Исследовательская габота по физической культуре на тему Игровой метод как средство укрепления здоровья детей младшего школьного возраста


ИГРОВОЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понятие здоровья, современные проблемы здоровья школьников
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, которое обеспечивает гармоническое развитие личности. Важное слагаемое человеческого фактора – это активная долгая жизнь. Здоровый и духовно развитый человек счастлив потому, что он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.
В научной литературе содержится множество определений здоровья, среди которых наиболее распространенными являются следующие:
1) состояние полного физического, психического и социального благополучия;
2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность;
3) целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
По данным Министерства здравоохранения РФ, в последние десять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются среди болезней костно-мышечной системы, системы кровообращения, эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости у подростков (15 - 17 лет).
Большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». У них наблюдаются функциональные нарушения, не достигшие порога болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма, повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи им не выставили. Однако отсутствие медицинского диагноза еще не является свидетельством здоровья.
Согласно материалам, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% российских школьников. Между тем врачи-педиатры, учителя и воспитатели, сталкиваясь с проблемами детского здоровья, не всегда действуют профессионально, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием.
Можно говорить о трех видах здоровья: физическом, психическом и нравственном (социальном).
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Человек, ведущий здоровый образ жизни всегда активен, он защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды, что позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ на период с 2000 по 2006 год 43 % учащихся страдали различными хроническими заболеваниями; 63 % - имели нарушения осанки; 18 % старшеклассников - повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают, последние исследования около 30 % детей школьного возраста, составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония, атеросклероз.
Проблема формирования ЗОЖ и укрепления здоровья учащихся одна из приоритетных направлений развития образовательной системы современной школы. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Министерством Образования и науки РФ № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» лежит духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, сохранение их психического и физического здоровья.Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в федеральном государственном образовательном стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений:
-создание здоровьесберегающей инфраструктуры;
-рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;
-эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
-реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и ЗОЖ всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья и формировании ЗОЖ занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ.
В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие укреплению здоровья учащихся в сфере, как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ.
Однако до сих пор не разрешено имеющееся в науке и практике противоречие между насущной потребностью в формировании и обучении здоровому образу жизни учащихся и отсутствием целостной теории и технологии ЗОЖ. Данное противоречие обусловлено в первую очередь отсутствием единого понимания здоровья человека, рассмотрением его в целостности.
Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в монографии А.Г. Щедриной (1989). Этот метод получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апанасенко (1990), Р.И. Айзмана (1991), Э.М. Казина (1999), В.П. Казначеева (2001) и др. Содержательная характеристика категории здоровья может быть получена при глубоком анализе его компонентов.
Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов» (1968). Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному.
В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия.
По данным Терещевой О.Л. (2001) духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.
Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.
Психический компонент определяется, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально-волевой сферой.
Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.Таким образом, в характеристике понятия "здоровье" используется как индивидуальная, так и общественная характеристика. В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Таким образом, проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.
В последнее время возрастает количество людей различных профессий и мировоззрений, предлагающих (к сожалению, в подавляющем большинстве на уровне советов и порой не бескорыстно), с их точки зрения, единственно верные пути сбережения здоровья обучающихся в школе детей.
Решение этой проблемы будет успешным только в том случае, если будут предложены и реализованы способы с учетом всех факторов, обуславливающих данную проблему. Действительно, проблема сохранения здоровья учащихся школ является многофакторной. И каждый фактор - целый «букет» причин, негативно влияющих на здоровье детей. Если учитывать только один фактор, то проблему сохранения здоровья не решим.
2. Здоровьесберегающие технологии и их применение на уроках физической культуры
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений. Формирование опыта здоровьесбережения приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 30-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамическая пауза, разучивание физических упражнений и другое.
Несомненно, лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но учитывая, что динамичность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому необходимо стараться не требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.
На своих уроках необходимо как можно чаще использовать элементы здоровьесбережения.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.
Следуя этому технологиюможно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Е.Н. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровье сберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
-условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
-рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
-соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
-необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
В эту систему входит:
-использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;
-учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы;
-создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;
-использование разнообразных видов здоровье сберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Основные компоненты здоровье сберегающей технологии:
-аксиологический, осмысление учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром;
-гносеологический, приобретение необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психпрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных;
-эмоционально-волевой, проявляются психологические механизмы. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются;
-экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие;
- физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют рассмотреть ее функциональные составляющие.
Функции здоровьесберегающей технологии:
1. Формирующая функция: осуществляет на основе биологических и социальных закономерностей становление личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Воздействие на личность оказывают социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
2. Информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
3. Диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
4. Адаптивная: воспитание учащихся направленности на здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость различного рода стресс генным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
5. Рефлексивная функция: переосмысление предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
6. Интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Рассмотренные технологии подразделяются на следующие типы:
1.Здоровьесберегающие технологии (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).
