Статья Проектный метод как средство эффективного усвоения программы учебной дисциплины «история», совершенствования навыков самостоятельной работы студентов и формирования общих компетенций


Проектный метод как средство эффективного усвоения
программы учебной дисциплины «история», совершенствования навыков самостоятельной работы студентов и формирования общих компетенций
Н. В. Григорьева
ГАПОУ «Краснокаменский горно – промышленный техникум»
Анализ традиционно сложившихся форм, методов и средств организации и проведения занятий в образовательных учреждениях показывает, что в учебном процессе в основном преобладает репродуктивность при восприятии и усвоении информации. Вместе с тем, активная жизненная позиция будущих рабочих и специалистов должна формироваться активными методами обучения. Методы активного обучения направлены, прежде всего, на активный поиск личностной и профессиональной реализации обучающихся [2, с. 10].
Рассмотрим более подробно применение метода проектов как средства эффективного усвоения образовательной программы по истории. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. Метод проектов это всегда:
- практическая направленность;
- решение значимой проблемы;
- получение практического результата – образовательного продукта;
- самостоятельная деятельность обучающихся;
- самооценка результатов деятельности.
Так, при изучении истории XX века, обучающиеся по профессии «Повар, кондитер» (2 курс) выполняли проект «XX век в истории человечества». Целями выполнения проекта были:
- углубление знаний по истории XX века;
- создание пособия по истории;
- решение проблемы невостребованных учебников по истории;
- приобретение умений творчески перерабатывать информацию, представлять результаты своей работы.
Тип проекта: прикладной, с элементами информационного, монопроект, внутриучилищный, коллективный, средней продолжительности.
Источниками информации по реализации проекта стали невостребованные учебники по мировой истории XX века, Интернет, результаты социологического опроса обучающихся и работников учреждения.
Итоговым продуктом деятельности по реализации проекта стал своеобразный «путеводитель» по истории XX века в виде мобильных папок (рубрик проекта): «События XX века», «Личности в истории XX века», «Культура XX века», «Величайшие изобретения XX века», «Социологический опрос».
Результаты работы над проектом:
Повышение интереса к предмету
Формирование умения работать с разными источниками информации
Формирование умения создавать презентацию
Приобретение опыта публичного выступления
Развитие умения работать в команде
Формирование умения самооценки
Значение метода проектов – формирование общих компетенций у студентов:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Список использованных источников
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. - Р-н/Д.: Учитель. 2005. - 244с.
Лезова Л. В. Активные методы обучения как средство профессионального самоопределения студентов УНСПО: диссертация кандидата педагогических наук. – М: 2001. – 10с.
Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе. – М.: Педагогический поиск. 2006. – 21с.