение различать цвета.
Материалы: красная, желтая, синяя, розовая, оранжевая, зеленая гусеницы.
Положи перед собой красную, желтую, синюю, розовую, оранжевую и зеленую гусениц. Какие гусеницы лежат слева от розовой гусеницы, а какие – справа? Гусеница какого цвета лежит между желтой гусеницей и розовой? (И т.п.)

«Подари цветочек гусенице»
Задачи: развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве, умение различать цвета.
Материалы: красная гусеница, листочек по размеру, цветочки.
Собери гусеницу красного цвета и посади ее на листочек. Справа от гусеницы пристегни розовый цветочек, а слева голубой цветочек.

«Подружи гусеницу с бабочками»
Задачи: развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве, умение различать цвета.
Материалы: голубая гусеница, листочек по размеру, бабочки.
Собери гусеницу голубого цвета и посади ее на листочек. Справа от гусеницы посади голубую бабочку, а слева розовую бабочку.

«Девочки и мальчики»
Задачи: закреплять навык порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.
Материалы: основная семья гусениц (10 штук), листья.
Разложи гусениц по листочкам. Посмотри на них внимательно. Закрой глаза. Скажи, сколько гусениц – девочек? Сколько гусениц – мальчиков? Каких они цветов?

«Наряди гусениц»
Задачи: развивать мелкую моторику, умение соотносить предметы по размеру, закреплять навык порядкового счета.
Материалы: гусеница со шнурочками, несколько листьев.
Собери гусеницу со шнурочками и завяжи на каждом брюшке бантик. Найди листик и посади на него гусеницу, прикрепив лапки к листику.

«Собери и подуй»
Задачи: развивать длительный речевой выдох, мелкую моторику.
Материалы: оранжевая гусеница с цветочками – вертушками.
Собери гусеницу оранжевого цвета и подуй на цветочки-вертушки.
Следите за тем, чтобы ребенок производил выдох через рот. Выдох должен быть плавным, длительным, вдох – спокойным, через нос.

«Слышу – собираю»
Задачи: развивать фонематический слух, мелкую моторику.
Материалы: красная, зеленая, синяя гусеницы.
Собирай гусеницу из брюшек, когда услышишь звук: один звук – одно брюшко. Собираем красную гусеницу, если заданный звук гласный; зеленую гусеницу – если звук мягкий согласный; синюю гусеницу – если звук твердый согласный.
Учимся выделять звук на фоне других звуков, на фоне слогов, на фоне слов.
«Картинки для гусениц»
Задачи: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
Материалы: синяя и зеленая гусеницы, картинки со звуками С и СЬ.
Собери синюю и зеленую гусениц. Раздай им картинки: бусы, рысь, лось, автобус, слон, василек, сережки. Синей гусенице дай картинки со звуком С, а зеленой гусенице – со звуком СЬ

«Раз, два, три, место звука назови»
Задачи: учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Материалы: три гусеницы с божьими коровками, картинки.
Вариант 1. Ребенок берет картинку, определяет место в звука в слове и сажает божью коровку на нужное брюшко.
Вариант 2. Взрослый предлагает три схемы из брюшек гусениц с божьими коровками (в начале, середине и конце слова) и картинки с определенным звуком. Ребенок раскладывает картинки под схемами в соответствии с местоположением данного звука.


«Составь схему»
Задачи: закреплять навыки звукового анализа, умение различать согласные звуки по глухости и звонкости, твердости и мягкости; развивать мелкую моторику.
Материалы: красная, синяя и зеленая гусеницы, слово-картинка для звукового анализа.
Вариант 1. Составь звуковую схему слова «роза» из брюшек гусениц: красное брюшко – гласный звук, синее брюшко – твердый согласный звук, зеленое5 брюшко – мягкий согласный звук. Определи согласные, глухие или звонкие, подбери нужные брюшки. Посчитай, сколько звуков в слове. Обозначь их буквами.
Вариант 2. Взрослый предлагает ребенку 2 готовые схемы из брюшек гусениц. Ребенок должен разложить картинки под схемами.

«Раз, два, три – слова на слоги подели»
Задачи: развивать мелкую моторику, слоговой анализ, умение определять ударный слог.
Материалы: розовая гусеница (ее брюшки – это слоги), желтая гусеница (ее брюшки – это ударные слоги), картинки.
Вариант 1. Взрослый предлагает детям картинки. Дети делят слова на слоги и собирают схемы из брюшек. При знакомстве детей с ударением дополнительно используем желтую гусеницу, ее брюшки со знаком ударения – ударные слоги.
Вариант 2. Взрослый предлагает детям готовые слоговые схемы (сначала без ударения, затем с ударением) и картинки. Дети делят слова на слоги и раскладывают картинки под схемами.
«Посчитай»
Задачи: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Материалы: основная семья гусениц (10 штук).
Посчитай гусениц от одной до десяти: одна гусеница, две гусеницы десять гусениц.
Посчитай брюшки гусениц: одно брюшко, два брюшка десять брюшек.
Посчитай бантики: один бантик, два бантика десять бантиков.

«Какой? Какая? Какое?»
Задачи: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Материалы: основная семья гусениц (10 штук).
Гусеница какая? (Красная.) Голова какая? (Круглая.) Брюшко какое? (Овальное.) Бантик какой? (Желтый.) И т.д.

«А ну-ка, расскажи»
Задачи: развивать связную речь, фантазию, творческое воображение.
Материалы: основная семья гусениц (10 штук).
Возьми гусеницу, которая нравится тебе больше всех. Дай ей имя и расскажи о ней.

Список использованных ресурсов
1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста, М.; Просвещение 1991
2. Венгер Л.А., Венев И.Д. Развитие восприятия в дошкольном детстве, М.; 2000
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии; 1996, № 5
4. Дагмар А., Дум Э. Цвет, форма, количество, М.; Просвещение, 1984

15