2.Оздоровительные технологии (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).
3.Технологии обучения здоровью (включение тем в предметы общеобразовательного цикла).
4.Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).
Главной задачей современного общества является внедрение здоровьесберегающих технологий в школьный образовательный процесс.
Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;
- организованных подвижных игр на переменах;
- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах. объем физкультурно-оздоровительной двигательной активности обучающихся образовательных учреждений должен составлять не менее 8 часов в неделю. Распределение интенсивности и продолжительности двигательной нагрузки в течение дня и недели должно строиться с учетом возрастных особенностей учащихся, состояния их физического здоровья, возможности образовательного учреждения для проведения оздоровительно-спортивных мероприятий.
Учебно-воспитательный процесс в целом, все педагогические концепции, методики, технологии должны иметь здоровьесберегающий характер. Необходимо иметь научно обоснованное представление о том, как следует организовать все стороны школьной жизни, чтобы исключить негативные воздействия на организм детей и обеспечить его благоприятное развитие.
Опора на здоровьесберегающие технологии при организации учебно-воспитательного процесса помогает повысить качество усвоения знаний, так как оптимальное протекание функций организма обеспечивает высокую работоспособность и комфортное состояние школьника. Наконец, организация жизнедеятельности школьника с позиций сохранения и укрепления здоровья способствует формированию у детей культуры здоровья как естественной составной части общей культуры.
Сегодня необходимо изменить систему школьного образования, чтобы она вызывала подлинный интерес и истинную активность учащихся и укрепляла, формировала их здоровье.
Таким образом, процесс физического воспитания в школах должен быть представлен как целостная система физкультурного образования школьников, сориентированная на профилактику и сохранность здоровья, оптимизацию физического развития и физической подготовленности.
3. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов
Одно из основных условий высокой эффективности системы физической подготовки учащихся заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.
Детский организм не уменьшенная копия организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка. Развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенно старшего школьного возраста.
Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые проходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. От момента рождения до взрослого человека ребенок приходит через определенные возрастные периоды.
Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства сопротивляемость организма.
Ребенок 6-10 лет – это не уменьшенная копия взрослого человека. Это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Поэтому не допустим перенос средств, методов, приемов, которые учитель использует в среднем и старшем звене. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.
Изучение процессов роста и развития детей младшего школьного возраста показывает, что темпы индивидуального развития не одинаковы. Большинству детей присущи определенные, соответствующие возрасту темпы развития. Но в любой возрастной группе существуют индивидуумы, опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Количество отстающих детей в последнее время увеличивается, и этот факт необходимо учитывать при организации и проведении учебного процесса.
Развитие детей в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. В среднем ежегодно у мальчиков и девочек длина тела увеличивается на 4-5 см, масса - на 2-3 кг, окружность грудной клетки – на 1,5-2 см.
Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.
Происходит дальнейшее окостенение и рост позвоночника (тел позвонков, остистых отростков). Позвоночник все еще гибок и податлив. В связи с этим длительное неправильное положение тела ребенка во время занятий, ношение тяжести в одной руке, ранняя спортивная специализация могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки, ранним остеохондрозам, вследствие чего происходит сдавливание кровеносных сосудов, находящихся между позвонками, что приводит к ухудшению питания позвонков и нарушению их развития. В этом периоде начинается его формирование. К 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна. Позвоночник обладает наибольшей подвижностью с 8-9 лет. Именно в этот период нередки нарушения осанки и деформации позвоночника. Одной из задач учителя физической культуры на уроке должно быть обеспечение правильного формирования скелета. При этом надо помнить о том, что нарастание силы мышц-сгибателей, при их постоянном тоническом напряжении опережает развитие мышц-разгибателей. Необходимо подбирать упражнения, направленные на укрепление мышц-разгибателей. Не рекомендуется использовать упражнения, связанные с резкими толчками (приземление в прыжках с большой высоты). Следует ограничить высоту прыжков, так как кости таза еще весьма подвижны. Необходимо уменьшать нагрузку в висах и упорах, ввиду того, что кости грудной клетки еще не срослись и не окрепли.
В младшем школьном возрасте происходит нарастание мышечной массы, увеличивается мышечная сила. Более интенсивно развиваются крупные группы мышц. Дети способны к движению с большой амплитудой. Здесь используются упражнения на воспитание качества силы, связанные с преодолением массы своего тела (лазание, перелезание) в наклонном и вертикальном положениях. Мелкие же группы мышц, отвечающие за точность движения (мышцы ступни, кисти) развиты недостаточно. Поэтому в любой урок необходимо включать упражнения на мелкую группу мышц. С этой группой мышц необходимо работать всем учителям, используя на уроках малые формы физической культуры (физкультминутки, физкультпаузы).
