Конспект НОД «Осеннее чудо-дерево» в старшей группе. Изготовление листьев в технике «пластилинография».


МБДОУ «Детский сад №15 «Буратино»
Конспект НОД «Осеннее чудо-дерево» в старшей группе. Изготовление листьев в технике «пластилинография».
Выполнила воспитатель:
Здещиц Ирина Викторовна
п. Кадуй, 2016г.
Задачи.
Обучающие:
- закреплять основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание);
- учить смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка, для передачи окраски осенних листьев;
- учить составлять коллективную композицию из листьев на основе объединяющего образа (дерево).
Развивающие:
- развивать чувство цвета;
- развивать наблюдательность, внимание, фантазию, творческую самостоятельность;
- развивать мелкую моторику (силу, гибкость, подвижность кистей рук, пальцев).
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изменениям в природе с приходом осени, желание радоваться осенним краскам;
- воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве.
Интеграция с другими областями:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
Материалы, оборудование: листья (вырезанные из картона, мягкий пластилин, стеки, доски для лепки; салфетки, кленовые, дубовые, берёзовые, рябиновые и осиновые листья. Макет дерева. Корзина с осенними дарами.
Предварительная работа (основана на знаниях, опыте детей) наблюдения на прогулке за изменениями в природе с приходом осени, Д\и "Детки с чей вы ветки".
Ход занятия.
Ребята, вставайте в круг, прежде чем мы начнем работу давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.
-Ребята, сейчас самое красивое, самое нарядное время года. Перед долгой зимой природа дарит нам волшебные дни. И как это волшебное время года называется…Осень
- Давайте посмотрим в окно. Расскажите, что вы знаете про осень? (ответы детей)
- Ребята, вы знаете, что каждое время года состоит из трех месяцев, назовите осенние месяцы. Ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Давайте вспомним приметы осени (дни становятся короче, а ночи длиннее, чаще идут дожди, облетает листва)
- Молодцы! Проходите на стульчики, садитесь.
- Сколько красивых слов написали поэты о этом времени года. Осень желтая, золотая, багряная, царственная, пламенная.
- Расскажите нам стихи про осень.
Стихи про осень (читают дети)
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда листок? Постой!
Падают с ветки желтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая дарит листья не считая,
Золотые дарят листья
Вам и нам и всем подряд!
Следом за летом осень идет.
Желтые песни ей ветер поёт,
Красную под ноги стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву.
- Действительно, как красиво!
- А кроме стихов и примет осени, существует множество пословиц и поговорок об этом времени года. Давайте сейчас вспомним эти народные мудрости. ( Ответы детей)
Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
Когда гусь улетает - снег выпадает.
В сентябре и лист на дереве не держится.
- Как же прекрасна природа в осеннее время.
- Вспомним и повторим, какими красивыми словами можно назвать осень? (золотая, дождливая, таинственная, интересная, прохладная)
Ну а теперь ребятки, предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Да-нет», она поможет нам закрепить наши знания про осень. Я буду вас спрашивать, а вы мне отвечать да или нет. Но будьте внимательны!Осенью цветут цветы? нетОсенью растут грибы? даТучки солнце закрывают? даКолючий ветер прилетает? даТуманы осенью плывут? даА букашки прилетают? нетЗвери норки закрывают? даУрожай все собирают? даПтичьи стаи улетают? даЧасто-часто льют дожди? даДостаем ли сапоги? даСолнце светит очень жарко? нетМожно детям загорать? нетНу а что же надо делать, Куртки, шапки надевать? Да
МОЛОДЦЫ!
- Скажите, а что происходит с листьями осенью (меняют окраску, опадают)
- Правильно, а листочки каких оттенков можно увидеть осенью (золотые, багряные, красные, коричневые, желтые)
- Да, такое разнообразие цвета, солнечных красок. Даже хмурый день становится не таким унылым, когда смотришь на такие убранства.
- А как называется явление, когда опадают листья? (Листопад)
- Вот мы с вами сейчас тоже устроим листопад, и послушаем шуршание листьев. Вставайте со стульчиков и подходите ко мне.
- Я возьму осенний зонтик, на нем листочки. Возьмите аккуратно по листочку в руку и прошуршите. Когда мы слышим такой звук? (когда ходим по опавшим листьям) А теперь вы наберете побольше воздуха и начнете дуть на листья, так листочки кружатся на ветру.
-У вас очень хорошо получается, вы так старались, такой ветер подняли, что все листья разлетелись, помогите мне их собрать.
Рассыпать осенние листочки.
Д\и "Детки с чей вы ветки".
Я показываю листья, дети называют деревья (береза, рябина, клен, дуб, осина). Вы настоящие помощники!
- Берите стульчики и проходите за стол.
- Ой, а что это у нас?
- Ребята, а какого цвета у вас листочки? (белые)
- А почему они белые? Наверно осень над нами подшутила.
- Мы возьмем и раскрасим их в яркие цвета.
- А чем мы можем их раскрасить? (ответы детей)
- Раскрашивать будем необычным способом ни красками, ни карандашами, а пластилином. Такая техника называется пластилинография.
А прежде чем приступить к работе, давайте приготовим наши руки к труду. На этой тарелочке лежат другие подарки осени.
- Посмотрите, что это? Орешки, конечно.
- Берите по орешку в руку и сделаем массаж ладошек.
Орешек держим мы в руке,
Зажимаем в кулаке.
Опускаем, зажимаем
И в ладошках покатаем.
Взад, вперед орех гоняем.
Мы погладим им ладошку,
Будто бы сметаем крошки,
Каждым пальчиком сожмем
И другой рукой начнем.
- А теперь начнем работу.
Объяснение последовательности работы.
1. у вас есть листочки, подносы с материалами.
2. Выберите пластилин необходимых цветов. Вспомните, как смешивать пластилин, чтобы получить новый цвет или оттенок.
3. Наносим пластилин на листик из картона. Размазываем пластилин тонким слоем от середины к краям листика. Лишний пластилин убираем.
4. Чтобы сделать прожилки на листике, берем стеку и рисуем линии.
(показывать все этапы работы)
Во время работы детей слежу за осанкой, оказываю индивидуальную помощь.
(звучат аудиозаписи осенних вальсов)
- Ребята, посмотрите, какие замечательные осенние листья у нас получились.
- Давайте украсим ими наше чудо-дерево. (вынести макет дерева)
- Назовите части дерева. (ствол, крона, корни)
- Разместим листочки на ветках. Наденем осенний наряд!
- Какое необычное дерево у нас получилось! Вам нравиться?
-А что в нем необычного вы видите? (ответы детей: на нем разместились листья от разных деревьев)
- В какой технике мы сегодня работали?
- Рассмотрите все листочки.
- Как ты получил такие красивые цвета?
Молодцы !!! Пусть это необычное дерево украшаем вашу группу, дарит вам тепло и радостное настроение!
- А зимой вы можете нарядить в зимний наряд!
- Я думаю, вы постарались не меньше, чем волшебница Осень.
Поэтому, я хотела бы сказать, что вы такие старательные и угостить вас и наших гостей осенними дарами. Ведь осень не бывает без подарков и угощений!
Список использованной литературы
1. Н.Н. Логинова Художественное творчество. Изд. Волгоград, «Учитель» 2014г.
2. Сборник стихов для детей. Изд. «Свет» 2012г.Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г.2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г.3. Вальс «Осенние мелодии»4. http://maam.ru.