Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания на уроках математики в 5-6 классах по ФГОС


Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания на уроках математики в 5-6 классах по ФГОС



 И будущее уже наступило (Роберт Юнг)

В XXI веке в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Однока трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплины естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, новых форм и методов обучения и воспитания учащихся, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать» (Коко Шанель)
В настоящее время для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Каждому учителю очень сложно преодолеть сложившиеся стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С аналогичной проблемой сталкиваются и обучающиеся, которым непривычно видеть учителя в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет педагогу возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.
Я считаю, что неотемлемым средством обучения математике являются письменные диалоговые задания. Эти задания специально подобраны в соответствии с целями обучения в виде диалога учителя с учеником и организованы при помощи письменных дополнительных вопросов. С их помощью учитель и организует продолжение устного диалога, но уже в письменной форме, воздействуя в комплексе на формирование различных видов УУД. Типология включает: задания на моделирование реальных жизненных ситуаций, задания на планирование деятельности, задания на нахождение и выбор рациональных способов решений, задания на конструирование ситуации по её графической интерпретации, задания на выявление ошибок, задания на практические вычисления.
Рассмотрим пример задания 5-6 класса:
Космический корабль «Вега-1» двигался к комете Галлея со скоростью 34км/с, а сама комета двигалась ему навстречу со скоростью 46 км/с. Какое расстояние было между ними за 15 мин до встречи?V2.
Ответьте на вопросы:
- Что известно?Что требуется найти в задаче?
- Чтоможноиузнать 1 действием?(Скорость сближения)
- Как найти расстояние, зня скорость и время?(Скорость умножить на время)
- Можно ли вторым действием найти расстояние?(Нет)
- Почему?(Скорость и время выражаются разными единицами измерения)
- В чем надо выразить 15 мин.?(В секундах)
- Сколько секунд в одной минуте?(60 с.) Сколько секунд в 15 мин.?(15 умножить на 60)
Решение : 34+46 = 80(км/с)- скорость сближения.
15мин. = 15
·60=900(с), 80
·900=72000(км)
- Как по-другому можно решить задачу?
- Что можно сделать сначала?(Перевести минуты в секунды)
- Что можно найти потом?(Расстояния, которые пролетят комета и космический корабль за это время)
- Что узнаемпоследним действием?(Все расстояние, которое будут между ними до встречи)
Решение : 15мин. = 15
·60=900(с), 46
·900=41400(км)- пролетит комета
34
·900=30600(км)- пролетит космический корабль
41400+30600=72000(км) Ответ.
Выполнение данного задания способствует активизации самостоятельной работы у учащихся и формированию у них УУД, а также позволяют изучать и закреплять новый материал и осуществлять повторение пройденного материала. Такого плана задания можно использовать в печатном и в электронном варианте (на диске, в интернете) при работе с учениками в классе на разных этапах урока.
Очень хорошо применять «Способ постановки целей», который состоит в том, что цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель может надежно опознать. Для того чтобы цели учителя стали целями обучающихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.
В свою очередь приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания - незнания. Например, на уроке математики в 5 классе по теме «Доли и обыкновенные дроби» учащимся можно предложить следующее задание:
У меня в руках веревка. Ее длина 180 см. От веревки надо отрезать 90 см. Но под рукой нет линейки. Как это сделать? (минута на обдумывание)
Ученики, обдумывая ситуацию, приходят к выводу, что должны сложить веревку пополам, тогда мы получим две верёвки по 90 см.
1. Как в общении называется каждая полученная веревка по отношению к неразрезанной верёвке?
Часть, доля. В математике принято одну из равных частей называть долей
2. Как от веревки отрезать 45 см?
При ответе на второй вопрос ученики складывают веревку пополам, а затем одну из частей веревки перегибают посередине.
3. Как назвать отрезанную часть, равную 45 см?
Четверть
Результатом учебного задания является выход на понятия «половина» и «четверть».
Перечисленные средства и принципы позволяют задать школьнику направление в изучении любой образовательной области, и предложить ему оптимальные средства изучения информационного пространства, вооружить эффективными способами работы с информацией, что в совокупности позволяет сформировать умение грамотно работать с информацией любого вида, уметь ее обрабатывать, критически относиться к различного рода факторам, а следовательно уметь подстраиваться к любого рода изменениям и органично вписываться в социокультурную динамически меняющуюся среду.


















Тамбов
2016

Заголовок 1 Заголовок 315