Мышцы у детей этого возраста имеют тонкие волокна, бедны белками и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Следует избегать больших по объему и, особенно, по интенсивности нагрузок, так как они приводят к большим энергозатратам, что может повлечь за собой общую задержку роста. Осторожность в дозировке упражнений и их подборе обуславливается также тем, что вегетативная функция движений отстает от развития моторики.
Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.
Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.
В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.
Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм.рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После заданий, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематические физические упражнения обычно приводят к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяют функциональные возможности детей младшего школьного возраста.
Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на "пластические" процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла.
И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.
Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.
Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.
Поэтому нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию "мышечного корсета" и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.
Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы.
К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы "замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга", лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).
4. Игра как основной вид двигательной деятельности детей младшего школьного возраста
Основатель российской системы физического воспитания. Ф.Лесгафт отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.
В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это школа общения ребенка. Игра объединяет родителей и детей.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Этот возрастной период определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления.
Этот возраст благоприятный для развития координационных и кондиционных способностей, выносливости к умеренным нагрузкам и скоростно-силовых качеств. В связи недостаточности развития ЦНС ребенка его организм не способен работать в длительном мышечном напряжении, поэтому у детей быстро наступает утомление. В этот период нельзя допускать переутомление у детей.
С первых же дней требования в школе у детей возникают позиция общественно значимой и общественно оценивающей деятельности. Однако такая широкая мотивация, определяемая новой социальной позицией, не может поддерживать учебу в течение длительного времени и постепенно теряет свое значение.
Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время.
Учитель физкультуры должен развивать у учащихся потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитым.
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями игрового метода являются:
1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Одним из подходов к трактовке сущности игры является понимание ее как способа усвоения человеком знаний и умений. И, действительно, игра уже давно используется в качестве особого средства обучения и воспитания, имеющего специфическое содержание и целевую направленность в зависимости от психолого-возрастных особенностей человека.
Педагогическое объяснение сущности игры потому во многом связано с проблемами воспитания и образования отмечает Э. Майнберг, что игра рассматривается в первом случае как средство достижения цели, лежащей вне игры, а во втором - как процесс, имеющий ценность сам в себе как таковой. То есть подчеркивается, что сама игра ведется в игре и для игры. Такой подход, как показывает анализ, не позволяет достичь понимания сущности игры, ибо, отдавая предпочтение педагогическим ее аспектам, упускается общий аспект игры - общечеловеческий - как основы становления человека.
Для всех специалистов физической культуры и тех, кто использует подвижные игры в частности, важно положение, высказанное А.В. Запорожцем: "Характер движений, выполняемых индивидуумом в условиях игры и в условиях прямого задания различен. Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требует от учащегося проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта использования возможностей, выражающихся в самостоятельности и относительной свободе действий, связана с ярким проявлением эмоций. Все это характеризует игру как многоплановое, комплексное по воздействию, важное педагогическое средство воспитания".
Особое внимание внедрению игр в педагогический процесс в качестве ценного воспитательного средства подрастающего поколения уделяли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.В. Гориневский. В их работах подчеркивается, что игра имеет большое познавательное и развивающее значение, сближающее ее с учением и трудом. В то же время у нее есть специфическое отличие от всех других видов деятельности: игра - это всегда свободное применение своих сил и своего творчества, даже в рамках установленных правил. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Отечественные социологи считают, что игра является структурной моделью поведения ребенка, с помощью которой ребенок осваивает окружающую его действительность и готовиться к преобразованию этой действительности.
Игра есть первая самостоятельная деятельность ребенка, где он знакомиться со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, закрепляет представление об изображаемых событиях, о жизни, то есть познает в процессе деятельности.
Играя, ребенок развивается, у него формируются условные рефлексы в тесной взаимосвязи первой и второй сигнальной системы при постоянном взаимодействии организма с окружающей средой и при решающем влиянии воспитания как организованного педагогического процесса. Игровая деятельность, по А.С. Макаренко, - это упражнение в поведении, накоплении "социального опыта", навыков, привычек, традиций. Свободные -вольные игры дают ребенку возможность познания мира и творческого преобразования его, организованные же игры, кроме того, способствуют нравственному воспитанию, развитию их творческой активности, формированию коллективных основ жизнедеятельности.
Отмечая роль подвижных игр в качестве средства борьбы с гиподинамией, С.Д.Неверкович подчеркивает, что наличие соревновательного момента в естественных видах движений позволяет использовать подвижные игры для подготовки занятий спортом.
