Конспект урока по русскому языку «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ».


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №54»
Республика Татарстан
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
«Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ».
подготовила
учитель начальных классов
Садыкова Назлыгуль Загировна
Набережные Челны 2015
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Перспектива.
Тема урока
«Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ». Место урока по теме
2 урок в разделе «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн». Тип урока:
повторно-обобщающий Формы, приемы, методы:
фронтальный опрос, самостоятельная работа в группах, индивидуальные задания, творческое задание. Целевые установки урока
Предметные:
•повторить понятие шипящие согласные звуки;
•понимать, почему написание буквосочетаний жи—ши носит традиционный характер и является орфограммой;
•закрепить умение написания орфограмм жи—ши;
•понимать необходимость разграничивать случаи ударного и безударного употребления орфограмм жи—ши;
•повторить сведения о группах слов — названий предметов и действий.
Метапредметные:
•активно использовать слова с изученными орфограммами в письменной речи, связных текстах;
•развивать речь при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов, при изменении слов — названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста;
•обогатить речь словами речевого этикета, развивать речь учащихся.
Личностные:
•формировать уважительное отношение к языку и его традициям;
•формировать интерес к истории языка. Педагогические технологии:
Метод проблемного обучения,
Обучение в сотрудничестве
Обучение к самооценке. Оборудование:
Учебник русского языка Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, индивидуальные сигнальные карточки, рабочие тетради.

Дидактическая структура урока Деятельность учителя
Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Организационный момент  - С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем мы урок!
 Проверка рабочих мест      Умение настраивать себя на работу Словарная работа  Товарищ
- Перепишите слово.
- Поставьте ударение.
-Назовите орфограмму, подчеркните её.
- Можем ли проверить?
- Значит какое это слово?
- Что обозначает это слово?
- Придумайте предложение с этим словом.
- Запишите свои предложения.  
-Нет
-Словарное - ее написание нужно запомнить.
- Товарищ – друг, приятель.
- Мы с товарищем пошли гулять.      Развивать речь при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов. Актуализация знаний Орфографическая работа   (Задание на карточке.)
-Проверьте диктант Вани. Исправьте, если нужно, ошибки.
-Какие ошибки вы нашли?
- Что посоветуете Ване?  
- Запомнить правила: ЖИ—ШИ пиши с буквой И, имена людей — с заглавной буквы.  
Малышы гриша и саша строили в лесу шалашы. Вдруг под большыми шырокими листьями мальчики заметили ёжыка. Теперь ёжык жывёт у саши. Мышы боятся ежа.  Закрепить умение написания орфограмм жи—ши
Правило написания большой буквы в словах.  Умение вести диалог
Формировать уважительное отношение к языку и его традициям
Самоопределение к деятельности -Запишите транскрипцию слова мыши. (Один ученик работает у доски.)
-Сравните звуковую и буквенную запись слова. Что интересного заметили?
-Определите тему урока. Над правописанием какого буквосочетания мы сегодня будем работать?
- Для чего нам знать это правило?  
[мышы]
- Звуки [ж] и [ш] твердые, после них слышится гласный [ы], но после букв ж и ш нужно писать и, так договорились между собой люди. Когда-то очень давно эти звуки в нашем языке были мягкими, и с тех пор осталось правило, которым мы пользуемся и сегодня.
- Сегодня мы будем продолжать заниматься над правописанием слов с буквосочетаниями жи, ши.
- Чтобы правильно писать слова с сочетаниями жи-ши.  Понимать, почему написание буквосочетаний жи—ши носит традиционный характер и является орфограммой   Работа по теме урока -Запишите в два столбика слова, которые обозначают предметы и действия предметов.
Сверка с образцом на доске.
—Подчеркните орфограмму. Устно составьте 1—2 предложения с данными словами (по выбору).
Самостоятельная работа в тетрадях.
Оценивание своей работы с помощью смайликов.
Устная работа со всем классом.
Работа по учебнику
Упр. 104 (с. 73) Умение находить ошибки и исправлять их, оказывать взаимопомощь.
Умение работать самостоятельно.
Умение слушать собеседника и вести диалог.
Физминутка- На море всё спокойно, давайте и мы отдохнём. Повторение движений за учителем. Рыбки плавают, ныряют.
Кувыркаются в пруду.
То сомкнутся, разомкнутся
То зароются в песке. Ценностное отношение к здоровому образу жизни. Продолжение работы по теме урока —А могут ли после букв ж и ш стоять другие гласные буквы, не только и?
—Какие буквы надо вставить в слова? Как их проверить?
—Сделайте вывод.
жалеть – жалость, шаровая – шар
После букв ж, ш могут стоять другие гласные буквы, их написание можно проверять. На доске записаны словосочетания с пропуском гласных букв в словах.
Ж.леть котенка, ж..вёт в лесу; острые ш..пы у розы; ш..ровая молния. Умение применять знания на практике Умение удерживать учебную задачу.
Умение высказывать свою точку зрения. Рефлексия  —Я буду читать слова. Если вы считаете, что в слове есть буквосочетания ЖИ или ШИ, ставьте «+», если нет — «—».
- Обменяйтесь карточками, проверьте работу соседа по образцу на доске.
- Оцените работу соседа с помощью смайликов.  Работа в индивидуальных карточках.  Игра «Самый внимательный»
Пожалеть, пружина, шептать, пушистый, служить, стрижи, жевать, жалеть, пассажир, шиповник.
   
Умение находить ошибки и исправлять их, оказывать взаимопомощь.
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Подведение итогов урока
Домашнее задание -Закончите предложения.
Упр. 105 (с. 73) в учебнике Сегодня на уроке я узнал……
Мне показалось интересным………
Меня удивило……… Умение самооценивать результат своей работы.
Список использованной литературы
1. Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной. Учебник русского языка. 2 класс. Ч.1.- М.: Просвещение, 2012.
2. Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс. Ч.1.- М.: Просвещение, 2015.
3. Яценко И.Ф., Ситникова Т.Н., Рылова Н.А. Поурочные разработки по русскому языку. 2класс. – М.: ВАКО, 2013.
4. Т.В. Шклярова. Сборник самостоятельных работ. 2 класс. – М.: «Грамотей», 2013.