Немалые заслуги принадлежат Е.А. Покровскому, который впервые поставил вопрос о включении игр в педагогическую практику школы. Он проанализировал детские игры, их роль в физическом развитии в этнографическом и педагогическом плане. Народные игры он оценивал как средство физического развития и указывал, что в них отражаются характерные черты нашего народа.
Многие авторы утверждают, что средства физического воспитания, после их тщательного изучения, могут успешно использоваться в воспитательных и образовательных целях, что в свою очередь позволит более качественно проводить учебно-воспитательный процесс школьников. Однако следует отметить, что не всякое средство физического воспитания может использоваться, а лишь то, педагогическое влияние которого изучено, проверено. В системе физического образования П.Ф. Лесгафт рекомендует, в качестве главного средства при обучении младших школьников основным движениям использовать подвижные игры, в которых должны быть включены естественные физические упражнения (бег, ходьба, прыжки, метание) с постепенным и последовательным увеличением нагрузки. В игре развиваются физические силы ребенка, делается тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива, развиваются организаторские навыки, отмечала Н.К. Крупская и считала игру потребностью растущего детского организма.
Особую роль придавал играм «состоящим в движении» Ян Амос Коменский. Согласно его советам следует использовать подвижные игры, приспособленные к народным обычаям. Игра в жизни детей имеет, такое же значение как трудовая деятельность для взрослого человека, указывал А.С. Макаренко, и является важным средством воспитания и подготовки к будущей трудовой деятельности. Игра и соревнование являются также основным полем успеха для школьников.
Например, одной из трудных задач для учащихся 4-го класса является обучение метанию гранаты одной рукой из-за спины через плечо. К сожалению, с первого класса большинство детей неверно осваивают навыки метания. Чтобы школьники переучились, освоили новую непривычную координацию, им нужно сотни раз выполнить это движение в процессе обучения. Однообразное повторение быстро вызывает скуку, утомляет. Здесь можно организовать соревнования. Каждый ученик получает теннисный мяч. Задача - бросить его об пол так, чтобы он, отскочив, попал в стену, и поймать его после отскока. В этом упражнении рука заносится над плечом так, при метании на дальность и в цель. Малейшее искажение движения затрудняет ловлю мяча. Поймав мяч, школьник получает право сделать шаг назад. Выигрывает тот, кто, пятясь назад, первым дойдет до линии, проведенной в 6 -8 м от стены, в которую должен попасть мяч.
Соревнование проводится несколько раз, а затем можно переходить к следующему этапу обучения - игре. Такие игры, как «Сбей городок», «Перекати мяч», «Поверни щит», где многократно повторяется бросок мяча в цель, помогают сформировать правильный навык.
Подвижные игры считаются наиболее эффективным средством развития быстроты, силы, выносливости, ловкости, способствуют формированию жизненно важных для человека двигательных умений и навыков. Чтобы возбудить интерес детей к спортивной деятельности, к спортивным играм, педагогу необходимо подбирать интересные, увлекательные, доступные для всех учащихся подвижные игры. При выборе игры для урока учитель должен учитывать степень организованности детей, их возраст, уровень физической подготовки, и, в первую очередь, задачи, решаемые на данном уроке.
Используя подвижные игры, можно сформировать у учащихся начальной школы базу для овладения навыками игры в волейбол, баскетбол, работая над тем, чтобы занимательность подвижных игр не была пустой забавой, а была занимательной формой, позволяющей активизировать формирование двигательной активности младших школьников.
Таким образом, в практику работы учителя физической культуры необходимо как можно чаще включать игровые методы работы со школьниками, которые будут способствовать повышению двигательной активности и физического развития учеников.
Анализ результатов анкетирования в контрольной и экспериментальной группах
В ходе проведенного экспериментального исследования уровня физического развития и физической подготовленности учеников 4 классов были определены:
1. Мотивационный уровень обучающихся.
2. Уровень физического развития детей младших классов в начале эксперимента, и в конце эксперимента.
На вопрос: "Чего вы хотите достичь в результате занятий физической культурой?". В экспериментальной группе наибольшее число опрошенных (21,1%) выбрали "стать здоровыми", 18,1% "развить свои физические качества"; 17,1% - найти друзей, товарищей (таблица 1).
В контрольной группе наибольшее число осрошенных выбрали: "Достичь физического совершенства" (20,9%), 15,7% - "Найти друзей и товарищей", 15,9% "Сформировать потребность в регулярных занятиях".
Таблица 1
Уровень физической подготовленности учащихся
Физические способности Контрольные упражнения ККГ ЭЭГ
Быстрота движенииКоординационная способность
Общая выносливость
Скоростно-силовые возможности
Мышечная сила
Мышечная сила
Гибкость позвоночного столба
Координационная способность Бег на 30 м (с)
Челночный бег 3x10 м. (с)
Бег 800 м. (м/с)
Прыжки в длину с места (м)
Подтягивание на перекладине (кол-во раз)
Поднимание туловища лежа на спине
Наклоны в перед в положении сидя (см)Прыжок через скакалку (кол-во раз) 6,9
11,5
6,03
121
2,7
3
6,7
10,2 7,1
11,6
5,93
114
2,5
2,9
6,9
10
Таблица 2
Цель занятий физической культурой
Наименование мотивов КГ ЭГ
Достичь физического совершенства 20,9 18,1
Развить свои физические качества 13,2 15,1
Стать здоровым 14,6 21,1
Найти друзей товарищей 15,7 17,1
Отдохнуть, развлечься 3,6 2,5
Развить в себе чувство прекрасного2,3 2,1
Воспитать морально-волевые качества 13,8 10,0
Сформировать потребность в регулярных занятиях 15,9 14,0
На данном этапе нами проведено анкетирование для выявления основных мотивов занятий физической культурой среди учащихся контрольной и экспериментальной групп (приложение 2).
В результате проведенного анкетирования нами определены основные мотивы побуждающие к занятиям физической культурой (таблица 3).
Таблица 3
Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (%)Мотивы
1.Улучшение состояния здоровья
2.Желание выполнять физическое упражнение
Удовлетворение потребностей в движении
Стремление показать свои способности
Улучшение фигуры
Улучшение физической подготовленности
Желание получить хорошую оценку
Чтобы не отставать от сверстников
Улучшение самочувствия
Желание хорошо выступить
Общение со сверстниками
Снизить вес КГ
12,2
8,1
7,3
6,4
6,7
9,8
13,8
10,5
8,9
5,9
4,1
6,3 ЭГ
11
8,9
7,6
7
6,3
11,2
13,1
11,7
9,6
4,5
5,2
3,9
Из таблицы 3 видно, что среди мотивов первую позицию занимает мотив желания получить хорошую оценку. На втором месте в иерархии мотивов - желание не отставать от друзей. Мотивы занятий физической культурой в первых и вторых классах в основном связаны с процессом деятельности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы).
На данном этапе исследования нами также проведено исследование мотивов, мешающих занятиям физической культурой (Таблица 4).
Таблица 4
Мотивы, мешающие занятиям физической культурой
Наименование мотивов КГ ЭГ
Нет интересов к занятиям физической культурой 22,0 21,1
Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений 17,3 14,0
Мало свободного времени 15,7 11,9
Не вижу в этом пользы 7,1 6,8
Нет физических данных, способностей 5,8 4,2
Желание есть, но все как то не до физкультуры 18,8 18,4
В виду большой загруженностью учебной программы 11,3 9,6
Не могу побороть себя, хотя понимаю, что нужно заниматься 12,0 14,0
В контрольной группе наибольшее количество обучающихся выделяют следующие мотивы: "Отсутствие интереса к занятиям физической культурой 22%", "Лень" - 18,8%, "Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений" - 17,3%, а экспериментальной группе 21,1% - "Нет интересов к занятиям физической культурой", 18,4% - "Желание есть, но не до физкультуры", 14,0% - "Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений" и "Не могу побороть себя, хотя понимаю, что нужно заниматься".
По результатам мотивов, мешающих занятиям физической культурой 15,7% респондентов высказались, что у них мало свободного времени.
Уровень мотивации учащихся к различным урокам определялся по методике Ю.К. Чернышенко детей фотографировали на всех учебных занятиях. За тем исследователь предъявлял фотографии ученику и удостоверялся в том, что он четко понимает, какие уроки на них представлены. После этого ученику предлагалось назвать урок, который ему нравится больше всего, затем следующий и т.д. Результаты исследований показали, почти все стабильно отдают предпочтение физкультурным занятиям.
Далее идут такие уроки, как чтение, ритмика, изобразительная деятельность и математика.
Сравнительный анализ результатов исследования в контрольной и экспериментальной группах
Отношение детей именно к предмету «Физическая культура» изменилось. Обучающиеся стали меньше пропускать уроки, активно участвовать в спортивно-массовых мероприятиях, у большинства ребят выработалось стремление быть ведущими, лидерами и показывать свои способности при проведении подвижных игр, общеразвивающих упражнений. При выполнении домашних заданий показали себя более ответственными, дисциплинированными, стали привлекать к выполнению их родителей и родственников.
Оценка показателей физических качеств проводилась по тестам на выносливость, гибкость, по прыжкам в длину и подтягивание в висе.
Показатели всех тестов в контрольной и экспериментальной группах, как показано в таблице 5, в начале применения специальных подвижных игр были примерно на одном и среднем уровне.
Таблица 5
Показатели тестирования физических качеств в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах на начало и конец эксперимента
Показатели Начало эксперимента Конец эксперимента Прирост, %
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Бег 6 минут, м854 856 905 947 7,5 12
Челночный бег 4х9 м, сек 11,1 11 10,87 10,74 1 2
Подтягивание в висе, кол-во раз 5,50 5,45 7,70 7,73 37 40
Прыжки в длину с места 0,9 0,89 1,05 1,15 18 28
Наклоны вниз 5 5 6,5 7 30 40
При проведении теста на общую выносливость полученные результаты в начале эксперимента были не значительными. Так средний показатель 6 минутного бега составлял 856 м.
После проведенного эксперимента с использованием подвижных игр на выносливость средний показатель 6 минутного бега составлял 947 м. Процент прироста составил примерно 12 %.

Рис. 1 Показатели общей выносливости у детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп на начало и конец эксперимента
Условные обозначения: КГ – контрольная группа на начало эксперимента;
ЭГ – экспериментальная группа на начало эксперимента;
КГ2 - контрольная группа на конец эксперимента;
ЭГ2 - экспериментальная группа на конец эксперимента.
Общая выносливость детей в процессе проведения эксперимента увеличилась и стала высшим показателем к норме в обеих группах (рис. 1). Но в экспериментальной группе темп прироста был больше, чем в контрольной группе
После проведения теста на координационные способности обучающихся 3-4 классов в начале эксперимента средний показатель бега 4х9 м составил 11 секунд. На конец эксперимента этот показатель изменился не значительно и составил 10,74 секунды. Процент прироста составил около 2 %. (рис. 2)

Рис. 2 Показатели координационных способностей детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп на начало и конец эксперимента
Условные обозначения: КГ – контрольная группа на начало эксперимента;
ЭГ – экспериментальная группа на начало эксперимента;
КГ2 - контрольная группа на конец эксперимента;
ЭГ2 - экспериментальная группа на конец эксперимента.
Подтягивание в висе на перекладине в начале экспериментальной работы был на незначительном уровне. Средний показатель количества подтягиваний составил 5,45.
После проведенного эксперимента с использованием силовых подвижных игр средний показатель подтягивания в висе повысился значительно и составил 7,73. Процент прироста составил примерно 40 %. Это свидетельствует о повышении силовых способностях учеников (рис. 3).

Рис. 3 Показатели подтягивания в висе у детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп на начало и конец эксперимента
Условные обозначения: КГ – контрольная группа на начало эксперимента;
ЭГ – экспериментальная группа на начало эксперимента;
КГ2 - контрольная группа на конец эксперимента;
ЭГ2 - экспериментальная группа на конец эксперимента.
Показатели прыжков в длину с места на начало эксперимента были незначительными, что говорило о низкой подготовленности детей. Средний показатель составил 0,89 метров (рис.4).
После проведенной экспериментальной работы с использованием большого количества подвижных игр на прыгучесть средний показатель составил 1,15 метров. Процент прироста составил примерно 31 %.

Рис. 4 Показатели прыжков в длину детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп на начало и конец эксперимента
Условные обозначения: КГ – контрольная группа на начало эксперимента;
ЭГ – экспериментальная группа на начало эксперимента;
КГ2 - контрольная группа на конец эксперимента;
ЭГ2 - экспериментальная группа на конец эксперимента.
После проведенного теста на гибкость в начале эксперимента показатели гибкости были незначительными. Средний показатель составил 5 см.
После проведенного эксперимента с использованием подвижных игр на гибкость средний показатель увеличился незначительно и составил 6,50 см. Процент прироста составил 30 % (рис.5).

Рис. 5 Показатели теста на гибкость детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп на начало и конец эксперимента
Условные обозначения: КГ – контрольная группа на начало эксперимента;
ЭГ – экспериментальная группа на начало эксперимента;
КГ2 - контрольная группа на конец эксперимента;
ЭГ2 - экспериментальная группа на конец эксперимента.
Результаты тестирование учеников на I этапе эксперимента позволяют утверждать, что обследуемый контингент учащихся опытных групп однороден (p>0,05) в представленных показателях физического состояния. Не наблюдалось преимущества ни одной из групп по показателям физической подготовленности. Полученное распределение статистических характеристик позволяет делать вывод о нормальном распределении результатов по всем исследуемым показателям физической подготовленности.
Проведя более детальный анализ достоверности межгрупповых различий, было выявлено, что по некоторым показателям физического состояния отмечались достоверно значимые различия (табл.6.).
Таблица 6
Межгрупповые различия показателей физической подготовленности
учащихся опытных групп
ПОКАЗАТЕЛИ Сочетание межгрупповых различий
ЭГКГ
t p
Общая выносливость (бег 6 минут, м) 0,18 >0,05
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек) 1,89 Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) -2,60 <0,02
Прыжок в длину с места 0,26 >0,05
Тест на гибкость 0,16 Результаты межгрупповых различий в сочетании ЭГ:КГ показали, что достоверно значимые отличия наблюдались в силовых способностях (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) (t=-2,60, р<0,05).
Средние показатели, характеризующие развитие физических качеств до проведения исследования незначительно отличаются друг от друга в экспериментальной группе, что указывает на равномерное развитие детей.
Анализ полученных данных показывает
Рост средних значений показателей физической подготовленности имеет место. В контрольной группе данные показатели возросли с 44,1 балла до 60,0, что составляет прирост на 36,5%. В основной группе данные показатели выросли более значительно: с 43,5 до 70,4, что составило 61,8% прироста показателя. Особенно изменились показатели в категориях: бег 6 минут, подтягивание и прыжки в места.
Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся мы использовали комплекс, состоящий их пяти морфологических и функциональных показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью. Для оценивания физической подготовленности учащихся мы использовали пять тестов - челночный бег 4× 9 м, прыжок в длину с места, подтягивание, 6-минутный бег, тест на гибкость.
В конце эксперимента нами были отмечены явные положительные изменения в уровне физического развития как в контрольной, так и в основной группе эксперимента.
Результаты проведенных тестов уровня физической подготовленности учеников были обработаны в программе MicrosoftExcel 2003, с целью вычисления средних значений показателей. Мы выявили рост средних значений показателей физической подготовленности. Таким образом, можно сделать вывод, что показатели контрольного этапа эксперимента улучшились и в контрольной и в экспериментальной группах, но в экспериментальной группе есть достоверные улучшения результатов.
Данные, которые мы получили в результате проведенного эксперимента, подтвердили гипотезу нашего исследования: что применение игровых методов на занятиях физической культуры в младших классах позволит повысить уровень физического здоровья обучающихся.
Представленные занятия подвижными играми оказали положительное воздействие на динамику силовых способностей верхних конечностей у детей всех итсследуемых групп (ЭГ и КГ) (p<0,01-0,001). В контрольной группе данные изменения вызваны прежде всего широким использованием подвижных игр силовой направленности (в соответствии с проходимыми програмными требованиями на уроках физической культуры).
Полученные результаты за время основного исследования указывают на то, что достоверно значимый прирост наблюдался в экспериментальной группе. Существенные изменения произошли в показателе координационных способностей (челночный бег 4х9 м) в ЭГ, где прирост был достоверно значимым (p<0,01). По средним показателям к концу эксперимента явно превосходила экспериментальная группа.
В показателе общей выносливости (бег 6 минут) значительные изменения наблюдались в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе достоверно значимого прироста не произошло (р>0.05). Это напрямую связано с тем, что занятия подвижными играми позволяют активно развивать общую выносливость.
Высокая степень прироста за время проведения исследования наблюдалась в показателе силовых способностей (подтягивание туловища в висе). Так достоверно значимый прирост отмечался в обоих группах. В контрольной группе данный прирост вызван тем, что на уроках физической культуры велась активная работа с целью сдачи данного норматива, поэтому данное упражнение выполнялось учащимися в конце основной части каждого урока.
Таким образом, следует отметить положительное влияние использование подвижных игр на развитие физических качеств и показатели, характеризующие физическую подготовленность учащихся 4 классов. Наблюдаемые положительные изменения, очевидно, связаны с тем, что учащимся экспериментальной группы были предоставлены подвижные игры, которые способствовали повышению уровня физической подготовленности детей.
Данные, которые получили в результате проведенного эксперимента, подтвердили гипотезу исследования: применение на занятиях физической культурой подвижных игр повышает уровень физического развития, что позволяет повысить мотивационный уровень учеников.
Наш эксперимент включал в себя разработку и проведение системы занятий, обучающих основным движениям и развитию физических качеств младших школьников с помощью подвижных игр. Проведение формирующего эксперимента осуществлялось следующими путями:
1. Использования всех многочисленных поводов, которые в изобилии доставляет повседневная жизнь детей в коллективе и различные виды детской деятельности.
2. Путь, тесно связанный с первым - игры и занятия на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста.
Если в первом случае развитие физических качеств происходило попутно, то во втором - работа по развитию физических качеств детей младшего школьного возраста носила целенаправленных характер.
Игры использовались во всех формах работы по формированию физических качеств у детей младшего школьного возраста; утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.
Игровая форма развития физических качеств повышала настроение детей, способствовала проведению подвижных и спортивных игр в эмоциональном ритме, а самое главное – развитию физических качеств, таких как силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости.
Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.
ВЫВОДЫЗдоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Процесс физического воспитания в школах должен быть представлен как целостная система физкультурного образования школьников, сориентированная на профилактику и сохранность здоровья, оптимизацию физического развития и физической подготовленности.
Подвижные игры считаются наиболее эффективным средством развития быстроты, силы, выносливости, ловкости, способствуют формированию жизненно важных для человека двигательных умений и навыков. Чтобы возбудить интерес детей к спортивной деятельности, к спортивным играм, педагогу необходимо подбирать интересные, увлекательные, доступные для всех учащихся подвижные игры. При выборе игры для урока учитель должен учитывать степень организованности детей, их возраст, уровень физической подготовки, и, в первую очередь, задачи, решаемые на данном уроке.
Следовательно, в практику работы учителя физической культуры необходимо как можно чаще включать игровые методы работы со школьниками, которые будут способствовать повышению физического развития учеников.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Проведенный анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство развития физических качеств, что в свою очередь повышает мотивацию учащихся. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств, но не показана методика формирования умения и навыков по самостоятельному проведению подвижных игр.
2. Выявлено, что средние показатели, характеризующие развитие двигательных способностей до проведения основного исследования незначительно отличаются друг от друга в экспериментальной и контрольной группах, что указывает на равномерное их развитие у детей.
3. Экспериментально установлено, что подвижные игры оказывают положительное влияние на развитие физических качеств и показатели, характеризующие физическую подготовленность учащихся 3 и 4 классов.
Так, достоверно значимые изменения за время основного эксперимента произошли в показателях характеризующих: координационные способности (челночный бег 4х9 м) в ЭГ (p<0,01); общей выносливости (бег 6 минут) - ЭГ (1436,1838,60 м (р<0,001)); силовых способностей (поднимание туловища за 1 минуту) ЭГ (р<0,001).
4.Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной нами методики развития физических качеств детей младшего школьного возраста по средствам использования подвижных игр.
Для формирования мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, а также в целях экономии учебного времени, можно с успехом интегрировать уроки;
2. Соревновательные игры вызывают повышенный интерес со стороны младших школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в движении;
3. Теоретические занятия по физической культуре необходимы для расширения общего кругозора, в частности дают углубленные знания о здоровье, гигиене, своем теле и другое.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баландин В.А. Развитие познавательных процессов детей с 6-10 лет средствами физического воспитания ФК 2000г. №1
Бальсевич В.К., Большенков В.Г., Рябинцев Ф.П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. №2. С. 13 – 18.
Борисенко А.Ф. Совершенствование управления двигательным режимом учащихся начальных классов. - Киев, 1988.
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М., 1999.
Бутин И.М., Леонтьева Т.М., Масленников С.М., Ткачев К.В. Физическая культура в начальных классах: Методическое пособие для учителей. Ч. 1,2. - Ярославль, 1996.
Быков В.С. Теория и практика формирование потребностей в физическом воспитании у школьников ФК 2000г. №1
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование Академия 2001г.
Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М., 1991.
Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 1997.
Дегтерев Ю.В., Литвинов В.Г. и др. Игры – обучение, тренинг, досуг. – М., 1998.
Жуков С.П. Игра и дети // Физическая культура в школе. 1994. №5 С. 14.
Забота о здоровье детей. Под ред. Хрипковой А.Г., Антроповой М.В. - М., 2001.
Зимняя И.А. Педагогическая психология 1999г.
Ильин Е.П. Мотив и мотивация С-П. 2000г.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания М. 1987г.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания С-П. 2002г.
Качашкин В.М. Методика физического воспитания. – М., 2005.
Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. – М., 2002.
Коротков И.И. Подвижные игры детей. – М., 2004.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения М. 1990г.
Менчинская Н.А. Проблемы обучении воспитании и психическое развитие ребенка 1995г.
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М., 2002.
Мухина В.С. Возрастная психология М. Академа 2002г.
Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1995.
Программы Комплексная программа физического воспитания. 1-11 кл. / Лях. Автор: Лях В. И., Зданевич А.А. Издательство: М.: Просвещение, 2012
Программы Физическая культура. 1-4 кл. Рабочие программы / Лях (ФГОС) Автор: Лях В. И. Издательство: М.: Просвещение, 2012
Смирнова С.А. Педагогика: Пед.теории, системы, технологии. М. Академия 2001г.
Степанова О.А. Игровая школа мышления // Начальная школа: плюс – минус. – 2000. №10. – С. 3 – 12.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Кондаков - М. Просвещение, 2009
Физическая культура в школе 2000г. №2,3. 2001г. №8, 2002г. №6.
Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка 2000г. №4,7.
Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. – М., 1995.